III) По информационной наполненности

  • Содержательная коммуникация. Информационно-насыщенная.
  • Фатическая коммуникация. Информационно-пустая.

Цель:поддержание самой коммуникации

1) Ритуальный характер: ненужная информация, которая имеет цель обеспечить статусные отношения

Пример: честь, отдаваемая президенту и сообщение о готовности к полету со стороны экипажа.

2)Контактно-устанавливающий характер: фразы, фактически не имеющие смысла. Вопросы, целью которых не является получение ответа (How are you?)

IV) По характеру сообщения:

· Вербальная(устная/письменная)

· Невербальная

V) По количеству каналов:

· Одноканальная коммуникация (Пример: СМС без смайлов)

· Многоканальная коммуникация. Осуществление более чем по одному сенсорному каналу. (Пример: ТВ, аудио-визуальный канал)

VI) По типу каналов:

Аудиальная, визуальная, тактильная, вкусовая, обонятельная

VII) По характеру каналов и наличию посредников:

· Непосредственная. Посредник не имеет значимого материального или социального значения.

· Опосредованная. Посредник имеет значение.

1) Естественно-опосредованная. Осуществляется через субъекта-посредника.

2) Искусственно-опосредованная. Осуществляется через технические средства, предметы.

Дополнительные классификации:

VIII) По типу эффекта:

· Эффективная(цель достигнута)

· Неэффективная(цель не достигнута)

IX) По характеру эффекта:

· Конструктивная. Эффект: укрепление соц.связей, смягчение соц.напряженности, преодоление конфликта.

· Деструктивная. Обратный эффект.

X) По сфере осуществления:

· Деловая

· Бытовая

XI) По предмету:

· Политическая

· Экономическая

· Социальная

· Культурно-досуговая

XII) По наличию обратной связи:

· Односторонняя (R не может влиять на S)

· Двухсторонняя (R может влиять на S)

XIII) По соотношению статусов источника и получателя:

· Симметричная

· Ассиметричная

Билет 10. Типология социальных коммуникаций по критерию соотношения источника и получателя.

На основании критерия I (классификация по типу субъектов) можно составить базовую таблицу типов и видов коммуникации:

Тип получателя Тип источника Личность Группа Организация Масса
Личность Межличностная/ внутрличностная (ВЛК-МЛК)   КЛГ   Орг.К МК
Группа КГЛ Межгрупповая (МГК) Орг.К МК
Организация Орг.К   Орг.К Орг.К МК
Масса МК МК МК МК

Личность-личность:дневник, разговор

Личность-группа:слова человека в кругу друзей

Личность-организация:обращение с заявлением в суд

Личность-масса:мода

Группа-личность: поздравление компанией друзей одного человека

Межгрупповая коммуникация: стенка на стенку

Группа-организация: письмо от студентов в деканат

Группа-масса: борьба за независимость этнической общности

Организация-личность: назначение санкций банком за невыплату гражданином кредита в срок

Организация-группа: объявление деканата о стипендии для студентов

Организация-организация: деловые переговоры между корпорациями

Организация-масса: предвыборная агитация партии к избирателям (народу)

Масса-личность: толпа собралась посмотреть на казнь «ведьмы»

Масса-организация: реакция фанатов на победу футбольного клуба

Масса-группа: ненависть народа к малой этнической общности, геноцид

Масса-масса: гражданская война

Личность: индивид

Группа: наличие общего соц.признака, идентичность, признание со стороны других групп.

Организация: формальная структура, иерархия, фиксированные правила входа и выхода, наличие норм и правил, наличие санкций.

Масса: совокупность изолированных индивидов, имеющая объект общего внимания; «совокупность одиночеств».

Билет 11. Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям.

См. билет №9

Билет 12. Модель социальной коммуникации Шеннона-Уивера. Понятие и типология коммуникативных шумов.

N2
E
S
Tr
Cod
Ch
M
R1
R2
decod
N3
N1

Источник S выбирает из пространства информационных выборов, характеризующихся энтропией Е, одно из сообщений для передачи получателю R. Сообщение кодируется и превращается в кодированное сообщение, поступающее на вход передатчика TR. Передатчик преобразует закодированное сообщение в форму удобную для передачи – сигнал М. Этот сигнал по каналу СН поступает на вход приемника R1. Приемник преобразует сигнал в принятое сообщение, обеспечивает декодирование сигнала и декодированный сигнал поступает к R2.

Цель S: снижение неопределенности R2 в части имеющегося у него уровня неизвестности относительно пространства информационных выборов Е.

Е (пространство информационных выборов) в данной модели связано с понятием энтропии.

Ш-В исходили из того, что и S, и R известен полный максимальный набор информационных выборов или сообщений, из которых S выбирает одно для передачи.

Информационная наполненность сообщения состоит в том, какой из возможных выборов совершит S.

Данный тип модели применим как к техническим, так и к соц. комм-м.

Применительно к простейшему техническому взаим-ю (лекция),

- источником выступает мозг S

- передатчиком – голосовые связи S

- сигнал – звуковая волна

- канал – воздух

- приемник – слух аппарат R

- декодирование – мозг R

Важнейший элемент модели Ш-В – коммуникативные шумы.

Ш-В первым предложили классическую классификациюкоммуникат. шумов.

Шумы – любая совокупность факторов, которая вызывает ухудшения кач-ва коммуникации и потерю информации.

Виды шумов по Ш-В:

- Механические. Мех.шум N2 (шум канала) порождается техническими факторами несовершенства каналов коммуникации (помехи в ТВ, шум за окном, мешающий восприятию речи, плохое качество типографской краски в газете)

- Семантические. Сем.шумы N1,N3 – это потеря инф-ии, порожденная трудностями и проблемами при кодировании и декодировании сообщений. Культурные факторы, различия в кодовых языковых системах S и R.

Семантический шум (N1) возникает в рез-те специфических форматов преобразования смыслов сообщения в рез-те кодирования его в культурной системе S.

Семантический шум N1 менее опасен, чем шум N3.

Данная классификация шумов является общепринятой и предполагает различные механизмы борьбы с разного типа шумами.

Ш-В предложили универсальную формулу защиты комм-ии от потенциальных шумов.

Смысл формулы: чем выше вероятность искажения сообщения, тем более информационно избыточным оно должно быть.

Замечания по модели Ш-В:

1) Ш-В, опираясь на энтропийную модель, предложили математическую формулу для оценки кач-ва комм-ии

Идеальная комм-я, согласно их подходу, имеет место в том случае, когда кол-ва отправленной информации = кол-ву полученной.

Основные достоинства модели Ш-В:

  1. Авторы модели первыми разделили в субъектном плане S и передатчик, приемник и R. Это позволило более точно определить причины и факторы потери информации и ухудшения комм-ии.
  2. Предложенные Ш-В классификации коммуникативных шумов универсальны и используются в остальных моделях описания комм-ии
  3. Модель позволяет количественно рассчитать параметры эффект-ти взаим-я и выявить те элементы процесса коммуникации, которые наиболее сильно влияют на потерю информации
  4. Авторы модели предложили формулу избыточности сообщения как универсальный рецепт компенсации потери информации

Основные недостатки модели Ш-В:

  1. Ш-В понимали коммуникацию исключительно в количественном плане. Содержанию сообщений они уделяли малое внимание => оценка качества коммуникации получалась крайне ограниченной.
  2. Модель Ш-В носит исключительно односторонний хар-р, коммуникация не рассматривается как комплексный двухсторонний процесс
  3. В модели не предусмотрены воз-ти обратной связи, обратного влияния R на S.

Наши рекомендации