Результаты изучения учебного курса «Физическая культура»

Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в началь­ной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержа­нием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим начальную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» оцени­ваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Освоения учебного предмета

По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достиг­нуты определенные результаты.

Личностные результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, кото­рые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти каче­ственные свойства проявляются, прежде всего в положительном отношении учащихся к заня­тиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совер­шенстве.

Личностные результаты:

– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонациональ­ного российского общества;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других наро­дов;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представ­лений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчиво­сти, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных воз­можностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в со­ответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического разви­тия и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортив­ные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки отдыха;
• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и бла­гоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:
• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представ­лений посредством занятий физической культурой;
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные зна­ния в самостоятельных занятиях физической культурой;
• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной дея­тельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адек­ватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

В области физической культуры:
• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних усло­виях;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функ­циональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также приме­нения их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тес­товых упражнений по физической культуре.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универ­сальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения со­держания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках об­разовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соот­ветствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффектив­ные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способно­сти конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и со­трудничества;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими сущест­венные связи и отношения между объектами и процессами.


В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целост­ной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных ка­честв;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего

• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профи­лактики вредных привычек.

В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доб­рожелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированно­сти и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятель­ности.

В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, ак­тивное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физи­ческого утомления.

В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образ­цами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных уме­ний в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимо­действия.


В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявле­ние к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной дея­тельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собствен­ную точку зрения, доводить ее до собеседника.

В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоя­тельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятель­ности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Предметные результаты:

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельно­сти, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физиче­ская культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятель­ности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с органи­зацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Предметные результаты:

– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укреп­ления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, ве­личиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), по­казателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибко­сти)

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качест­венном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;

– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и со­ревновательной деятельности.

Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:
• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий фи­зической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, неза­висимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий,

• корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнова­ний.

В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физи­ческой подготовке в полном объеме;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной на­правленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудо­вания, спортивной одежды;
• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-при­кладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от ин­дивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формиро­ванию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры дви­жений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направлен­ности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физи­ческой подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.


В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно поль­зоваться понятийным аппаратом;
• способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргумен­тировано вести диалог по основам их организации и проведения;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.


В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, со­ставлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач заня­тия и индивидуальных особенностей организма;
• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных дейст­вий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффектив­ность этих занятий.

Планируемые результаты

По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:

– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;

– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и зна­чение в жизни человека;

– использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;

– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;

– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные сорев­нования, осуществлять их объективное судейство;

– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;

– организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направ­ленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;

– выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком ка­чественном уровне;

– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.

Содержание учебного курса «Физическая культура»

Наши рекомендации