Групповые родительские собрания

Проводятся 4-5 раз в году в течение 1 часа (40 минут с родителями, 20 минут с участием детей). Являются действенной формой ознакомления родителей с задачами и методами воспитания детей дошкольного возраста. Н.М. Метенова предлагает следующие этапы проведения родительских собраний.

Основные этапы подготовки родительского собрания:

- анкетирование родителей по теме собрания;

- за неделю в группе вывешивается объявление о родительском собрании;

- изготовление красочных приглашений по теме собрания;

- изготовление памяток, брошюр с рекомендациями по теме собрания;

- подготовка выставок (детских рисунков, поделок; фотовыставки; детской и

педагогической литературы);

- запись ответов детей на магнитофон по теме собрания;

- подготовка оборудования, материала, музыки.

Основные этапы проведения родительского собрания:

- Вступление (может быть под музыку). Короткое, эмоциональное, настраивает на тему предстоящего разговора.

- Выступление воспитателя (дискуссия):

Не затягивать, не рассматривать большое количество вопросов (1-2); не упрекать, не поучать; использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы; рассказывая о нежелательных поступках детей, не называть их фамилий.

- Практическая часть

Выполнение практических заданий всеми родителями (изготовление игрушек, гирлянд, сервировка стола, разучивание точечного массажа, гимнастики для глаз и т.д.).

- Вручение грамот, благодарностей за активное участие родителей в жизни группы, детского сада, успехи в воспитании детей.

- Работа с памятками, брошюрами по теме собрания

- ОКНО – очень короткие новости

Педагог знакомит родителей с новыми сведениями науки в области педагогики и психологии по вопросам воспитания детей.

- Вручение благодарностей родителям

Вручаются призы, грамоты, «медали» за активное участие родителей в жизни группы, успехи в воспитании детей.

- Заключительный этап собрания

Совместная работа родителей с детьми, выполнение практических заданий, конкурсы с участием сказочных героев, как положительного, так и отрицательного характера.

Чаепитие, дегустация овощей, фруктов, выращенного урожая, целебных чаев, витаминных конфет, коктейлей.

- Подведение итогов

Здесь же следует определить тему следующего собрания, сроки его проведения и запланировать участие родителей в его подготовке.

По окончании собрания могут быть индивидуальные разговоры с родителями.

Темы родительских собраний могут быть следующими:

· «О воспитании доброты»

· «Игра в жизни ребенка»

· «О воспитании самостоятельности»

· «Культура поведения ребенка в семье и детском саду»

· «Капризы и упрямства. Пути их преодоления»

· «Поощрения и наказания в воспитании ребенка» и др.

· «Семейные традиции»

При проведении родительских собраний педагогу важно научиться:

- уважать права родителей, соблюдать меру, дистанцию и границы диалога;

- верить в уникальность родителей и их способности найти способы решения проблемы (может с помощью педагогов);

- эмоционально, словами и жестами, мимикой поддерживать родителей;

- активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях в воспитании ребенка;

- определяя проблему, находиться в контексте рассказа родителей о ребенке; не торопиться с выводами и рекомендациями, а создавать условия для инсайда (показывать ситуацию в зеркале своего восприятия, прояснять смысл высказываний, говорить о своих чувствах);

- стремиться к пониманию и совместному решению проблем.

Общие родительские собрания

Организуются 2-3 раза в год. На них обсуждаются задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического, нравственного воспитания и т.п. Темы общих родительских собраний предусматриваются годовым планом. Перед общим собранием отчитывается заведующая ДОУ, родительский комитет. На общее собрание можно пригласить врача, психолога. Юриста, логопеда. Предусматриваются выступления родителей. Этапы подготовки к собранию те же, что и к групповому собранию.

Родительские конференции

Основная цель: обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист, затем он вместе с родителями обсуждает тему в ходе дискуссии.

Конференции могут проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему для родителей («Здоровье детей – здоровье нации», «Роль отца (бабушек и дедушек) в воспитании ребенка», «Почему ребенок не слушается?», «Воспитание будущего семьянина»). К конференции готовится выставка детских работ, педагогической и детской литературы, фотовыставка. Завершать конференцию можно совместным концертом детей и родителей.

Вечера вопросов и ответов

О проведении данного мероприятия в группах и вестибюле детского сада вывешиваются объявления. Родителям предлагается заранее написать интересующие их вопросы, на которые они хотели бы получить ответы (отпускали в ящик для вопросов). Затем собираются все вопросы, анализируются и назначаются выступающие, в зависимости от характера вопросов – заведующая, психолог, врач, юрист и др.

Проблемные группы

Приглашаются родители, которые объединяются не по возрасту детей, а по общим проблемам в воспитании детей. Например,

а) здоровье – физическое воспитание детей;

б) подготовка к школе;

в) формирование характера – нравственное воспитание;

г) проблемы в развитии речи, звукопроизношении детей.

8) Почтовый ящик.Переписку невозможно представить без почтового ящика, в который складываются вопросы, предложения, советы от родителей по разнообразным аспектам воспитания, обучения, развития детей. По мере наполняемости почтового ящика, воспитатели группы знакомятся с поступившей в адрес специалистов детского сада информацией и определенным образом реагируют на нее – отвечают сами или адресуют заведующей, методисту, медсестре, психологу. Ответы на вопросы могут быть также оформлены на стенде для родителей.

Университет педагогических знаний и лекторий

Цель: вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье; обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи; обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания; предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье.

10) Выставки – это собрание предметов (рисунков, фотографий, книг и журналов, детских поделок, летописей группы, семьи и пр.)

Выставки детских работ организуются в детском саду в целях привлечения внимания семьи к результатам обучения детей. Работы детей должны быть подписаны или расположены в индивидуальных ячейках, чтобы каждый родитель мог легко найти работу, выполненную его ребенком. Тематические выставки («Как воспитать здорового ребенка», «Досуг в семье», «Домашнее чтение», «Игры детей», «Общение с детьми» и др.) позволяют познакомить родителей с актуальными вопросами общественной жизни, вопросами теории и практики воспитания и обучения детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, в доступной наглядной форме представить демонстрационный материал.

11) Медиатека.Информация храниться не только в книгах, но и на дисках, аудио-видеокассетах. В состав семейной медиатеки могут быть включены:

· мультимедийные материалы к занятиям с детьми и взрослыми;

· мультимедийные энциклопедии, словари;

· развивающие и обучающие программы;

· собрание медиа – объектов (аудио-, видео-,мультмедиа-,ресурсы):

· коллекция проектов и итоговых мультимедийных презентаций, выполненных педагогами и родителями.

12) Киноуниверситеты или кинолектории

Позволяют широко использовать как короткометражные научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные. После просмотра фильмов – обсуждение.

Тренинги

Проводит психолог с родителями по какой-либо проблеме («Послушание детей», «Поощрения и наказания в воспитании детей», «Развитие воображения», «Детские конфликты»).

14) Акция –это действие, предпринимаемое для какой–либо цели (благотворительность, выражение гражданского протеста, благоустройство детского сада и др.). Инициатором акции в детском саду могут быть как сотрудники детского сада, так и семьи воспитанников.

В последнее время получают распространение акции по благоустройству детского сада, например, «Сделаем наш детский сад красивым!».

Цель акции: объединение усилий родителей, детей и сотрудников детского сада в благоустройстве участков детского сада.

1 этап. Подготовительный. Составление текста обращения к семьям воспитанников и подготовка необходимого материала.

2 этап. Покраска забора.

3 этап. Создание детьми проектов оформления веранд. Презентация проектов родителями.

4 этап. Оформление веранд.

5 этап. Организация и открытие выставки фотографий и рисунков «Как мы делали детский сад красивым». Подведение итогов. Награждение благодарственными письмами активных участников акции.

Наши рекомендации