Декан вечернего отделения МАРХИ

Утверждаю Жук П.М.

Декан вечернего отделения МАРХИ

БАКАЛАВРИАТ. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

групп V курса В/О на XIII триместр 2017-2018 уч. г. по дисциплине «Специальность»(Развитие зданий культурно-зрелищных учреждений в условиях мегаполиса на примере города Москвы).

Дата чаc./ауд. Тема занятий Проводит

Г. 1. Нормы проектирования зданий

культурно-зрелищных учреждений.

2. Здания театральных учреждений.

Г. 3. Здания концертных залов.

Засл. работник

Москомархитектуры,

Ауд. 331 профессор МАРХИ,

Арх. Горин С.С.

Г. 4. Здания цирков.

Г. 5. Здания кинотеатров.

Универсальные культурно-зрелищные

Здания и сооружения.

Согласовано: Горин С.С.

Составил: Жук П.М.

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ

Виды залов Вместимость, мест Акустика Тип демонстраци-

онной площадки

Специализированные концертные залы

1.1.Филармонические для 500 – 2500 Естественная акустика, Эстрада, тип А

симфонических и гала регулирование естествен-

концертов, органных ной акустики

концертов и т.п.

1.2.Эстрадные 500 – 6000 Звукоусиление Эстрада, тип А

1.3.Народной вокально- 900 – 2500 Естественная акустика, Эстрада, тип Б

инструментальной звукоусиление

музыки и танцев

1.4.Музыкально-речевые 200 – 600 Естественная акустика, Эстрада, тип А

звукоусиление

Универсальные концертные залы

2.1.Концертно-театральные 500 – 2500 Естественная акустика, Сцена-эстрада

регулирование естествен-

ной акустики

2.2.Прочие универсальные 250 – 2000 Звукоусиление Трансформи-

концертные (кинокон- руемая сцена-

цертные, спортивно- эстрада

концертные и др.)

Универсальные залы

3.1.Зрелищно-досуговые 250 – 2000 Естественная акустика, Трансформи-

(банкеты, танцы, выставки) звукоусиление руемый зал

с эстрадой

Примечания:1.Все типы концертных залов могут быть стационарными, полу стационарными

и полностью трансформируемыми.

2.Оборудование и сценография залов разрабатываются по специальной,

индивидуальной программе.

Зрительные залы кинотеатров. Примерно таким же образом в МГСН 4.17-98 определены типы кинозалов, рекомендуемые по вместимости, форме кинообслуживания, виду кинопроекции, уровню комфорта и области применения:

- 1200-800 мест (универсальный) - кинопремьеры, кинофестивали, кинонедели, концерты, собрания; широкоформатная, широкая; I-й уровень комфорта; в составе киноцентров (фестивальных, премьерных кинотеатров);

- 800-600 мест (универсальный) - кинопремьеры, обычный кинопоказ, концерты, собрания; широкая; I - II-й уровень комфорта; в составе общерайонного кинотеатра, обслуживающего жителей планировочного района;

- 600-400 мест (универсальный) - обычный кинопоказ, концерты, собрания; широкая, обычная; I – II-й уровень комфорта; в составе районного кинотеатра или многозального комплекса (многопрограммного кинотеатра);

- 500-200 мест (универсальный) - демонстрация детских фильмов; широкая, обычная; II – III-й уровень комфорта; в составе детского кинотеатра и в составе районного кинотеатра;

- 400-200 мест (универсальный) - демонстрация «трудных» кинолент, фильмов прошлых лет, кинолекторий, дискуссионный клуб; щирокая, обычная; I – II-й уровень комфорта; в составе «студийного» кинотеатра, кинокомплекса, клуба;

- 300-100 мест - обычный кинопоказ; обычная; II – III-й уровень комфорта; кинозал для обслуживания жителей микрорайона в составе общественного центра, встроенный (пристроенный) в жилое здание, гостиницу или в составе кинокомплекса;

- 200-100 мест - непрерывный показ; обычная; III-й уровень комфорта; кинотеатр «экспресс» в местах интенсивного пешеходного потока, в ТПУ, на вокзалах, в аэропортах и т.д.

Приоритетные вместимости для кинозалов – 100-300 мест, а для видеозалов – 40-80 мест.

Зрительные залы цирков. Несмотря на отсутствие СНиП проектирования зданий цирков, функционально-планировочные и пространственные решения всех стационарных цирков и цирков Шапито всегда имеют круглую форму основного объема здания с манежем (диаметром 13,0-14,0 м) в центре и круговым размещением зрительских сидячих мест в виде амфитеатра с довольно крутым уклоном - ступенчатым подъемом.

Устройство в цирках таких мест для зрителей, проходов и т.п. регламентируется в основном теми же указаниями, которые относятся к театрам. Однако есть важное требование о размещении зрительских мест, которые должны разделяться на концентрические ярусы, отделенные друг от друга надежными барьерами. При этом каждый ярус делится на отсеки радиально расположенными проходами со ступенями. В нижнем ярусе ступенчатых рядов может быть < или = 8, в остальных – не более 6. Число мест между проходами может быть < или = 16.

Глубина рядов с местами для сидения > или = 90 см. (в цирках Шапито - 80 см.). Уровень верхнего ряда мест не может быть выше уровня земли более 15 м. Ширина лестничных маршей от 1,25 до 2,50 м; лестницы устраиваются из расчета 1,0 м ширины маршей на каждые 125 зрителей.

К манежу должны вести 2-4 прохода: один-два из фойе и один-два из конюшен или помещений с клетками для животных, которые в свою очередь должны иметь выходы на улицу или сообщаться с улицей по проезду шириной >4,0 м.

Универсальные зрелищные залы. Концертные программы разных культурно-зрелищных жанров (театральные представления, рок-концерты, разные шоу, парады или спортивные состязания) собирающие огромное число зрителей относятся к зрелищам. Наблюдатель относится к зрелищу иначе, нежели к обыденным предметам и сценам. Это отношение принципиального неучастия. Зритель не помышляет присоединиться к танцевальной группе на эстраде или вмешаться в театральный диалог. Зрелище существует в ином пространстве и времени, нежели его наблюдатель. Для зрелища человек по-новому настраивает свое восприятие. О своем пространстве (зале) он судит объективно, а многолюдное зрелище он воспринимает как некую среду, которой он должен сопереживать, и ее иллюзиям – подчиняться.

2.Лекция «Здания театральных учреждений».

Архитектура интерьеров зрительного зала теперь подчинялась идее выражения сословной иерархии общества в структуре ярусов и лож, в их убывающем декоре снизу вверх. Театральный зал стал нарядным салоном, отделенным от сцены богато украшенным порталом, разделявшим как бы два мира; к контакту актеров со зрителем и не стремились.

При этом особенно большое и пристальное внимание уделялось не только декору зрительного зала, но и входным, а также распределительным вестибюлям, фойе, кулуарам и парадным, торжественным лестницам. Таким и дошло до нас традиционное, классическое решение здания театрального учреждения.

Что касается развития театра и театрального здания в России, то достаточно сказать, что когда в театральном Лондоне в группе зрелищных построек вдоль Темзы уже ставились драмы У. Шекспира (1564-1616 г.) в Древней Руси были еще странствующие актеры – скоморохи и только в начале XVII в. появился кукольный Петрушка. История театров Москвы также, как и всей России, подтверждаемая историческими документами, начинается только с конца XVII в.

В 1672 г. царь Алексей Михайлович Романов (отец Петра I) приказал построить «Комедийную храмину» в селе Преображенском, где 17 октября и состоялся первый спектакль «Артаксерксово действо». Современники утверждают, что царь смотрел этот спектакль «целых десять часов, не вставая с места». Потом в кремлевских палатах (за пять дней!) был оборудован новый театр и их, вместе с театром в доме боярина И. Милославского, стало три.

Любопытно, что эти театры уже имели кулисы и «рамы перспективного письма», сразу таким образом «прыгнув» в итальянскую коробку сценического пространства. После смерти царя А.М. Романова в 1676 г. театральные «хоромины» достаточно быстро закрыли. Впоследствии спектакли давали в доме у Ф. Я. Лефорта – сподвижника Петра I.

Лишь в конце 1702 г. по указанию Петра I на Красной площади у Никольских ворот (близ сегодняшнего здания Исторического музея) встала «Комедийная храмина». Потом вслед за ней появились и другие театры (в летнем Измайловском дворце, в Сухаревой башне) где давали свои спектакли приглашенные постановщики-режиссеры и иностранные артисты при помощи русских актеров и любителей этого искусства.

В 1740-х годах, арх. В. Растрелли по указанию императрицы Елизаветы построил в Москве два придворных театра (на Красной площади и на Яузе в Лефортово), сгоревших от пожаров через несколько десятилетий. История театральных зданий Москвы тех лет – это история их грандиозных пожаров, довольно часто случавшихся и продолжавшихся до конца XIX в.

Самые старые театры в Москве, сохранившиеся и используемые сейчас по своему прямому назначению это:

- государственные академические Большой театр (арх. О. Бове, А. Кавос, 1825 г., 1856 г.) и Малый театр (арх. О. Бове, 1824 г.);

- дом генерала Полторацкого (арх. О. Бове, 1821 г.), ставший только в 1936 г. Центральным академическим Детским театром (в настоящее время Российский Академический Молодежный Театр).

В течение почти 60 лет XIX в. в Москве существовало только два казенных императорских (государственных) театра – Большой театр и Малый театр, которые до сих пор располагаются на Театральной площади в самом центре Москвы.

На рубеже XIX и XX вв., весь XX век и, даже в самом начале XXI века постоянно строились новые и реконструировались старые здания театров Москвы. За прошедшие почти полтора века их число увеличилось от нескольких единиц до двух с лишним сотен. Среди них такие известные в Москве театральные объекты как:

- театры оперы, балета и музыкальные: Большой театр, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.Ив. Немировича-Данченко, театр «Классического балета» Н. Касаткиной и В. Василева, театр «Русский балет, Академический театр «Оперетты», театр «Новая опера», театр «Геликон-опера», Московский музыкальный «Камерный театр» им. Б.А. Покровского, театр «Мюзикла», театр А. Рыбникова, театр музыки и поэзии Е. Камбуровой и др.;

- театры драматического искусства: Малый театр, МХТ им. А.П. Чехова, МХАТ им. М. Горького, Академический театр им. «Моссовета», театры им. А.С. Пушкина, им. Вл. Маяковского, им. Е. Вахтангова, театры на Малой Бронной, на Таганке, театр «Эрмитаж», театр Юного Зрителя, РАМТ, театр «Ленком», театр «Современник», театр «Мастерская П.Фоменко» и др.;

- театры комедийного, сатирического, эстрадного искусства: театр «Сатирикон» им. А.И. Райкина, театр «Сатиры», театр «Эстрады», Современный театр антрепризы и др.;

- театры других, специфических жанров: Центральный театр кукол им. С.В. Образцова, Детский Музыкальный театр им. Н.И. Сац, театр Мимики и Жеста, театр Теней, театр «Гоголь Центр», театр «У Никитских ворот» М. Розовского, театр «Уголок дедушки Дурова» и др.

На протяжении многих десятилетий постоянно расширялась и совершенствовалась организационная подчиненность театров: от государственных и муниципальных до самодеятельных и частных, именных.

При этом развивались и направления типологии зданий театров - от расширения диапазона вместимости и числа зрительных залов, до расширения состава и увеличения площадей помещений в зрительской и сценической частях.

С развитием городской культуры, а также историческими эпохами ослабевали или усиливались разные тенденции-поиски новых форм организации театральной деятельности:

- от конкретно-жанровой до «оптимальной» универсально-многожанровой;

- от строго репертуарной до гастрольной, антрепризной;

- от сугубо классической до авангардно-экспериментальной;

- от театра с труппой артистов, до театра одного актера, где он сам себе режиссер.

Таким же эволюционным образом, появились и трансформируемые театры, изменяющие в зависимости от постановки взаимную планировку сцены и зрительного зала.

История становления и развития архитектуры зданий театров во всем мире, в том числе в России и в Москве, отражает сложный и интересный процесс развития и самого театра и театрального искусства. Наметившееся сегодня тяготение к разнообразию функционально-планировочных и пространственных решений внешней и внутренней архитектуры здания театра, современного, удобного, комфортного и для актеров и для зрителей уже подтверждается.

Этот процесс проявляется и в сегодняшнем появлении новых видов организации и устройства театральных зданий – своеобразных театральных центров, экспериментальных площадок и школ театрального оперного, балетного и драматического искусства.

Примерами подобных театральных центров и школ разных жанров могут служить:

- центр оперного пения Г.Вишневской; фольклорный центр Л.Рюминой и др.;

- театральный центр СТД на Страстном бульваре; театральный центр «Вишневый сад» и др.;

- учебный театры Школы-студии МХАТ, театральных институтов им. Щукина и Щепкина;

- международный центр им. В. Мейерхольда; театр «Школа драматического искусства» и др.

Некоторые из перечисленных выше сценических площадок создают в пределах зрительного зала определенные иногда очень необычные и интересные условия для непосредственного общения артистов и зрителей. В отличие от сценической коробки с игровым порталом, место действия в данном случае может переноситься прямо в зрительный зал.

Эта система театральных представлений требует радикального изменения традиционных решений в части механизации и оборудования сцены. Артисты играют в центре зала без занавеса и с использованием минимума декораций. В этом случае зрительный зал может быть круглым, квадратным или прямоугольным.

Кроме того иногда устраиваются вращающиеся площадки с местами для зрителей, а также подъемные и опускные сценические площадки и прочие механические устройства.

Если говорить о тенденциях развития архитектуры зданий театров, то сегодня мы наблюдаем интереснейший процесс, когда на смену барочному, ярусному театру и многолетним поискам идеального построения зала и сцены пришла простая и ясная идея, соответствующая современному многообразному миру жизнедеятельности людей и его отражению в театральном творчестве.

Современному зрителю интересно видеть все типы театров, какие знала история, - и античные амфитеатры, и парадные театры с глубинной сценой, и театры со сценой-ареной, с трехпортальной сценой, здания театров большие и малые, гигантские и маленькие, почти интимные для очень ограниченного числа зрителей.

Лекция «Здания цирков».

Цирк (от лат. circus - круг) – круглое или овальное в плане зрелищное здание с ареной или манежем в центре, перекрытое сферическим куполом и предназначенное для проведения различных состязаний и представлений с участием разного рода цирковых артистов, домашних и диких животных, птиц и хищных зверей. В древних государствах: на Крите, в Микенах, Греции – существовали различные спортивные игры, носившие зрелищный характер и организуемые в специально выстроенных амфитеатрах. Так, например, на Крите и в Микенах очень популярна была игра человека с быком: схватив за рога бегущего ему навстречу быка, акробат делал через его спину кульбит.

В Древнем Риме в цирках и амфитеатрах в виде открытых арен с трибунами организовывались массовые представления, проводились соревнования боевых колесниц, бои гладиаторов, травля преступников дикими хищными зверями. Здесь же выступали жонглеры, канатоходцы, острословы и другие артисты. Подобные цирки существовали также в Византии, Древней Армении и других государствах.

Наиболее известно здание «Колизея» (от лат. colosseus – громадный) – «амфитеатра Флавиев» в Риме – памятника древнеримской архитектуры (75-80 гг. н. э.). Это огромное, даже по сегодняшним меркам, сооружение служило для гладиаторских боев и других зрелищ и вмещало около 50 тыс. зрителей. Наружная отделка «Колизея» была выполнена из туфа с укреплением несущих конструкций галерей бетоном и кирпичом. На величественном фасаде было три яруса аркад (в двух верхних были установлены беломраморные статуи). В летнее время «Колизей» имел даже временное тентовое покрытие над зрительскими трибунами по всему своему огромному и величественному периметру. Система водоснабжения давала возможность затоплять разбираемую арену и разыгрывать морские сражения – навмахии.

Практически все I-е тысячелетие и средние века цирковое искусство, как и другие виды искусства, пребывало в жесточайшей ситуации запретов и гонений, насаждаемых католической церковью и инквизицией.

XVI-XVII вв. в Европе стали расцветом циркового искусства, связанным со школами верховой езды. В них проводились показы образцов выездки лошадей, вольтижировки (вид акробатики на лошади) и дрессуры. Распространение этого искусства во многом обуславливалось военными нуждами. Кавалерия в эту эпоху была ведущим родом сухопутных войск. Некоторые берейторы (учителя верховой езды и объездчики лошадей), переезжая из города в город, демонстрировали свое искусство, выстраивая для этой цели специальные манежи из временных, быстро собираемых и разбираемых конструкций.

С XVIII в. в Испании распространился вид циркового искусства – коррида или смертельная игра вооруженного шпагой человека (матадора, тореадора) с диким, разъяренным быком на открытой арене с трибунами для зрителей. Этот своеобразный вид циркового искусства, истоки которого лежат в Древнем мире, существует в ряде испано-говорящих стран до сих пор.

В 1772 г. Ф. Астлей создал в Лондоне на базе школы верховой езды первый стационарный цирк, а в 1782 г. построил для представлений специальное здание, имевшее все признаки современного цирка – манеж, расположенные по кругу и поднимающиеся амфитеатром места для зрителей, куполообразную крышу.

В 1791 г. был открыт цирк Франкони в Париже. Начали создаваться цирки и в других городах Европы. По началу, они назывались амфитеатрами, конными театрами. В 1806 г., когда правительство Наполеона I установило, что театрами могут именоваться только коллективы, ставящие драматические, оперные и балетные спектакли, Франкони назвал свое предприятие цирком («Олимпийским»). Это название получило всеобщее признание и стало повсеместно использоваться как определяющее этот вид зрелищного представления и здания. Программы цирка состояли из отдельных номеров и включали также большие, чаще всего батальные пантомимы с верховой ездой и вольтижировкой.

Только с XIX века начал формироваться современный цирк, как особый тип здания для представлений этого вида зрелищного искусства. Вначале в состав представлений кроме жанров, присущих цирковому искусству, входила и пантомима.

Объединение в зрительном пространстве зала двух демонстрационных площадок, манежа (арены) для циркового представления и глубинной сцены для показа пантомимы послужило основанием для появления сложного типа зрелищного учреждения – цирка-театра. Это были залы, в которых значительную часть партера занимал цирковой манеж.

К середине XIX в. пантомима потеряла значение ведущего жанра и действие ее перенеслось на манеж. Таким образом, отпала необходимость в театральной сцене. Здание цирка освободилось от композиционного конфликта между сценой с характерной направленностью внимания зрителей в одну сторону и манежем, окруженным зрителями со всех сторон.

На этом же этапе развития в репертуар цирка вошла воздушная гимнастика, которой потребовалось свое более просторное и довольно высокое жизненное пространство в виде полусферического перекрытия крыши.

Так сложился совершенно новый типологический вид и пространственное решение этого культурно-зрелищного здания - цирк, специфику которого, в отличие от других культурно-зрелищных зданий, стал определять зрительный зал в виде крутого амфитеатра круглой или многоугольной формы с манежем в центре под полусферическим куполом. Подкупольное пространство имело при этом самые разные приспособления для подвески гимнастических снарядов и устройств. Таким образом, самый главный, отличительный объем здания цирка (круглый в плане амфитеатр зрительного зала с манежем в центре) создавался вокруг вертикальной оси купольного перекрытия, образуя особое, просторное внутреннее пространство.

В России и в Москве еще в допетровскую эпоху в слободах проживали скоморохи, в выступлениях которых были зачатки циркового зрелища. Такие представления проводились на открытом воздухе в праздничные дни, на народных гуляниях, ярмарках и состояли, как правило, из отдельных гимнастических, акробатических номеров и дрессуры домашних и диких животных, а также птиц. Скоморошество преследовалось церковью как «бесовский соблазн». По приказу патриарха Иоасафа пять возов музыкальных инструментов было сожжено на Болоте.

В XVIII - начале XIX вв. в Москве уже выступали иностранные цирковые артисты: наездники, дрессировщики разных животных, эквилибристы, акробаты, фокусники и др. Первый полустационарный цирк был выстроен в 1764 г. английским берейтором Я. Бейтсом в Москве, возле Красного пруда, за нынешним Казанским вокзалом. В XIX в. в Нескучном саду был построен летний цирк с брезентовым покрытием – прообраз цирка-шапито.

В 1822 г. в Санкт-Петербурге первое специальное здание для цирковых представлений было выстроено И. Габитом. Здесь же в 1849 г. в специальном здании открылся императорский цирк П. Кюзана, а при императорском театральном училище создали специальное цирковое отделение.

В 1847 г. в МосквеЛ. Сулье построил цирк на Лубянской площади, а в 1853 г. В. Новосильцев открыл специальное стационарное здание цирка на улице Петровка (на месте нынешнего ЦУМа). Все перечисленные специальные здания цирков были деревянными.

В 1868 г. в Москве первое каменное здание цирка построил антрепренер К. Гинне на улице Воздвиженка, в 1880 г. А. Саламонский открыл капитальное здание цирка на Цветном бульваре, в 1886 г. братья А., Д. и П. Никитины уже давали представления в здании цирка на Цветном бульваре (на месте нынешнего кинотеатра «Мир»), а в 1911 г. А. Никитин открыл еще один свой новый цирк на Б. Садовой улице. Теперь в этом перестроенном здании уже много лет работает всем нам хорошо известный академический Театр «Сатиры».

Впоследствии подобные капитальные здания цирков получили распространение и в других крупных городах России. В них выступали лучшие русские и иностранные цирковые артисты, шли постановки-феерии на исторические и современные сюжеты, представления дрессировщиков диких и домашних животных, водяные пантомимы и др.

В 1919 г. после национализации частных цирков были образованы 1-й Госцирк (бывший цирк А. Саламонского на Цветном бульваре) и 2-й Госцирк (1919-25 гг.; бывший цирк А. Никитина на Б. Садовой улице, сейчас здесь Театр сатиры). Другие здания цирков в Москве в первые, самые трудные годы Советской власти были разграблены, пришли в запустение, либо сгорели и по ветхости пошли под снос. При этом крупное капитальное здание цирка братьев Никитиных на Цветном бульваре было тоже закрыто, потом сгорело и долгие годы приходило в забвение, в том числе и потому, что в него во время начала ВОВ 1941-1945 гг. попала фашистская авиабомба, нанесшая большие разрушения.

В последующем в Москве долгое время действовал только один стационарный Государственный Московский цирк на Цветном бульваре – главный и ведущий цирк страны (с 1997 г. им. Ю. Никулина). В 1985-1989 гг. здание было перестроено с сохранением и реставрацией главного фасада по проекту арх. В. Д. Красильникова и его соавторов.

В результате сложной, на затесненном участке, реконструкции, осуществленной в сотрудничестве с финской фирмой, здание цирка обрело новый фасад, задуманный как обрамление ранее существовавшего еще с дореволюционного времени.

Интерьеры зрительного зала выполнены достаточно простыми, нейтральными и не отвлекают внимание зрителя от циркового представления, разворачивающегося на манеже.

Коллективу авторов-архитекторов удалось не только расширить, раскрыть в новом, двухсветном пространстве вестибюльную группу помещений центрального входа, но и оставить элементы почти кругового фойе вместе с буфетом для прогулок зрителей в антракте.

Это творчески продуманное решение очень удачно поспособствовало сохранению-созданию особой атмосферы циркового закулисья и этим самым навиванию у истинных почитателей циркового искусства незабываемых воспоминаний о предыдущих десятилетиях легендарного Цирка на Цветном бульваре и о его не менее легендарных и выдающихся артистах.

В 1971 году в Москве появился Большой Московский Государственный цирк на проспекте Вернадского. Здание цирка было построено недалеко от станции метро «Университет» по проекту авторского коллектива архитекторов под руководством Я.Б. Белопольского.

Это крупнейший в мире стационарный цирк, рассчитанный на 3300 зрительских мест. Он имеет несколько быстро сменяющихся манежей – универсальный конный, иллюзионный, для водяных пантомим и феерий и др., а также современные системы радио-, кино-, звуко-, свето- и др. устройств. В соседнем корпусе, который образует стилобатную часть основного объема здания, содержатся различные цирковые животные, хищные звери и бутафорные приспособления.

Здание, расположенное около парковой зоны МГУ на Воробьевых горах, доминирует в окружающем пространстве и является его локальным центром. Типичная для зданий цирков структура сооружена из металла и стекла: прозрачный цилиндр наружных ограждающих конструкций, почти целиком состоящий из стекла, позволяет, не выходя из фойе здания любоваться пейзажами застройки юго-запада Москвы. Интерьеры вестибюля и фойе украшены зеркалами, создающими радостную и праздничную атмосферу.

В то же советское время на территории СССР были выстроены новые здания цирков (вместимостью до 1500-3000 мест) во многих городах: Казани, Иваново, Саратове, Сочи, Ижевске, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Владивостоке и др., а также в столицах союзных республик: Минске (Белоруссия), Ереване (Армения), Тбилиси (Грузия), Бишкеке (Киргизия) и др.

К настоящему времени в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, а также других континентов (Азии, Африки, Австралии) существуют и работают в основном передвижные цирки-шапито. Стационарные цирки пока еще существуют в Париже, Брюсселе и некоторых других городах Европы.

Большое развитие цирковое искусство получило в бывших странах народной демократии. Стационарные цирки были созданы в ГДР, Болгарии, Румынии, Венгрии, МНР и др. Здесь же работают и передвижные цирки со своими труппами артистов.

Архитектурно-пространственная композиция современного здания цирка имеет два ярко выраженных типа построения:

- двухчастное решение с четким делением на основной объем зрелищной части и примыкающий к нему с противоположной от главного входа стороны блок производственных и вспомогательных помещений;

- решение единым компактным объемом зрелищной части, производственных и вспомогательных помещений.

Зрительный зал современного цирка, в своих основных частях восходящий к античным прообразам, состоит из манежа (арены), амфитеатра, купола, эстрады, помещения для оркестра, осветительных лож и мостиков.

Манеж (внутренний диаметр равен 13,0 м) сложившийся более 100 лет назад, стал стандартным и удовлетворяет современным условиям и требованиям всех представленных в цирке жанров. Его круглая форма является наиболее приемлемой для представлений, не связанных с декорациями и определенным аспектом зрительского восприятия. Манеж окружен барьером высотой и шириной 0,5 м. В двух главных осевых и двух поперечных осевых проходах барьер раздвигается на петлях в наружную от манежа сторону.

Амфитеатр с рядами мест для зрителей окружает манеж сплошным кольцом. Уклон амфитеатра определяется условиями видимости всего манежа с каждого места и является одним из наиболее крутых среди зрелищных сооружений. Ближайшая точка наблюдения (барьер манежа) расположена относительно близко к первому ряду с учетом обеспечения прохода вдоль мест. Уровень пола манежа и уровень первого ряда амфитеатра должны находиться на одной отметке. Глубина ряда мест, высота ступеней амфитеатра и ширина кресел проектируются в соответствии с театральными нормами с учетом особого, большего уклона (крутизны) подъема амфитеатра.

Купол зала обычно конический или в виде сферического сегмента. Внутренняя поверхность его является фоном для воздушных номеров и потому оформляется крайне скромно и окрашивается в светлые тона, хорошо воспринимающие свет прожекторов. В центре купола, точно над манежем на высоте 18-20 м, устраивается кольцо диаметром, равным манежу, в которое вмонтирована колосниковая решетка, служащая для подвески и крепления гимнастических и акробатических устройств и аппаратов.

Эстрада имеет небольшие габариты и используется в основном для парадных выходов артистов, обычно располагаясь над главным артистическим проходом.

Помещение для оркестра размещается над главным осевым проходом со стороны, противоположной артистическому проходу.

Осветительная ложа располагается над помещением для оркестра, так как это продиктовано ориентацией на выход артистов на манеж.

Кольцевой осветительный мостик служит для размещения на нем прожекторов, обеспечивающих освещение манежа и подкупольного пространства со всех сторон.

Производственные помещения размещаются с учетом особенностей и требований технологии цирковых представлений. Они обычно группируются позади здания или под ним (в стилобате), имеют удобное сообщение между собой и связь со зрительным залом.

Артистические уборные проектируются по нормам театра и могут располагаться на разных этажах при условии удобного и быстрого выхода-доступа на манеж.

Помещения для животных проектируются максимально изолированными от зрителей, с естественным освещением и располагаются строго на уровне отметки пола манежа.

Вспомогательные помещения (мастерские, склады и др.) могут размещаться отдельно, в подсобном корпусе, неподалеку от основного здания цирка.

Помещения для обслуживания зрителей вне кругового, вокруг манежа, зрительного зала(вестибюль с гардеробом, санитарные узлы, фойе, буфеты и пр.) должны удовлетворять тем же требованиям, нормам и правилам, как и в других зданиях культурно-зрелищных учреждений.

После ввода в эксплуатацию этот кинотеатр на долгие годы стал постоянным местом не только премьерного показа новых художественных кинофильмов, конкурсного показа лучших отечественных кинопроизведений разных жанров, но и главной площадкой для ежегодного проведения ММКФ.

В конце 1960-х гг. на Новом Арбате появилось крупное здание двухзального кинотеатра «Октябрь» (арх. М.В. Посохин и др., 1967 г.) с большим киноконцертным залом на 2450 мест. Конечно, такой большой зрительный зал обеспечивал не только показ любых кинофильмов на своем широкоформатном экране, но и был пригоден для проведения кинофестивалей и конкурсов, эстрадных концертов, важных форумов, заседаний и многолюдных собраний.

На первом этаже этого знакового для столицы кинотеатра, в небольшом зале на 442 места постоянно демонстрировались интересные стереоскопические фильмы как отечественного, так и зарубежного производства, пользовавшиеся спросом у зрителей.

Тогда же, на перекрестке Васильевской и 2-й Брестской улиц, недалеко от Триумфальной площади, был построен «Центральный Дом кинематографистов» (арх. Е. Стамо, 1968 г.), творческий клуб деятелей киноискусства столицы и Союза кинематографистов России и место встреч зрителей со знаменитыми кинорежиссерами и известными артистами отечественного и зарубежного кино.

В это же время в стилобате огромной гостиницы «Россия» на Москворецкой набережной почти у самого Кремля были построены крупнейший в столице киноконцертный зал на 2500 мест и двухзальный (по 775 мест в каждом зале) кинотеатр «Зарядье» (арх. Д. Чечулин, 1962-1967 гг.), обслуживавшие не только постояльцев гостиницы, но москвичей и гостей столицы, оказавшихся на набережной рядом с Красной площадью или посетивших ГУМ.

В 1970-е гг. последовала волна строительства в Москве кинотеатров средней вместимости, теперь уже в районах массовой жилой застройки, где остро не хватало зданий культурно-зрелищных учреждений. Таким образом, целый ряд типовых и повторно применяемых однозальных и двухзальных кинотеатров был построен в 5-9-этажных жилых районах на периферии нашего города: «Первомайский», «София», «Урал», «Енисей» в Измайлово; «Владивосток» и «Березка» в районах Перово и Новогиреево; «Саяны» и «Киргизия» в районе Ивановское и др.

Однако с начала 1990-х гг. и по сей день, из-за реформирования государства, постоянных экономических, финансовых кризисов проектирование и строительство новых кинотеатров в Москве приостановилось. При этом многие, относительно недавно построенные кинотеатры в центре и, особенно, на окраинах потеряли зрителей, стали разоряться, ветшать и подвергаться реновации, другие успели перепрофилироваться в более востребованные и прибыльные объекты недвижимости: культурно-развлекательные или культурно-досуговые комплексы. А для огромного числа жителей окраин «спасение» нашлось в практически бесплатном просмотре в любое время дня и ночи большого количества зарубежных кинофильмов по телевизору.

Локальные попытки возродить наш кинематограф за счет использования существующих зданий кинотеатров после их реконструкции, а также путем возведения новых, оснащенных по последнему слову техники, мультиплексных кинотеатров в составе торгово-развлекательных центров пока не принесли всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами ожидаемых результатов в виде приемлемого увеличения прибыли, а также возрождения прежней посещаемости зрителями кинотеатров.

Вместе с тем, руководство столицы в лице Департамента культуры с 2012 года начали организовывать, совместно с инициативными группами местного населения, определенную работу по сохранению ряда уникальных по архитектуре зданий столичных кинотеатров разного времени постройки и их приспособлению-переоборудованию в культурно-зрелищные, досугово-зрелищные и прочие многофункциональные и многопрофильные центры культуры и просвещения районного масштаба или общегородского значения с возможностью показа кинофильмов.

При этом такие культурно-досугово-зрелищные и просветительские центры могут быть предназначены и доступны для самых разных социально-демографических групп окружающего населения (от детского до юношеского и от взрослого до преклонного, пенсионного возраста) с учетом их всевозможных предпочтений, потребностей и желаний.

В XVIII-XIX вв. крупнейшими универсальными культурно-зрелищными объектами Москвы можно считать Петровский театр антрепренера М. Медокса (арх. Х. Розберг, 1780-1805 гг.) с залом на 1тыс. мест и Манеж (инж. А. Бетанкур, 1817 г., арх. О. Бове, 1825 г.), вмещавший 12 тыс. зрителей во время праздничных концертов.

С 1920-х и по 1940-е гг. номенклатура культурно-зрелищных мероприятий, востребованных городским населением того времени, была не столь разнообразна как в наши дни и, в основном, заключалась в довольно частом посещении нескольких ки<

Наши рекомендации