Виды компрессии научных текстов.
ТЕЗИРОВАНИЕ, АННОТИРОВАНИЕ.
Задание 1. Ознакомьтесь с примерами разного вида планов. Укажите, при помощи каких предложений сформулированы пункты в них?
вопросный | тезисный | номинативный |
1.Что такое Третьяковская галерея? | 1.Третьяковская галерея является всемирно известным музеем русского изобразительного искусства | 1.Музей с мировой славой. |
2.Кто такой Третьяков П.М.? | 2.Третьяков П.М. — выдающийся деятель русской культуры, крупный фабрикант. | 2. Личность Третьякова П.М.. |
3.Какую основную цель поставил перед собой Третьяков П.М., создавая галерею? | 3.Третьяков П.М. стремился создать доступный народу национальный музей русской живописи. | 3. Цели выдающегося деятеля. |
4.На что была направлена деятельность Третьякова П.М. при создании галереи? | 4.Деятельность Третьякова П.М. была направлена на поддержание нового демократического искусства | 4. Направление деятельности Третьякова П.М.. |
5.Когда и кому передал свою коллекцию картин Третьяков П.М.? | 5.В 1892 г. Третьяков передал свое собрание в дар городу Москве. | 5. Дар Третьякова П.М. Москве. |
Задание 2.Запишите словосочетания, используя отглагольные существительные.
Познавать окружающий мир, проектировать новый комплекс, адаптировать научный текст, анализировать проблему, оснащать измерительной аппаратурой, использовать научные термины, усвоить научный стиль речи, употреблять слова в прямом значении, расширить сферу влияния, выполнить полученное задание, закрепить пройденную тему, сопоставить данные.
Задание3. Измените микротекст, объединив несколько предложений в одно, в тезисном варианте.
1. Отличие научных текстов от других текстов. Адресат не указывается, но автор постоянно имеет в виду своего адресата. Адресат не просто воспринимает излагаемую информацию. Адресат одновременно производит интеллектуальные операции, как, например, усвоение, сопоставление, критический анализ.
2. Научная речь не просто логична. Научной речи свойственна именно подчеркнутая логичность. Весь строй речи направлен на то, чтобы выразить логику изложения.
3. Логичность научной речи в отличие от художественной речи характеризуется предельной строгостью. Научное мышление выражается в цепи доказательств.
Задание 4. Прочитайте текст. Ознакомьтесь с примерами вопросного и тезисного плана к нему. Трансформируйте пункты вопросного и тезисного плана в номинативный план, запишите его.
Прошлое – будущему
Одна из величайших основ, на которой зиждется культура, – память. В создании культуры участвуют многие поколения людей…Культура передается из поколения в поколение, накапливается.
В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе – активнее, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад, общественные институты, развивается эстетический уровень восприятия и творчества, создается знание.
Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени… В этом ее величайшее нравственное значение.
Культура личности формируется в результате деятельности памяти одного человека, культура семьи – как результат семейной памяти, культура народа – народной памяти. Но мы уже давно вступили в эпоху, когда для общей культуры отдельного человека, общества и народа нужна деятельная, творческая память всего человечества. И подобно тому, как культура семьи не уничтожает, а совершенствует культуру личности, так и культура всего человечества cовершенствует, возвышает, обогащает культуру каждого отдельного народа.
Каждый культурный подъем в истории, так или иначе, связан с обращением к прошлому. Сколько раз, например, человечество обращалось к античности? И каждое обращение обогащало современность всегда.
…А что давало каждому народу обращение к национальным корням? Если это обращение не было продиктовано узким национализмом, оно было плодотворным.
Ведь каждое обращение к старому в новых условиях было всегда новым. Обращение к старому, возрождение старого, его сохранение – это не отказ от нового, это новое понимание старого, своих корней, это ощущение себя в истории. Задержку в развитии создает не приверженность истории, а отказ двигаться вперед (По кн.: Д.С.Лихачев. Прошлое – будущему).
План в форме вопросительных предложений | План в форме тезисов |
1. На какой основе создается культура? | 1. Так как культура передается из поколения в поколение, память – одна из величайших основ культуры. |
2. Что преимущественно сохраняется в памяти человека и народа в целом? | 2. Память народа и отдельного человека чаще сохраняет доброе, чем злое. |
3. Что создается, формируется, накапливается с помощью памяти? | 3. С помощью памяти создается все полезное, чем располагает сегодня человеческое общество. |
4. В чем величайшее нравственное значение памяти? | 4. Нравственное значение памяти заключается в том, что она противостоит уничтожающей силе времени. |
5. Как культура семьи и народа в целом влияет на культуру отдельного человека? | 5. Культура семьи и народа в целом совершенствует и обогащает культуру отдельного человека. |
6. С чем так или иначе связаны различные эпохи культурного подъема в истории человечества? | 6. Каждый культурный подъем в истории человечества, так или иначе, связан с обращением к прошлому, например, к античности. |
7. При каких условиях плодотворно обращение к своим национальным корням? | 7. Обращение к национальным корням народа всегда плодотворно, если в нем отсутствуют националистические тенденции. |
8. Как автор объясняет целесообразность и полезность обращения к прошлому в новых условиях? | 8. Обращение к прошлому в новых условиях дает нам возможность ощутить свои корни и осознать себя в истории. |
Задание 5. Прочитайте текст. Определите его микротемы. Составьте тезисный план к тексту.
Двойные звезды
Солнце является одиночной звездой. Но иногда две или несколько звезд расположены близко друг к другу и обращаются одна вокруг другой. Их называют двойными или кратными звездами. Например, у звезды Мицар в созвездии Большой Медведицы есть спутник - Алькор. Двойные звезды — это две (иногда встречается три и более) звезды, обращающиеся вокруг общего центра тяжести. Существуют разные двойные звезды: бывают две похожие звезды в паре, а бывают разные (как правило, это красный гигант и белый карлик). Как правило, эти звезды имеют несколько вытянутую форму вследствие взаимного притяжения. Много таких звезд открыл и изучил в начале нашего века русский астроном С. Н. Блажко.
Примерно половина всех звезд нашей Галактики принадлежит к двойным системам, так что двойные звезды, вращающиеся по орбитам одна вокруг другой, явление весьма распространенное.
В зависимости от расстояния между ними двойные звезды обращаются друг вокруг друга быстро или медленно, и период обращения может составлять от нескольких дней до многих тысяч лет. Некоторые двойные звезды повернуты к Земле ребром плоскости своей орбиты, тогда одна звезда регулярно затмевает собой другую. При этом общая яркость звезд ослабевает. Мы воспринимаем это как перемену блеска звезды.
Принадлежность к двойной системе очень сильно влияет на всю жизнь звезды, особенно когда напарники находятся близко друг к другу. Потоки вещества, устремляющиеся от одной звезды на другую, приводят к драматическим вспышкам, таким, как взрывы новых и сверхновых звезд.
Двойные звезды удерживаются вместе взаимным тяготением. Обе звезды двойной системы вращаются по эллиптическим орбитам вокруг некоторой точки, лежащей между ними и называемой центром гравитации этих звезд. Это можно представить себе как точки опоры, если вообразить звезды сидящими на детских качелях: каждая на своем конце доски, положенной на бревно. Чем дальше звезды друг от друга, тем дольше длятся их пути по орбитам. Двойные звезды, которые возможно увидеть раздельно, называются видимыми двойными.
Видимое расстояние между звездами в двойной звезде измеряется в секундах дуги. Видимый диаметр Луны составляет около 30 минут дуги или 0,5 градуса.
Задание 6. Составьте вопросный план к тексту.
Тезирование
Тезирование – один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы.
Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.
В тезисах логично и кратко излагается тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.
Тезисы являются одним из наиболее устойчивых, с точки зрения нормативности, жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов аннотацией, планом и пр. Подобное смешение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.
Работу над тезисами стоит составлять на основе выделенных ключевых слов и словосочетаний, которые несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку в тексте. В тезисах надо раскрыть основные мысли текста, отвечая на вопрос: «Что говорится в это части текста?» При выделении ключевых слов и словосочетаний обращайте внимание на знаки препинания. В каждой части текста выделяйте не только опорные слова и словосочетания, но и целые предложения, в которых содержатся основные мысли.
Основные ошибки при составлении тезисов:
1. Мысль не раскрыта, а только названа: повторяет пункт плана другими словами.
2. Неточность и расплывчатость при передаче основных мыслей текста.
3. Тезисы не связаны между собой, один должен вытекать из другого.
4. Много лишних слов, не несущих смысловой нагрузки.
Задание 7. Сравните примеры справочной и рекомендательной аннотаций. Укажите, чем они отличаются?
Примеры аннотаций
справочная | рекомендательная |
Теплотехника: Учебное пособие / Хазен М.М. и др. - М: Высш. школа, 1981. - 480 с., ил. В книге рассмотрены понятия техническая термодинамика, теплопередача, топливо и основы горения, котлоагрегаты и т.д. Приведены сведения о массообмене, дан материал по экономике тепловых электрических станций. Предназначается для студентов энергетических специальностей. Может быть полезно инженерам и техническим работникам. | Ландау Л. Д. Что такое теория относительности / Л. Д. Ландау, Ю. Б. Румер.- 3-е изд., доп.- М.: Сов. Россия, 1975.- 112 с. После чтения этой книги никому уже не сможет прийти в голову мысль, что теория относительности сводится к утверждению, якобы «все в мире относительно». Наоборот, читатель увидит, что теория относительности, как и всякая физическая теория, есть учение об объективной истине, не зависящей от вкусов и желаний кого бы то ни было, поймет, что, отказавшись от старых представлений о пространстве, времени и массе, мы только лучше узнали, как устроен мир на самом деле. Основные положения теории относительности, довольно трудной для понимания, изложены авторами (один из которых — академик Л. Д. Ландау, известный физик-теоретик) просто и доступно. |
Задание 8. Прочитайте примеры аннотаций. Укажите их вид – справочная/рекомендательная, общая/аналитическая, монографическая/сводная, авторская/издательская.
1) Жанры в журналистском творчестве: Материалы науч.-практ. Семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов» (19 марта 2003 года, Санкт-Петербург) / Отв. Ред. Б.Я.Мисонжников. – СПб.: С.-Петерб. гос. Ун-та, 2008. – 208 с.
Коллективный сборник трудов, подготовленный участниками ежегодного научно-практического семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов», посвящен и современному состоянию жанровой системы.
Авторы предлагаемых публикаций попытались рассмотрение широкий круг проблем, связанных с природой жанра, его идентичностью и особенностями эволюционирования.
Книга рассчитана на специалистов в области средств массовой информации, а также на всех, кто интересуется проблемами журналистского творчества.
2)Фролов И.Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества // Философия и политика в современном мире. — М.: Наука, 1989.-С. 44–60.
Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации.
В статье рассматриваются пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений.
3) Пушкин А.С. Дубровский. М.:Дрофа Плюс,2010. -180с.
«Дубровский» – образец повествовательной прозы Александра Сергеевича Пушкина, один из первых образцов русского литературного языка. Это история человека, обиженного богатым соседом и правосудием, и основана она на подлинном судебном деле. В то же время сюжет произведения во многом напоминает шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта».
Какова жанровая принадлежность «Дубровского»? Что это – недописанный роман или почти написанная повесть? Почему Пушкин оставил практически готовый текст и начал работать над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой»?.. Литературоведы до сих пор спорят об этом, а читатели – с удовольствием следят за похождениями молодого дерзкого дворянина…
4) Иванов О.С. О деятельности общества «Долой неграмотность» // «Вестник Уральского технического университета», 2013, №7, с.45-57
Статья посвящена вопросам организационного оформления общества "Долой неграмотность" (ОДН) в Псковской губернии в 1920-е годы. Автор раскрывает задачи, лозунги, формы и виды деятельности общества. Особое внимание обращается на правовую основу и материальную базу функционирования организации. На основе анализа динамики численности добровольного общества, результативности его практической деятельности, а также характера взаимодействия с другими общественными организациями определяется степень участия ОДН в общественно-политической жизни региона.
Задание 9. Прочитайте и запомните примеры речевых клише для написания аннотаций к научным изданиям.
Сведения об авторе | Автор статьи (монографии, брошюры) - Статья (монография) известного ученого (научного, исследователя) Авторы пособия высококвалифицированные специалисты в области А кадемик посвятил свой труд Автор, доктор филологический наук, профессор | ||
Форма (жанр) аннотированного произведения | Издание (монография, статья, пособие, учебник, брошюра, практикум, словарь) посвящено... В сборник (антологию) вошли работы по проблемам Справочник содержит | ||
Системное изложение | В монографии всесторонне проанализированы...Сборник - результат комплексного исследования | ||
Новизна | Впервые введено в научный оборот Сборник посвящен малоизученной проблеме В монографии впервые представлено | ||
Справочный аппарат | Завершается монография послесловием спискам иллюстраций, приложениями Облегчит пользование пособием справочный аппарат, краткий словарь, вспомогательные указатели Автор приводит убедительные примеры Издание снабжено ... (вступительной статьей академика..., предметным и именным указателями...) В состав справочного аппарата монографии вошли: ... Пользование пособием облегчает справочный аппарат, включающий ... Монография сопровождается списком литературы, включающим... названий | ||
Целевая аудитория (назначение) | Книга адресована (рассчитана, ориентирована, предназначена)...Издание может заинтересовать...Статья полезна для...Следует рекомендовать пособие | ||
Задание 10. Ознакомьтесь с примерами аннотаций к научным пособиям. Назовите клишированные выражения, представленные в них. Укажите, из каких частей состоят аннотации?
1) Культура научной речи: текст и его редактирование: учеб. пособие / М.П Котюрова, Е.А.Баженова. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Флинта : Наука, 2008. – 280 с.6
Пособие знакомит читателя с основами и техникой саморедактирования, т.е. редактирования своего текста с учетом его специфического содержания – научного знания. Рассматриваются проблемы смысловой структуры научного текста, обусловленной коммуникативно-познавательной деятельностью ученого, а также трудности, связанные с выражением научного знания в тексте.
Для студентов, аспирантов, молодых ученых и всех желающих повысить уровень владения научным стилем речи.
2) Терминоведческие проблемы редактирования / И.С. Квитко, В.М. Лейчик, Г.Г. Кабанцев. – 3-е изд. перераб. и доп. – Львов.: Вища школа, 2004. – 151 с.7
В монографии обобщен опыт работы редактора над терминами в научно-технической литературе. Анализируется использование терминов в текстах научной, производственно-технической, учебной, справочной, научно-популярной литературы, а также в патентах, стандартах и технической документации.
Для преподавателей, работников издательств, редакций научно-технических изданий, информационных служб, студентов.
Задание 11. Прочитайте пример авторской аннотации к статье с описанием структурных компонентов.