Графическая идентификация и ее составляющие.
То, что в настоящее время зовется идентификацией, включает в себя и способы использования логотипов наряду со всеми прочими элементами, такими, как стиль языка, типы шрифтов, цветовая гамма, форматы публикаций, указатели. В качестве других названий этого понятия используются «фирменный стиль» и наиболее часто употребляющийся в последние годы «брэндинг».
До последнего времени разработка фирменного стиля - идентификационных особенностей для корпораций и институтов предполагала отражение их сути в едином логотипе. Этот логотип появлялся на разных поверхностях, от бланка до бортов грузовика, обозначая физическое присутствие компании в мире и следуя ее генеральной линии. Однако теперь контекст и использование брендов стали невероятно сложными. Обозначения должны быть более гибкими, разнообразными и способными выполнять различные функции для различных групп людей.
Основные требования к визуальному решению графической идентификации.
Простота. Композиция данного логотипа не должна включать большое количество переплетающихся точек и линий, наличие мелких деталей. При восприятии логотип должен быть запоминающимся, простым и легким. Знак в общем виде должен представлять собой простую геометрическую форму : прямоугольник, квадрат, параллелограмм, круг, овал, треугольник. Сложность формы может затруднять восприятие и понимание знака, тем самым не позволяя знаку выполнять возложенные на него коммуникативные функции.
Данное требование распространяется также и на цветовое решение товарного знака. Знак должен хорошо восприниматься в черно-белом решении, на основании которого и осуществляется подбор цвета. Количество используемых цветов следует ограничить до двух, возможно дополнительное включение белого или черного цвета. Это требование обусловлено особенностями процесса восприятия, которое сначала касается формы знака, потом цветового решения, и только на третьем этапе происходит восприятие содержания. Поэтому, чтобы содержательный аспект знака был доведен до потребителя, необходимо устранить причины, которые могут быть связаны с этапами восприятия формы и цвета.
Индивидуальность, оригинальность. Создание индивидуального образа представляет собой важное требование к товарному знаку, поскольку в значительной степени позволяет запомнить и отличить один знак от другого. Поиск графического решения знака не сводится к использованию композиционных приемов, ориентированных на внешний эффект, экстравагантность.
Следует сказать, что оптимальность проектного решения знака зависит от его оригинальности, которая обусловлена его концепцией и определяется аналитической работой дизайнера. Данное требование связано с созданием оригинального образа, находящего визуальное воплощение через композиционный поиск, основанный на использовании различных средств художественной выразительности, а также с использованием технических средств, система которых позволяет создать отличный (непохожий) образ товарного знака. Но разработанный знак должен быть соотнесен потребителем с конкретной фирмойым образом, декларируемым данным ВУЗом, а не какой-то областью деятельности вообще (примером отсутствия оригинальности является товарный знак «ножницы» как знак швейной фабрики).
Адекватность, ассоциативность. Специфика фирмы должна быть отражена в знаке. Знак, в свою очередь, должен вызывать желательные для его владельца и потребителя ассоциации. Данное требование касается не только изобразительного знака, основанного на стилизации объекта и ориентированного на создание ассоциаций, но и знаков, построенных на основе абстрактных и шрифтовых форм. Можно сказать, что характер линий, пятен, используемая техника (к примеру, имитация мягкого материала), наличие свободного пространства в композиционной структуре знака и т.п. — все влияет на характер ассоциаций, вызываемых при восприятии знака.
Функциональность. Использование знака в уменьшенном или увеличенном виде не должно нарушать его целостного восприятия и привлекательности. Выполнение данного требования можно проверить, поместив знак в квадрат со стороной 1,5—2 см, товарный знак должен сохранить нюансы формы и содержания. Именно до таких размеров уменьшают логотип при размещении на рекламных, таких как визитка или приглашение.
Жизнеспособность. Возможность изменения или доработки знака через определенный период времени, которая бы не являлась заметной для массового потребителя. Такое решение определяется новыми тенденциями и изменчивостью рынка, в процессе чего может возникнуть потребность в доработки и изменении товарного знака.
Интернациональность. При разработке знака необходимо учитывать национальные, культурные, религиозные традиции региона, где будет осуществляться реклама с данным товарным знаком. Данное требование особенно касается использования в композиции знака символов, абстрактных элементов, ассоциирующихся с какими-либо символами, а также цветового решения. В данном случае, образ Феникса является общекультурным............
Перечисленные требования необходимо использовать как при разработке товарного знака, так и при анализе уже существующих знаков. Таким образом, создание товарного знака представляет собой процесс решения проблемы по созданию простой, легко и быстро воспринимаемой формы, удовлетворяющей правовым, маркетинговым, проектно-художественным, культурологическим требованиям.
Следование указанным требованиям при разработке товарного знака позволяет создать индивидуальный образ компании. Товарный знак как символ индивидуальности обладает запоминаемостью, уместностью, узнаваемостью; ясностью образа компании; юридической защищенностью; долговременной ценностью; эффективностью и в черно-белом, и в цветном варианте, хорошей передаваемостью независимо от вида носителя и размера сообщения. Перечисленные требования являются также критериями оценки оптимальности проектного решения товарного знака.
Практическая работа над товарным знаком предполагает также выбор оптимальной техники исполнения. Она может быть «геометричной», если осуществляется на основе элементов, характеризующихся четкостью начертания; может состоять из аморфных или шрифтовых форм и выполняться в «рукотворной» технике — кистью, мягким материалом и т.п. Не исключен и путь, сочетающий в себе разные техники.
Фирменный стиль - это лицо высшего учебного заведения, те черты, с помощью которых абитуриент запоминает и в дальнейшем узнает об институте, знакомится с его историей и структурой. Фирменный стиль — это выставленная на всеобщее обозрение характеристика индивидуальности данного заведения.