Билет 32. Информационно-коммуникативное общество в системе этапов общественного развития. Концепция М.Кастельса.
Существует два подхода к исследованию эволюции общества:
1.Цивилизационный (рассматривает эволюцию общества как смену цивилизаций. Исследователи – А.Тоинби, О.Тофлер, Д.Белл и другие).
2.Формационный (рассматривает эволюцию общества как смену общественно-экономических формаций. К.Маркс).
Сравнение стадий развития общества
Стадия развития | Доиндустриальная | Индустриальная | Постиндустриальная |
Тип общества | Аграрное | Промышленное | Информационно-коммуникативное |
Основные ком-ции | Устные, межличностные | Письменные, корпоративные | Электронные, глобальные |
Главный элемент системы | Крестьянин, занимающийся заготовкой сырья | Рабочий, который перерабатывает материал | Специалист, работающий с информацией |
Осн. производственная организация | Семья | Завод, фабрика | Компьютерные и сервисные службы |
Основные технологии | Ручной труд | Механизмы | Компьютерные технологии |
Движущая сила | Естественные природные ресурсы | Искусственно созданная энергия | Информация |
Впервые понятие «информационное общество» стало употребляться во второй половине 60-ых годов XX века. Среди черт информационного общества исследователи отмечали следующие:
· глобальный характер информации, который прорывает государственные границы и организационные барьеры
· увеличение числа занятых в информационной сфере
· расширение демократии
· децентрализация власти
Характеристики информационного общества:
1)Информация становится товаром и основным экономическим ресурсом;
2)Большинство населения занято в сфере сбора, хранения, переработки и передачи информации;
3)Наличие развитой информационной инфраструктуры.
Концепция М.Кастельса
Кастельс проводит принципиальное различие между определениями «информационное общество» (information society) и «информациональное общество» (informational society), и, соответственно, между информационной и информациональной экономикой.
Дефиниция «информационное общество», главным образом, указывает на роль информации в данном обществе, однако, как справедливо отмечает Кастельс, информация в самом широком смысле, как передача знаний, сведений, играла принципиальную роль во все периоды общественного развития. Введенное определение «информациональное» указывает на «атрибут специфической формы социальной организации, в которой, благодаря новым технологическим условиям, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти».
Билет 33. Проблемы и противоречия информационно-коммуникативного общества.
Благодаря развитию глобальной информационной инфраструктуры, мир сжимается до размеров глобальной деревни (М.Маклюэн).
Минусы и проблемы информационного общества:
· Невозможность удержания сообщения в тех границах, на которые оно рассчитано.
· Появились новые типы преступлений, связанных с информационной сферой (экономические, преступления связанные с нарушением тайны частной жизни, нарушение государственной тайны).
· Виртуализация разных сфер жизни общества (повышение значимости вторичных знаковых систем). Виртуальная реальность – искусственно созданная реальность, которая близка к настоящей.
· Неравномерность распределения информационных ресурсов между странами и цивилизациями.
· Сокращение личного пространства человека, потеря анонимности
· Унификация культур
· Международный терроризм
· Рост количества компьютерных преступлений
· Манипуляция сознанием с помощью СМИ
· Нарушение гражданами информационного общества этических норм, асоциальное поведение
· Проблема отбора качественной и достоверной информации
Билет 34. Социальные функции коммуникации.
Функции коммуникации по Лассвеллу:
1.Надзор, наблюдение за окружающей социального субъекта средой, т. е. наблюдательная функция (социальный контроль).
Коммуникация позволяет социальному субъекту, общности постоянно сканировать окружающую среду для того, чтобы получить информацию об угрозах, рисках, возможностях. С помощью коммуникации члены общества получают возможность распространять свое наблюдение среды и выносить ситуацию за пределы своих сенсорных возможностей. Чем лучше реализуется эта функция, тем больше шансов у общности адаптироваться к среде, предвидеть угрозы и выживать.
2.Функция, организующая взаимодействие людей в их ответах на вызовы среды.
В процессе эволюции лучше приспосабливаются те общности, которые лучше взаимодействуют, лучше организованы, которые способны решать более сложные совместные задачи, а все это невозможно вне процессов коммуникации.
Применительно к МК можно говорить об организационной или регулятивной функции. Масс-медиа выступают площадкой для свободного обмена идей. Этот обмен есть форма организации совместной деятельности.