Классификация концертных залов

Виды залов Вместимость, мест Акустика Тип демонстраци-

онной площадки

Специализированные концертные залы

1.1.Филармонические для 500 – 2500 Естественная акустика, Эстрада, тип А

симфонических и гала регулирование естествен-

концертов, органных ной акустики

концертов и т.п.

1.2.Эстрадные 500 – 6000 Звукоусиление Эстрада, тип А

1.3.Народной вокально- 900 – 2500 Естественная акустика, Эстрада, тип Б

инструментальной звукоусиление

музыки и танцев

1.4.Музыкально-речевые 200 – 600 Естественная акустика, Эстрада, тип А

звукоусиление

Универсальные концертные залы

2.1.Концертно-театральные 500 – 2500 Естественная акустика, Сцена-эстрада

регулирование естествен-

ной акустики

2.2.Прочие универсальные 250 – 2000 Звукоусиление Трансформи-

концертные (кинокон- руемая сцена-

цертные, спортивно- эстрада

концертные и др.)

Универсальные залы

3.1.Зрелищно-досуговые 250 – 2000 Естественная акустика, Трансформи-

(банкеты, танцы, выставки) звукоусиление руемый зал

с эстрадой

Примечания:1.Все типы концертных залов могут быть стационарными, полу стационарными

и полностью трансформируемыми.

2.Оборудование и сценография залов разрабатываются по специальной,

индивидуальной программе.

Зрительные залы кинотеатров. Примерно таким же образом в МГСН 4.17-98 определены типы кинозалов, рекомендуемые по вместимости, форме кинообслуживания, виду кинопроекции, уровню комфорта и области применения:

- 1200-800 мест (универсальный) - кинопремьеры, кинофестивали, кинонедели, концерты, собрания; широкоформатная, широкая; I-й уровень комфорта; в составе киноцентров (фестивальных, премьерных кинотеатров);

- 800-600 мест (универсальный) - кинопремьеры, обычный кинопоказ, концерты, собрания; широкая; I - II-й уровень комфорта; в составе общерайонного кинотеатра, обслуживающего жителей планировочного района;

- 600-400 мест (универсальный) - обычный кинопоказ, концерты, собрания; широкая, обычная; I – II-й уровень комфорта; в составе районного кинотеатра или многозального комплекса (многопрограммного кинотеатра);

- 500-200 мест (универсальный) - демонстрация детских фильмов; широкая, обычная; II – III-й уровень комфорта; в составе детского кинотеатра и в составе районного кинотеатра;

- 400-200 мест (универсальный) - демонстрация «трудных» кинолент, фильмов прошлых лет, кинолекторий, дискуссионный клуб; щирокая, обычная; I – II-й уровень комфорта; в составе «студийного» кинотеатра, кинокомплекса, клуба;

- 300-100 мест - обычный кинопоказ; обычная; II – III-й уровень комфорта; кинозал для обслуживания жителей микрорайона в составе общественного центра, встроенный (пристроенный) в жилое здание, гостиницу или в составе кинокомплекса;

- 200-100 мест - непрерывный показ; обычная; III-й уровень комфорта; кинотеатр «экспресс» в местах интенсивного пешеходного потока, в ТПУ, на вокзалах, в аэропортах и т.д.

Приоритетные вместимости для кинозалов – 100-300 мест, а для видеозалов – 40-80 мест.

Зрительные залы цирков. Несмотря на отсутствие СНиП проектирования зданий цирков, функционально-планировочные и пространственные решения всех стационарных цирков и цирков Шапито всегда имеют круглую форму основного объема здания с манежем (диаметром 13,0-14,0 м) в центре и круговым размещением зрительских сидячих мест в виде амфитеатра с довольно крутым уклоном - ступенчатым подъемом.

Устройство в цирках таких мест для зрителей, проходов и т.п. регламентируется в основном теми же указаниями, которые относятся к театрам. Однако есть важное требование о размещении зрительских мест, которые должны разделяться на концентрические ярусы, отделенные друг от друга надежными барьерами. При этом каждый ярус делится на отсеки радиально расположенными проходами со ступенями. В нижнем ярусе ступенчатых рядов может быть < или = 8, в остальных – не более 6. Число мест между проходами может быть < или = 16.

Глубина рядов с местами для сидения > или = 90 см. (в цирках Шапито - 80 см.). Уровень верхнего ряда мест не может быть выше уровня земли более 15 м. Ширина лестничных маршей от 1,25 до 2,50 м; лестницы устраиваются из расчета 1,0 м ширины маршей на каждые 125 зрителей.

К манежу должны вести 2-4 прохода: один-два из фойе и один-два из конюшен или помещений с клетками для животных, которые в свою очередь должны иметь выходы на улицу или сообщаться с улицей по проезду шириной >4,0 м.

Универсальные зрелищные залы. Концертные программы разных культурно-зрелищных жанров (театральные представления, рок-концерты, разные шоу, парады или спортивные состязания) собирающие огромное число зрителей относятся к зрелищам. Наблюдатель относится к зрелищу иначе, нежели к обыденным предметам и сценам. Это отношение принципиального неучастия. Зритель не помышляет присоединиться к танцевальной группе на эстраде или вмешаться в театральный диалог. Зрелище существует в ином пространстве и времени, нежели его наблюдатель. Для зрелища человек по-новому настраивает свое восприятие. О своем пространстве (зале) он судит объективно, а многолюдное зрелище он воспринимает как некую среду, которой он должен сопереживать, и ее иллюзиям – подчиняться.

2.Лекция «Здания театральных учреждений».

Наши рекомендации