Лекция «Нормы проектирования зданий

культурно-зрелищных учреждений.

Во все времена самые выразительные и впечатляющие произведения архитектуры – это общественные здания и сооружения, в которых воплотились не только наивысшие устремления человеческого духа и мастерство архитекторов и строителей, но и возможности необходимого обеспечения населения комфортными условиями для жизни, труда и, конечно, культурного отдыха. Значительные по своему архитектурно-художественному образу, здания культурно-зрелищных учреждений, особенно их комплексы, независимо от величины, так или иначе, организуют городские пространства, становясь архитектурными доминантами, притягивающими людей. Им принадлежит важная градостроительная роль и в районах массовой жилой застройки, и в новых или реконструируемых городских центрах – во всех, без исключения, градостроительных ансамблях.

Культурно-зрелищные учреждения (театры, концертные залы, цирки, кинотеатры, универсальные культурно-зрелищные здания и сооружения) как типологически близкие архитектурные произведения, отражают и способствуют развитию важной культурно-эмоциональной стороны жизни людей. Все здания указанных учреждений возникли в разное время в процессе длительного исторического развития человеческой цивилизации и культуры на основе древних обрядов, ритуалов, культовых церемоний, народных празднеств, гуляний, других массовых действий, носящих обязательные элементы зрелищности.

Среди других видов архитектуры и строительства культурно-зрелищные здания, по значимости занимают одно из ведущих мест. Еще более высоко значение строительства культурно-зрелищных зданий в городах-курортах, туристических, научных центрах, в крупных городах общероссийского и республиканского значения и, особенно, в столице Р.Ф. – Москве. Ведь именно в крупных городах-мегаполисах, как правило, возводятся театры, концертные залы, цирки, кинотеатры, универсальные культурно-зрелищные здания и сооружения.

В соответствии с градостроительными нормами и правилами (СНиП 2.07.01-89), организация общественного, в том числе и культурно-досугового, зрелищного, обслуживания городского населения строится по принципам так называемой «ступенчатой» сети-системы. В зависимости от частоты пользования и времени доступности все учреждения и предприятия обслуживания делятся на три основные группы: учреждения и предприятия эпизодического пользования (обслуживание населения всего города на путях и транспортно-пересадочных узлах общественного транспорта), периодического и повседневного пользования (обслуживание населения жилых районов, микрорайонов и кварталов на путях общественного транспорта и пешеходной доступности).

В этих градостроительных нормах и правилах отражены также степень сетевого охвата населения тем или иным видом культурно-досугового обслуживания, зафиксирован необходимый уровень обеспеченности населения зрительскими местами и площадью в таких учреждениях обслуживания, определены время и радиусы их транспортной и пешеходной доступности.

Культурно-зрелищные здания и их комплексы – это искусственная среда, в которой протекают один или несколько связанных процессов досуговой жизнедеятельности многих людей. Это – ограниченное строительными конструкциями пространство, предназначенное для кратковременного или длительного пребывания зрителей, посетителей, а также для осуществления трудовой деятельности работающих в нем людей и защиты и тех и других от воздействий природных факторов.

Поэтому проектирование культурно-зрелищных зданий и сооружений должно быть основано на комплексном учете разносторонних факторов: социальных, градостроительных, природно-климатических, национально-культурных, функционально-планировочных, архитектурно-пространственных, конструктивных, технологических, инженерно-технических, экономических, образно-художественных и пр.

В связи с непрерывным повышением уровня жизни населения и требований научно-технического прогресса сами функционально-технологические процессы, протекающие в культурно-зрелищных зданиях, комплексах и центрах, а также типы этих объектов культуры периодически видоизменяются, усложняются, устаревшие отмирают, новые, более сложные, универсальные и многофункциональные возникают. Эти процессы также должны периодически закрепляться и регулироваться при помощи системы соответствующих норм и правил проектирования, строительства и эксплуатации культурно-зрелищных зданий и сооружений. Однако, в последние 20-25 лет эта работа в Р.Ф. очень заметно замедлилась и даже приостановилась, несмотря на ее актуальность.

Разработка новых типов культурно-зрелищных зданий и сооружений основывается на базе социальных и культурных потребностей населения, а также на поиске архитектурных форм и организации пространственной среды, отвечающих этим потребностям и соответствующих техническим возможностям осуществления на каждом этапе развития общества.Новые социальные программы, технические и технологические решения неизбежно приводят не только к появлению новых типов культурно-зрелищных зданий и сооружений, но и к их содержательной усложненности и многофункциональности.

Для формирования новых типов таких объектов культуры все более характерны прогрессивные приемы и тенденции: укрупнение, комплексность, централизация, гибкое и универсальное использование зданий и сооружений для разных культурно-зрелищных функций.

Опыт организации функционально-технологических процессов в культурно-зрелищных зданиях и сооружениях должен обобщаться в Строительных Нормах и Правилах (СНиП) проектирования и Нормалях планировочных элементов, где устанавливаются номенклатура, состав, площади, габариты основных и вспомогательных помещений, а также возможные варианты их взаимного расположения, оснащения и оборудования.

Нормы и правила (СНиП) по проектированию вновь возводимых и реконструируемых культурно-зрелищных зданий и сооружений должны заново разрабатываться или периодически обновляться для каждого этапа развития государства. Это делается с учетом географических и природно-климатических условий, национальных особенностей различных регионов страны, задач по удовлетворению культурных и духовных потребностей местного населения, возможностей социально-экономического развития общества и государства на каждом из этих этапов, размером примерно в 10 лет.

В эти же сроки и по этим же причинам вносятся определенные, иногда довольно значительные изменения и в обязательный для применения Перечень общественных, в том числе и культурно-зрелищных, зданий и сооружений, где они образуют основные группы, формирующиеся по близким функциональным, эксплуатационным и ведомственным признакам. Правда, такие изменения не всегда оказываются обоснованными, уместными и целесообразными. Нередко они привносят в указанный Перечень целый ряд неясностей и противоречий, а иногда из него неожиданно и необоснованно исчезают даже отдельные группы зданий и сооружений. Так, например, произошло с нормами и правилами проектирования капитальных зданий цирков.

Класссификация общественных, в том числе и культурно-зрелищных, зданий и сооружений и основные положения по их проектированию со временем уточнялись, сокращались, пополнялись в соответствии с государственной политикой в области градостроительства, архитектуры и строительства гражданских зданий. Таким же изменениям подвергались специальные главы и разделы СНиП по проектированию различных видов и типов таких объектов недвижимости.

В СНиПах и ВСН по проектированию различных видов и типов зданий культурно-зрелищных учреждений регламентация создания указанных объектов культуры происходит по целому ряду основных и определяющих нормативных параметров и требований, которые можно условно разделить на качественные и количественные.

К первым, качественным –относятся требования к: номенклатуре и составу основных и вспомогательных помещений; функциональному зонированию и взаимосвязи основных и вспомогательных помещений; размещению таких помещений в структуре здания и т.д.

Ко вторым, количественным –относятся требования к: вместимости, пропускной способности здания; количеству основных и вспомогательных помещений; площади и строительному объему; габаритам и площади помещений; нормированию кубатуры и площади помещений на одного, находящегося в них, посетителя, работника, зрителя и т.д.

Эти параметры и требования отражают этапы времени в развитии государства, и, конечно, динамику и тенденции в совершенствовании норм и правил проектирования указанных зданий, сооружений и их помещений, технического оснащения и пр.

Касаясь качественных требований,следует отметить, что в предвоенные, послевоенные и даже современные годы в нормативных требованиях к обустройству культурно-зрелищных зданий отразилась их зависимость от социально-экономических условий развития государства в указанные периоды. В нормах проектирования культурно-зрелищных зданий тогда закладывались ограниченный состав и жесткая номенклатура основных и вспомогательных помещений, которые сдерживали осуществление основных функций и разнообразие архитектурных решений.

Только с последней четверти XX века набор и номенклатура основных и вспомогательных помещений в зданиях культурно-зрелищных учреждений, стали ощутимо и качественно изменяться в лучшую сторону. Потом прогрессивные процессы стали наблюдаться в развитии правил и требований к: взаимосвязи и трансформации помещений; функциональному зонированию и многофункциональности; пожарной безопасности и эвакуации; инженерно-техническому оснащению, использованию современного оборудования и т.д.

На примере количественных показателей еще нагляднее прослеживается развитие и совершенствование проектирования зданий культурно-зрелищных учреждений в предвоенные, послевоенные и современные годы в части параметров и требований к:

- вместимости и пропускной способности культурно-зрелищных зданий и сооружений;

- увеличению числа основных и вспомогательных помещений;

- к нормированию площадей и кубатуры основных и вспомогательных помещений на одного посетителя, работника, зрителя и т.д.

В предвоенных и послевоенных нормах вместимость и пропускная способность таких зданий, сооружений были жестко ограничены, а количество основных и вспомогательных помещений было недостаточно. Площади почти всех помещений и нормы площади на одного человека в них были малы, что не позволяло обеспечить комфортное пребывание людей, а также разместить там соответствующее оборудование и корпусную мебель.

Вместимость и пропускная способность общественных и культурно-зрелищных зданий стали ощутимо увеличиваться и совершенствоваться только с последней четверти XX века. Эти изменения в нормативных требованиях, помимо улучшения комфортности пребывания зрителей-посетителей и работников-исполнителей, затронули также существенное увеличение:

- количества основных и вспомогательных помещений демонстрационного комплекса;

- площади и строительного объема зданий; габаритов и площадей помещений;

- норм кубатуры и площадей помещений на одного посетителя, работника, зрителя и т.д.

Следует уточнить, что только с 1987 г. в СССР впервые начали действовать ВСН 45-86/Госгражданстроя «Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования», рапространявшиеся на проектирование зданий и сооружений культурно-зрелищных учреждений. Согласно рекомендуемому приложению 1 к ВСН 45-86/Госгражданстроя, включающему «Перечень специализированных типов зданий кинотеатров, клубов и театров» указанные выше культурно-зрелищные учреждения подразделялись на:

- Кинотеатры: премьерные, досуговые, студийные, детские, с непрерывным кинопоказом («экспресс») и др.; с особыми видами кинопроекции: кинопанорама, стерео, видео и др.

- Клубы: общедосуговые: клубы-гостиные, студийные, культурно-спортивные и др.; любительские (по интересам): коллекционеров и знатоков, ремесел и техники, исполнительного творчества, шахматные, автоклубы, профессиональные и творческих союзов и др.

- Театры: многожанровые, гастрольные, балетные, пантомимы; малой вместимости: камерные и студийные; кукол, юного зрителя, детские музыкальные, молодежные и др.

Спустя несколько лет в СССР, в 1990 году, вступили в действие совершенно новые, укрупненные и оптимизированные СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения».

Согласно приведенному в обязательном Приложении 1* к указанным СНиП 2.08.02-89* «Перечню групп зданий и помещений общественного назначения» к группе 4. «Сооружения, здания и помещения для культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов» стала относиться подгруппа 4.3. «Зрелищные и досугово-развлекательные учреждения». Эта подгруппа состоит в целом из трех составляющих, где две первые составляющие (4.3.1. и 4.3.2.) регламентируют проектирование и строительство зрелищных, а также клубных и досугово-развлекательных учреждений.

4.3.1. Зрелищные учреждения(театры, концертные залы, цирки, кинотеатры, универсальные культурно-зрелищные здания и сооружения и др.).

4.3.2. Досуговые(клубы общего, специализированного и любительского профиля) и развлекательные учреждения (танцзалы, дискотеки и др.).

Указанные учреждения наряду с другими, относящимися к 4-й группе, учреждениями культурно-досуговой деятельности населения обеспечивают социально гарантированное обслуживание всех социально-демографических слоев жителей нашего государства в области культурно-зрелищных и досугово-развлекательных мероприятий.

В Москве проектирование и строительство ряда культурно-зрелищных учреждений (театры, кинотеатры, клубы) с 1994 года регламентируется Московскими Городскими Строительными Нормами (МГСН 4. 17-98 «Культурно-зрелищные учреждения»).

Территориальные (региональные) МГСН 4.17-98 были разработаны как дополнение к вступившим в действие в 1990 г. и действующим в настоящее время СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», которые регламентируют, в числе многих других общественных зданий и сооружений, также нормы и правила проектирования сооружений, зданий и помещений для культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов.

МГСН 4. 17-98 действуют только на территории Москвы и предназначены для разработки и экспертизы проектов, указанных в этих нормах зданий, сооружений, их комплексов и центров.

В развитие и дополнение ряда МГСН 4. 17-98 по проектированию культурно-зрелищных учреждений были разработаны методические документы, в том числе Рекомендации, разъясняющие и уточняющие применение положений и требований этого нормативного документа в московской практике проектирования, а также приводящие характерные примеры функционально-планировочных, пространственных и архитектурных решений.

Изложенные в МГСН 4. 17-98 нормативные положения и требования учитывают специфические особенности проектирования и строительства ряда культурно-зрелищных учреждений в столице Р.Ф., крупнейшем мегаполисе Европы и мира. Эти особенности проектирования и строительства культурно-зрелищных учреждений в Москве, в основном, заключаются в более развитой номенклатуре и типологии указанных объектов, а также в уточненных и измененных по сравнению со СНиП 2.08.02-89* параметрах этих учреждений.

Определенным образом, из-за затесненности градостроительных участков, повышенной плотности и других специфических особенностей городской застройки Москвы, в МГСН 4. 17-98 были уточнены, изменены и по-своему структурированы вместимость, пропускная способность и другие параметры ряда зданий и сооружений культурно-зрелищных учреждений.

За счет использования в указанных МГСН современных требований, правил, норм и показателей, в новых проектах зданий культурно-зрелищных учреждений для города Москвы была значительно улучшена их функционально-планировочная организация, а также существенно повышена их комфортность, улучшена инженерно-техническая оснащенность и обеспечено необходимое современное и прогрессивное технологическое оборудование различных основных и вспомогательных помещений.

Здания больших культурно-зрелищных учреждений характерны для размещения в крупных городах-мегаполисах. В Москве - более двухсот театров, десятки концертных залов и кинотеатров, два цирка, несколько универсальных культурно-зрелищных зданий и сооружений большой и малой вместимости, различной доступности, различного уровня обслуживания и комфорта. Ведь они предназначены для обслуживания не только населения города Москвы, но и жителей других городов и регионов Р.Ф., а также иностранных граждан и туристов.

В 2004 году, в дополнение к МГСН 4.17-98 были разработаны «Рекомендации по проектированию концертных залов», где разработана типология концертных залов, сформулированы требования к объемно-планировочной организации отдельных функциональных зон, определены состав и площади основных и сопутствующих концертным залам помещений.

В отличие от традиционной жесткой типологии объектов культуры, заложенной в основу ВСН 45-86/Госгражданстроя «Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования» и потом в СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», в основу МГСН 4.17-98 «Культурно-зрелищные учреждения» был положен переход к индивидуализированному типологическому разнообразию современных культурно-зрелищных зданий и комплексов, учитывающему многообразные жизненные запросы многочисленного и разнообразного населения столицы Р.Ф.

В МГСН 4.17-98 «Культурно-зрелищные учреждения» были определены условия нормирования требований по основным технологическим единицам -группам помещений, объединенных неразрывными технологическими связями. В данном случае, нормируемыми элементами – технологическими единицами – стали являться:

- комплекс помещений, обслуживающих зрителей;

- зрительные залы различной вместимости и назначения;

- сцены, эстрады и помещения их обслуживающие;

- комплекс помещений технологического обеспечения кинопоказа;

- комплекс помещений, обслуживающих артистов;

- репетиционные помещения;

- складские помещения;

- мастерские;

- клубный комплекс помещений;

- музейно-выставочный комплекс с помещениями обработки и хранения;

- комплекс помещений библиотеки с помещениями книго- и нотохранилищ;

- видеотека и видеопросмотровые залы с помещениями хранения;

- фото- и фонотеки с помещениями хранения;

- служебно-административные помещения;

- санитарно-гигиенические помещения;

- помещения медицинско-оздоровительного назначения;

- технические помещения, обслуживающие здание в целом.

При этом нормативные требования стали распространяться на: набор предоставляемых культурно-зрелищных услуг; состав основных и вспомогательных групп помещений; минимально допустимые показатели площадей помещений с различной степенью комфорта; требования к безопасности как зрителей, посетителей, так и персонала культурно-зрелищных учреждений.

В МГСН 4.17-98 все культурно-зрелищные учреждения были разделены на три группы, различающиеся по уровню обслуживания и комфорта. Показатели по отдельным технологическим единицам стали нормироваться по уровню комфорта в зависимости от состава, параметров помещений, набора услуг, оснащения современным и передовым необходимым технологическим оборудованием.

Система гибкого нормирования может позволить полноценно реагировать на различные культурные запросы населения Москвы и формировать на этой основе многообразные типы культурно-зрелищных учреждений с разным: составом помещений; уровнем комфорта; качеством материально-пространственного и технологического обеспечения.

При этом выбор участков под строительство новых и развитие существующих культурно-зрелищных зданий следует осуществлять с учетом их транспортной доступности и ожидаемой посещаемости, а размеры участка и размещение на нем самого здания определяются заданием на проектирование в соответствии с действующими нормативами и Концепцией социально-экономического и градостроительного развития административного округа Москвы.

Зрительные залы зданий культурно-зрелищных учреждений. Вместимость зрительного зала (залов) и других помещений для посетителей в культурно-зрелищном учреждении определяется заданием на проектирование на основе предпроектных архитектурных проработок, включающих обоснование конкретного типа и мощности такого объекта.

Теперь зрительные залы для условий Москвы условно делятся по:

А) вместимости:

- камерные (до 80 мест);

- малые (от 81 до 300 мест);

- средние (от 301 до 800 мест);

- большие (от 801 до 1200 мест);

- крупные (от 1201 и более мест).

Б) назначению: театральные; концертные; кинозалы; видеозалы; универсальные.

В) акустическим характеристикам:

- речевые с естественной акустикой;

- музыкальные с естественной акустикой;

- музыкальные с электроакустикой;

- универсальные (речь, музыка, кинопоказ и др.).

Г) форме взаимосвязи со сценой (эстрадой):

- зал без стационарной сцены и эстрады;

- зал с традиционной глубинной колосниковой сценой* (в т.ч. трехпортальной и др.);

- зал с традиционной сценой или эстрадой в торце*;

-зал с трехсторонней сценой*и трехсторонней сценой античного типа*;

-зал со сценой-ареной* или рингом*;

- зал с панорамной сценой и сценической коробкой;

- зал панорамной сценой без сценической коробки*;

- зал с кольцевой сценой*;

- зал с несколькими дифференцированными (дисперсными) сценическими площадками*;

- зал со сценой в виде системы подвижных взаимозаменяемых сценических планшетов с движением по горизонтали и вертикали, на основе глубинной сцены-коробки с трюмом*;

Залы со знаком* наиболее характерны по схеме взаимосвязи зала и сцены (эстрады).

Д) степени трансформации:

- стационарные;

- стационарные с отдельными элементами трансформации (подъемно-опускной оркестр, кашетируемый портал, подвижная авансцена и др.);

- трансформирующиеся.

В дополнение и развитие основных положений МГСН 4.17-98 «Культурно-зрелищные учреждения» с 2004 г. существуют «Рекомендации по проектированию концертных залов», разработанные ГУП МНИИП «Моспроект-4 и ЗАО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева. Они распространяются на проектирование нового строительства и реконструкции всех типов концертных залов только в городе Москве.

Концертные зрительные залоы. При выборе конкретных параметров проектируемого концертного зала рекомендуется исходить из общепринятой нормы в соответствии с МГСН 4.17-98, обеспечивающей необходимый минимум условий пребывания человека (зрителя, слушателя) в здании, благоприятные условия видимости и восприятия концерта.

При этом рекомендуется учитывать три возможных уровня комфорта:

- 3-й – общепринятая норма;

- 2-й – повышенный уровень комфорта;

- 1-й – самый высший уровень комфорта.

Это отражается в наборе услуг, в составе и параметрах помещений, что в обязательном порядке закрепляется в задании на проектирование. При этом залы с вместимостью > 1200 мест следует проектировать по специально разработанным заданиям на проектирование с соответствующим научным и технико-экономическим обоснованием.

Наши рекомендации