Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Физическая культура»

Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Физическая культура»

Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоко­нравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоро­вья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и спе­цифические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

Основные постулаты предмета «Физическая культура»:

  1. Не бойся пробовать… Иначе вы никогда не узнаете того, что вы могли бы совершить…
  2. Большинство людей намного сильнее, чем они думают, они просто забывают в это верить…
  3. Разрушая стереотипы, мы познаем новое…
  4. Не бойся идти не туда, бойся никуда не идти…

Результаты изучения учебного курса «Физическая культура»

Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в началь­ной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержа­нием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим начальную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» оцени­ваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Освоения учебного предмета

По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достиг­нуты определенные результаты.

Личностные результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, кото­рые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти каче­ственные свойства проявляются, прежде всего в положительном отношении учащихся к заня­тиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совер­шенстве.

Личностные результаты:

– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонациональ­ного российского общества;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других наро­дов;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представ­лений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчиво­сти, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных воз­можностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в со­ответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического разви­тия и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортив­ные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки отдыха;
• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и бла­гоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:
• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представ­лений посредством занятий физической культурой;
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные зна­ния в самостоятельных занятиях физической культурой;
• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной дея­тельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адек­ватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

В области физической культуры:
• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних усло­виях;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функ­циональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также приме­нения их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тес­товых упражнений по физической культуре.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универ­сальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения со­держания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках об­разовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соот­ветствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффектив­ные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способно­сти конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и со­трудничества;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими сущест­венные связи и отношения между объектами и процессами.


В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целост­ной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных ка­честв;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего

• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профи­лактики вредных привычек.

В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доб­рожелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированно­сти и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятель­ности.

В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, ак­тивное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физи­ческого утомления.

В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образ­цами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных уме­ний в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимо­действия.


В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявле­ние к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной дея­тельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собствен­ную точку зрения, доводить ее до собеседника.

В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоя­тельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятель­ности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Предметные результаты:

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельно­сти, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физиче­ская культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятель­ности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с органи­зацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Предметные результаты:

– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укреп­ления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, ве­личиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), по­казателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибко­сти)

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качест­венном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;

– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и со­ревновательной деятельности.

Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:
• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий фи­зической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, неза­висимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий,

• корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнова­ний.

В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физи­ческой подготовке в полном объеме;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной на­правленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудо­вания, спортивной одежды;
• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-при­кладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от ин­дивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формиро­ванию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры дви­жений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направлен­ности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физи­ческой подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.


В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно поль­зоваться понятийным аппаратом;
• способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргумен­тировано вести диалог по основам их организации и проведения;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.


В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, со­ставлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач заня­тия и индивидуальных особенностей организма;
• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных дейст­вий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффектив­ность этих занятий.

Планируемые результаты

По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:

– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;

– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и зна­чение в жизни человека;

– использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;

– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;

– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные сорев­нования, осуществлять их объективное судейство;

– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;

– организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направ­ленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;

– выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком ка­чественном уровне;

– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.

Содержание учебного курса «Физическая культура»

Легкая атлетика.

Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяю­щимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и вы­соту; спрыгивание и запрыгивание;

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Лыжные гонки.

Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение.

Плавание.

Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног. Проплывание учебных дистанций: произвольным способом.

Общеразвивающие упражнения

*Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала.

Класс

Легкая атлетика

Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным поло­жением рук.

Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.

Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.

Лыжные гонки

Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.

Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом.

Повороты переступанием на месте.

Спуски в основной стойке.

Подъемы ступающим и скользящим шагом.

Торможение падением.

Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» 2; игровые за­дания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во

рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом»,

«Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».

На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».

На материале раздела «Спортивные игры»:

· Футбол: удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с од­ного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу; подвижные игры типа «Точная передача».

· Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне го­ловы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за голо­вой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось — поймай», «Вы­стрел в небо», «Охотники и утки».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

Военно- спортивная подготовкаползанье по пластунски под препятствием, прыжки через барьеры, метание мяча в цель.

Требования к качеству освоения программного материала

В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся I класса должны:
иметь представление:
— о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физи­ческой подготовленности;
— о способах изменения направления и скорости движения;
— о режиме дня и личной гигиене;
— о правилах составления комплексов утренней зарядки;
уметь:
— выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
— выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
— играть в подвижные игры;
— выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
— выполнять строевые упражнения;
демонстрировать уровень физической подготовленности .

Контрольные упражнения для определения уровня физической подготовленности:

  • Прыжок в длину с места;
  • Челночный бег 3 х 5 метров;
  • Сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
  • Поднимание туловища из положения «лежа на спине» за 30 сек;
  • Наклон вперед из положения «сидя»

Класс

Легкая атлетика

· Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с измене­нием частоты шагов.

· Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.

· Метание малого мяча на дальность из-за головы.

· Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.

Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами»,«Эстафеты с обручами».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров»,

«Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу»,

«Космонавты», «Мышеловка».

На материале раздела «Лыжные гонки»: «Проехать через ворота», «Слалом на санках», «Спуск с поворотом», «Подними предмет» (на санках), «Кто быстрее взойдет на горку», «Кто дальше ска­тится с горки» (на лыжах).

На материале раздела «Спортивные игры»:

· Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».

· Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными ша­гами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч сред­нему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».

· Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специ­альные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

Военно- спортивная подготовкаползанье по пластунски под препятствием, прыжки через барьеры, метание мяча в цель, прыжки в обруч.

Требования к качеству освоения программного материала

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся II класса должны:
иметь представление:
— о зарождении древних Олимпийских игр;
— о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;
— о правилах проведения закаливающих процедур;
— об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирова­ния правильной осанки;
уметь:
— определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости);
— вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
— выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
— выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
— выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;
— выполнять комплексы упражнений для развития равновесия;
демонстрировать уровень физической подготовленности .

Контрольные упражнения для определения уровня физической подготовленности:

  • Прыжок в длину с места;
  • Челночный бег 3 х 10 метров;
  • Сгибание и разгибание рук в висе ( подтягивание) -мальчики;
  • Сгибание и разгибание рук в упоре лежа -девочки;
  • Наклон вперед из положения «сидя»;
  • Поднимание туловища из положения «лежа на спине» за 30 сек;

Класс

Легкая атлетика

Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.

Лыжные гонки

Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двух­шажного с попеременным двухшажным.

Поворот переступанием.

Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бро­сит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».

На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной».

На материале спортивных игр:

· Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (по­лоса шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал — садись», «Передай мяч головой».

· Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».

· Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

Военно- спортивная подготовкаползанье по пластунски под препятствием, прыжки через барьеры, метание мяча в цель, прыжки в обруч.

Требования к качеству освоения программного материала

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физиче­ская культура» учащиеся III класса должны:
иметь представление:
— о физической культуре и ее содержании у народов Древней Руси;
— о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревнова­тельных;
— об особенностях игры в футбол, баскетбол, волейбол;
уметь:
— составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы, быст­роты, гибкости и координации;
— выполнять комплексы общеразвивающих и подводящих упражнений для освоения техниче­ских действий игры в футбол, баскетбол и волейбол;
— проводить закаливающие процедуры (обливание под душем);
— составлять правила элементарных соревнований, выявлять лучшие результаты в развитии силы, быстроты и координации в процессе соревнований;
— вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений;
демонстрировать уровень физической подготовленности .

Контрольные упражнения для определения уровня физической подготовленности:

  • Прыжок в длину с места;
  • Бег 30 м. с высокого старта или челночный бег 3 х 10 метров;
  • Сгибание и разгибание рук в висе ( подтягивание) -мальчики;
  • Сгибание и разгибание рук в упоре лежа -девочки;
  • Наклон вперед из положения «си
  • Поднимание туловища из положения «лежа на спине» за 30 сек;

Класс

Легкая атлетика

· Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание».

· Низкий старт.

· Стартовое ускорение.

· Финиширование.

Лыжные гонки

Передвижения на лыжах: одновременный одношажный ход; чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции.

Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движе­ний типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела).

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель».

На материале раздела «Лыжные гонки»: «Куда укатишься за два шага».

На материале раздела «Плавание»: «Торпеды», «Гонка лодок», «Гонка мячей», «Паровая ма­шина», «Водолазы», «Гонка катеров».

На материале спортивных игр:

· Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощен­ным правилам («Мини-футбол»).

· Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух ша­гов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощен­ным правилам («Мини-баскетбол»).

· Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); пере­дача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол».

Военно- спортивная подготовкаползанье по пластунски под препятствием,

прыжки через барьеры, метание мяча в цель, прыжки в высоту.

Общеразвивающие упражнения

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»

Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких вы­падов, в приседе, взмахами ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; выкруты с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передви­жениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание туловища (в стойках и седах), прогибание туловища; индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Развитие координации движений: произвольное преодоление простых препятствий; передвиже­ния с изменяющимися направлениями движения, с остановками в заданной позе; ходьба по гим­настической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, концентрацию ощущений, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, седах); жонглирование мелкими предметами; преодоление полос препятствий, вклю­чающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку из матов; комплексы уп­ражнений на координацию движений с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие (например, ласточка на широкой ограниченной опоре с фиксацией равновесия различных положений); жонглирование мелкими предметами в процессе передвиже­ния; упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу; жонглирование мел­кими предметами в движении (правым и левым боком, вперед и назад).

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды сти­лизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления и коррекции мышеч­ного корсета.

Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием тяжести своего тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных гру

Наши рекомендации