Цели и задачи реализации Программы.
Содержание
1. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3.Значимые для разработки и Программы характеристики, в том числе характеристики особенности развития детей с умственной отсталостьюлёгкой и средней степени тяжести
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
2. Содержательный раздел:
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка с умственной отсталостью лёгкой и средней степени тяжести, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
2.1.1. Социально-коммуникативное развитие
2.1.2. Познавательное развитие
2.1.3. Речевое развитие
2.1.4. Художественно-эстетическое развитие
2.1.5. Физическое развитие
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
2.7. Иные характеристики содержания Программы
3. Организационный раздел:
3.1.Описание материально-технического обеспечения Программы
3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
3.3. Режим дня
3.3.1. Особенности организации образовательной деятельности
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.5.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
4. Дополнительный раздел
4.1. Краткая презентация Программы
4.2. Приложения:
- Приложение 1. Особенности развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью лёгкой и средней степени тяжести.
- Приложение 2. Комплексно-тематическое планирование
- Приложение 3. Режим
- Приложение 4. Расписание НОД
- Приложение 5. Индивидуальный перспективный план сопровождения ребенка
- Приложение 6. Рабочие программы коррекционных курсов
1. Целевой раздел.
Пояснительная записка
Познавательное развитие
Примерное содержание образовательной деятельности по познавательному развитию
Дошкольный возраст | ||
Цель: создание специальных условий для реализации образовательной деятельности по познавательному развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью лёгкой и средней степени. Задача: обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью лёгкой и средней степени. | Компоненты образовательной области | Целевые ориентиры |
- развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, - формирование познавательных действий, становление сознания, - развитие воображения и творческой активности, - формирование первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве. | - ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Может договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешать конфликты; - ребенок достаточно хорошо владеет фразовой речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построением речевого высказывания в ситуации общения, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, и т.п.; - ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. |
Методическая литература |
Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М., Просвещение, 1984 |
Баряева Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития. СПб. НОУ СОЮЗ, 2005. |
Баряева Л.Б. Математическая мозаика. Рабочая тетрадь для занятий с детьми. СПб. СОЮЗ, 2005. |
Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). СПб. РГПУ им. А. И. Герцена; СОЮЗ, 2002. |
Баряева Л.Б., Зарин А. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. СПб. ЛОИРУ, 2000. |
Буторина М., ХилтуненЕ. Монтессори-материал. М., Мастер, 1992. |
Войлокова Е. Ф., Андрюхович Ю. В., Ковалёва Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб. КАРО, 2005. |
Гаврилушкина О.П.. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. М., Просвещение, 1991. |
Грищенко Т. А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. М., Владос, 2014. |
Дмитреева В. Г. Методика раннего развития М. Монтессори. М. Эксмо, 2014. |
Колосова Т. А. Развитие и коррекция цветовосприятия. У дошкольников. С.- П. КАРО, 2011. |
Кротова Т. Б., Минина О. А., Можейко А. В. Цикл занятий для развития познавательной сферы. М. АРКТИ, 2010. |
Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. Математика от 3 до 7. СПб. Детство-Пресс, 2001. |
Михайлова З. А., Полякова М. Н., Непомнящая Р. Л., Вербенец А. М. Математическое развитие дошкольников. СПб. Акцидент, 1998. |
Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. Детство-Пресс, 2004. |
Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. М., Владос, 2014. |
Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., Владос, 2014. |
Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Наглядный материал. М., Владос, 2014. |
Сорокова М. Г. Система М. Монтессори: Теория и практика. М., Академия, 2005. |
Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., Владос, 2001. |
Танникова Е. Б. Монтессори – группы в ДОУ. М. Творческий центр, 2007. |
Тимошенко Е. И. Чудо Монтессори. М. Форум, 2014. |
Чумакова Г. В. Формированиедочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. М., Владос, 2001. |
Чумакова Г. В. Формирование первоначальных количественных представлений у умственно отсталых дошкольников. М.Владос, 2002. |
Речевое развитие
Примерное содержание образовательной деятельности по речевому развитию
Дошкольный возраст | ||
Цель: создание специальных условий для реализации образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью лёгкой и средней степени. Задача: обеспечить комплексное психолого-педагогическоесопровождение образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью лёгкой и средней степени. | Компоненты образовательной области | Целевые ориентиры |
- овладение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности. | - ребенок достаточно хорошо владеет фразовой речью, - может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, - может выделять звуки в словах, может выделять звуки в словах, составлять предложения из двух-трех слов, определить количество слов в предложении; делить слова на слоги, соотносить звук и букву; - у ребенка складываются предпосылки грамотности; - ребенок проявляет любознательность, может задавать вопросы взрослым и сверстникам, - пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; - знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; |
Методическая литература |
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.И. Логопедические занятия в детском саду. М. Росмэн-Пресс, 2013. |
Баряева Л. Б., Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников: модели обучения. СПбАППО, 2005. |
Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Подготовка к обучению грамоте учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. СПб. СОЮЗ, 2004. |
Володина В.С. Альбом по развитию речи. М.Росмэн-Пресс, 2012. |
Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.: Астрель, 2006. |
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. М. Айрис Пресс, 2005. |
Дорофеева А. Серия наглядно-дидактических пособий «Рассказы по картинкам» для развития связной речи детей 3-7 лет. Лето. Осень. Зима. Весна. М.: Мозаика-Синтез, 2007. |
Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. М., Детство Пресс, 2012. |
Кинаш Е. А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии. М., Парадигма, 2010. |
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-групповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. М.: Гном-Пресс, 1999. |
Краузе Е. Н. Практическая логопедия. Конспекты занятий по развитию речи. С.-П. Корона Вен, 2015. |
Кротова Т. Б., Минина О. А., Можейко А. В. Цикл занятий по развитию речи. М. АРКТИ, 2010. |
Лебедева Е. Н. Ознакомление детей с отклонениями в умственном развитии со звуками окружающей действительности. М., Классик стиль, 2007. |
Медникова Л. С. Развитие чуства ритма у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. А.,ПГУ, 2002. |
Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет. СПб. КОРОНА принт, 2004. |
Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. М., ВЛАДОС, 2008. |
2.1.4. Художественно-эстетическое развитие.
Примерное содержание образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию
Дошкольный возраст | ||
Цель: создание специальных условий для реализации образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью лёгкой и средней степени. Задача: обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью лёгкой и средней степени. | Компоненты образовательной области | Целевые ориентиры |
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; - становление эстетического отношения к окружающему миру; - формирование элементарных представлений о видах искусства; - восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; - реализацию самостоятельной творческой деятельности; - развитие творческих способностей посредством изобразительной и музыкальной деятельности | - Ребенок овладевает основными культурными способами и видами музыкальной и художественной деятельности. - Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах музыкальной и художественной деятельности, - создавать по просьбе взрослого предметные и сюжетные изображения знакомого содержания - - Обладает способностями к изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструированию из разного материала. - Может узнавать две три картины известных художников. |
Методическая литература |
Баряева Л. Б., И. Г. Вечканова. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. С.-П. КАРО, 2009. |
Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. СПб. НОУ СОЮЗ, 2005. |
Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 1991. |
Гавришева Л. Б ,Нищева Н. В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПб. Детство Пресс, 2005. |
Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. СПб. М., Сотис,2002. |
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010 |
Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. |
Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. |
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. |
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010 |
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. |
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. |
Костина Э. П. «Камертон» Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста |
Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. М., Мозаика-Синтез, 2010. |
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. |
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. |
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. |
Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М., Мозаика-Синтез, 2010. |
Лыкова А. И. Изобразительная деятельность в детском саду. М., ТЦ Сфера, 2009. |
Медникова Л. С. Развитие чуства ритма у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. А.,ПГУ, 2002. |
Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. — М.: Аркти, 2001.. |
Овчинникова Т. С. Логопедическиераспевки. С.- П. КАРО, 2006. |
Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. – М. Мозаика-Синтез, 2010. |
2.1.5. Физическое развитие.
Примерное содержание образовательной деятельности по физическому развитию
Дошкольный возраст | ||
Цель: создание специальных условий для реализации образовательной деятельности по физическому развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью лёгкой и средней степени. Задача: обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности по физическому развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью лёгкой и средней степени. | Компоненты образовательной области | Целевые ориентиры |
- приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации и гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики; - формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, - овладение подвижными играми с правилами; - становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - становление ценностей здорового образа жизни | - У ребенка развита крупная и мелкая моторика - Ребенок подвижен, вынослив - Владеет основными движениями - Может контролировать свои движения и управлять ими - Проявляет интерес к тактильно-двигательным играм. |
Методическая литература |
БейтсУ.Г.КорбетМ. Д. Как приобрести хорошее зрение без очков. Вильнюс, 1990. |
Брахман И. И. Валеология — наука о здоровье. — М., 1990. |
Гарбузов В. И. От младенчества до отрочества.— Л., 1991. Гогулан М. Ф. Попрощайтесь с болезнями. М. Советский спорт, 2002. |
Гостюшин Л. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. — М. Зеркало, 1994. |
Демирчоглян Г. Г. Школа здоровых глаз. — СПб. Комплект, 1996. |
Залманов А. С. Тайная мудрость человеческого организма.Ростов-н/Д. Феникс, 2006. |
Змановский Ю. Ф. С аттестатом здоровья. М. Советский спорт, 1990. |
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта // Дефектология. — 1999. — № 6. |
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002. — № 4. |
Куд-ряшова Н. И.Зрение: сохранение, нормализация, восстановление.М. ЛОГОС ВОС, 2000. |
Латохина Л. И. Хатха-йога для детей. — М. Просвещение, 1993. |
Неумывакин И. П. Здоровье в ваших руках. — М.Полигран, 1994. |
Нищева Н.В., Весёлая артикуляционная гимнастика. – СПб. Детство-Пресс, 2010. |
Нищева Н.В., Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб. Детство-Пресс, 2011. |
Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М. Мозаика-Синтез, 2010 |
Пак ЧжеBy. Су-джок для всех. — М. Су-Джок Академия, 2000. |
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. – М. Мозаика-Синтез, 2010. |
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. |
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. |
Рузина М. С, Афонькина С. Д. Страна пальчиковых игр. — СПб. Кристалл, 1997. |
Сохно Н. П. Здоровый образ жизни: двигательная активность и конституция человека. М., 1990. |
Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. – М. Мозаика-Синтез, 2010 |
Торохова Е. И. Валеология: Словарь. — М.СО РАН, НИЦ ОИГГМ, 2000. |
Уманская А. А. Сказка о вирусятах: Метод, рекомендации. — М. Полиграфист, 1991 |
Фрайберг В. С. Точечный самомассаж. — СПб. Знание, 1992. |
Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. — М. Просвещение, 1990. |
Чабовская А. П., Голубев В. В., Егорова Т. И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. — М. Просвещение, 2007. |
Чумаков Б. Н. Валеология. — М. Педагогическое общество России, 2002. |
Шаталова Г. С. Целебное питание. Ек.Литур, 2004. |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Детская деятельность в образовательном процессе (авт. Дыбина О.В.)
Деятельность | Виды детской деятельности |
Двигательная - форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции | Гимнастика: - Основные виды движений, - Строевые упражнения, - Танцевальные упражнения. - Упражнения с элементами спортивных игр; Игры: - Подвижные, - С элементами спорта; Простейший туризм; Катание на самокате, санках, велосипеде; Плавание |
Игровая - форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции | Творческие игры: - Режиссерские, - Сюжетно-ролевые, - Игры-драматизации, - Театрализованные, - Игры со строительным материалом, - Игры-фантазирование, - Импровизационные игры-этюды Игры с правилами: - Дидактические, - Подвижные, - Развивающие. - Музыкальные, - Компьютерные. |
Изобразительная - форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт | Рисование, лепка, аппликация |
Коммуникативная - форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата | Формы общения со взрослым: - Ситуативно-деловая, - Невситуативно-познавательная, - Невситуативно-личностная; Формы общения со сверстником: - Эмоционально-практическая, - Внеситуативно-деловая, - Ситуативно-деловая; Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения |
Самообслуживание и элементы бытового труда - форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть, потрогать, почувствовать | Самообслуживание, Хозяйственно-бытовой труд, Труд в природе, Ручной труд |
Познавательно-исследовательская - форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира | Экспериментирование, исследование, моделирование: - Замещение, - Составление моделей, - Деятельность с использованием моделей, - По характеру моделей (предметная, знаковая, мысленная) |
Музыкальная деятельность - форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя | Восприятие музыки, Исполнительство: - Пение, - Музыкально-ритмические движения, - Игра на детских музыкальных инструментах, Творчество: - Пение, - Музыкально-ритмические движения, - Музыкально-игровая деятельность, - Игра на детских музыкальных инструментах. |
Восприятие художественной литературы и фольклора - форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях | Чтение (слушание), обсуждение (рассуждение), рассказывание (пересказывание), декламация, разучивание, ситуативный разговор |
Конструирование из различных материалов - форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь | Конструирование: - Из строительных материалов, - Из бросового материала, - Из природного материала Художественный труд: - Аппликация, - Конструирование из бумаги |
Разнообразные формы работы с детьми в разных видах образовательной деятельности
Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность при проведении режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей |
· игрыдидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, театрализованные, игры-драматизации, · просмотр и обсуждениемультфильмов, видеофильмов, телепередач; · чтение и обсуждениепрограммных произведений разных жанров, · познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий; · создание ситуацийпедагогических, морального выбора; · наблюденияза трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения; · изготовлениепредметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования; · проектная деятельность,познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование; · оформление выставокработ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, · викторины,сочинение загадок; · инсценирование и драматизацияотрывков из сказок, разучивание стихотворений · рассматривание и обсуждениепредметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов; · продуктивная · слушание и обсуждениенародной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки; · подыгрываниена музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов; · пение; · танцы; · физкультурные занятия. | · физическое развитие:комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня; · социально-коммуникативноеразвитие:ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов; · познавательное развитие: ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур); · речевое развитие:создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур); художественно-эстетическое развитие:использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, припроведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек. | · физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.); · социально-коммуникативное развитие:индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; · познавательно-речевое развитие:самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоя-тельные игры по мотивам художественных произведений,самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автоди-дактические игры (развивающие, пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); · художественно-эстетическое развитие:предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку. |
Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы
· Представлены как целевые ориентиры развития дошкольников по пяти образовательным областям. См. АООП для дошкольников с легкой степенью умственной отсталости. П.1.2
· В рабочих программах коррекционных курсов Приложение 6. www.dou24.ru/mkdou66/
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Вместе с тем они включают обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации тем самым обеспечивая реализацию культурных умений ребенка. Такие умения включают в себя готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:
- Содержание, качество и направленность его действий и поступков;
- Индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;
- Принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
- Принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.
Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы определяется взрослыми. Спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов - необходимые условия для нормальной образовательной деятельности и развития каждого ребенка. Деятельность детей в детском саду должна быть интересной, насыщенной событиями, но не должна быть напряженной.
Чтобы обеспечить такую благоприятную атмосферу в группе, педагог дошкольного образования должен обладать необходимыми общекультурными компетенциями. Манера поведения с детьми должна быть ровной, а отношения с каждым ребенком доброжелательными и безоценочными.
Режим дня
- Режим Приложение 3.www.dou24.ru/mkdou66/
- Расписание НОД Приложение 4.www.dou24.ru/mkdou66/
3.3.1. Особенности организации образовательной деятельности
Модель организации образовательного процесса в детском саду на день
Дошкольный возраст | ||
Направления развития ребёнка | 1-я половина дня | 2-я половина дня |
Физическое развитие | - Приём детей на воздухе в тёплое время года - Утренняя гимнастика - Гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта) - Закаливание в повседневной жизни (облегчённая одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны) - Специальные виды закаливания - Физкультминутки на занятиях - Физкультурные занятия - Плавание в бассейне - Прогулка в двигательной активности | - Гимнастика после сна - Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне) - Физкультурные досуги, игры и развлечения - Самостоятельная двигательная деятельность - Занятия хореографией - Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений) |
Познавательное развитие | - НОД - Дидактические игры - Наблюдения - Беседы - Экскурсии по участку - Исследовательская работа, опыты и экспериментирование | - НОД - Развивающие игры - Интеллектуальные досуги - Занятия по интересам - Индивидуальная работа |
Речевое развитие | - НОД - Дидактические игры - Наблюдения - Беседы - Чтение художественной литературы | - Занятия, игры - Досуги - Индивидуальная работа - Чтение художественной литературы |
Социально-коммуникативное развитие | - Утренний приём детей, беседы - Формирование навыков культуры еды - Этика быта, трудовые поручения - Дежурства в столовой, в природном уголке, помощь в подготовке к занятиям - Формирование навыков культуры общения - Театрализованные игры - Сюжетно-ролевые игры | - Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе - Эстетика быта - Тематические досуги в игровой форме - Работа в книжном уголке - Сюжетно-ролевые игры |
Художественно-эстетическое развитие | - Занятия по музыкальному воспитанию - Эстетика быта - Экскурсии | - Занятия в изостудии - Музыкально-художественные досуги - Индивидуальная работа |
Дополнительный раздел
Содержание
1. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3.Значимые для разработки и Программы характеристики, в том числе характеристики особенности развития детей с умственной отсталостьюлёгкой и средней степени тяжести
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
2. Содержательный раздел:
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка с умственной отсталостью лёгкой и средней степени тяжести, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
2.1.1. Социально-коммуникативное развитие
2.1.2. Познавательное развитие
2.1.3. Речевое развитие
2.1.4. Художественно-эстетическое развитие
2.1.5. Физическое развитие
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
2.7. Иные характеристики содержания Программы
3. Организационный раздел:
3.1.Описание материально-технического обеспечения Программы
3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
3.3. Режим дня
3.3.1. Особенности организации образовательной деятельности
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.5.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
4. Дополнительный раздел
4.1. Краткая презентация Программы
4.2. Приложения:
- Приложение 1. Особенности развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью лёгкой и средней степени тяжести.
- Приложение 2. Комп