Лекция 1. Цель комплиментов в общении.

Как мы уже отмечали, в нашем современном обществе практически не говорят комплименты. Почему-то многие считают, что необходимо отмечать в человеке его недостатки, критиковать. Все делают замечания с целью изменить человека, сделать его лучше. Но понаблюдайте: когда человек становится лучше – когда ему делают комплимент или когда его ругают? Кого мы рады видеть: того человека, кто нас ругает, или того, кто нам делает комплимент?

Всем приятно слышать комплименты, потому что человек, выслушивая приятные слова в свой адрес, реализует потребность в получении положительных эмоций, что свойственно каждому. Человек, делающий комплименты, –желательный собеседник для окружающих, потому что является для многих источником положительных эмоций. Цель комплимента – доставить удовольствие собеседнику, тем самым запрограммировав его на дальнейшее сотрудничество с Вами (воздействуя через подсознание на его эмоции и чувства).

В нашем обществе люди не привыкли получать комплименты. Российские женщины начинают извиняться и оправдываться, если им делают комплименты, или наоборот в ответ вы услышите самоуверенное: «Ну, это же Я!». Мужчины же часто сразу спрашивают: «Что тебе нужно?» или «Сколько тебе нужно?» Если вам сделали комплимент, то не комментируйте и не оправдывайтесь, а поблагодарите: «Спасибо», «Благодарю».

Наше общество надо приучать к тому, как делать комплименты и как их получать.

Лекция 2. Отличие комплиментов от лести и похвалы.

Похвала – это положительная оценка качеств собеседника, его работы, достижения хороших результатов. В похвале нуждается каждый, однако не следует забывать, что, как правило, похвалу высказывает старший младшему, начальник – подчиненному.

Комплимент – это «небольшое преувеличение» достоинств, которое каждый желает видеть в себе. Чаще всего комплиментом бывает то, что человек сам думает о себе.

Лесть представляет собой сильное преувеличение достоинств собеседника. Лесть груба и неправдоподобна. Многих лесть отталкивает, хотя есть и такие, которым лесть по душе. Слова «Не люблю комплиментов» относятся не к комплиментам, а к пародии на них, к лести.

Например, героиня Д. Донцовой говорит: «Я не люблю, когда мне говорят комплименты, и в отличие от некоторых женщин великолепно знаю: мой выигрышный билет не красота, которой, если признаться, я совсем не обладаю, а ум, проницательность и редкое обаяние».

1) лесть прямолинейна, однозначна, проста и понятна;

2) лесть подразумевает чрезмерное, вопиющее преувеличение положительных качеств личности, чаще всего приписывание достоинств, которых нет;

3) лесть по своей природе может вызвать отторжение и спровоцировать обратную реакцию.

4) комплимент предполагает разночтение, размышление, в ходе которого человек сам домысливает суть высказанного;

5) комплимент опосредованно указывает на наличие у человека ряда положительных качеств;

6)комплимент способен вызвать у собеседника приятные чувства.

Лекция 3. Как правильно делать комплименты.

Основными правилами комплимента в деловом общении являются:

1. Сосредоточить внимание на внутренних, душевных качествах собеседника. Делать комплименты, касающиеся внешних достоинств человека, гораздо проще, чем найти в человеке внутренние качества, заслуживающие внимания. Если мы делаем комплименты по поводу внешности собеседника, мы, не осознавая, даем людям понять, что их внешние данные для нас важнее. Каждый может сделать новую прическу, сменить костюм или красиво загореть. Следует обратить внимание на то, что если нам делают комплимент по поводу нашей внешности, то тем самым подчеркивают, что интересны наши внешние данные. Но вовсе не значит, что нужно отказаться от комплиментов по поводу внешности.

2. Обратить внимание на скрытые достоинства собеседника. Комментируя совершенно очевидные положительные качества партнера, вряд ли можно произвести на него впечатление. Комплимент будет эффективнее, если вы обратите внимание на скрытые достоинства собеседника, тем искреннее ему покажутся ваши слова.

Приведем несколько примеров:

· Анатолий Владимирович, Вы поистине обладаете особым даром располагать к себе людей.

· Виктория Викторовна, людям приятна ваша искренность в общении.

· Алексей Иванович, Вы удивительно остроумный человек. Ваши шутки развеселят кого угодно!

· Екатерина Ивановна, Ваша преданность делу поистине восхищает всех нас.

В комплименте не следует употреблять такие фразы: Я думаю, что Вы хороший человек, Я считаю…, Я полагаю…, т.к. вы уже даете характеристику человеку, а в современном обществе чужое мнение мало кого волнует, потому что каждый считает личностью прежде всего себя, каждому важнее высказать свое мнение.

3. Искренность комплимента. Искусство комплимента во многом зависит от его искренности. Это позволит почувствовать окружающим правдивость ваших слов.

4. Конкретность комплимента. Комплименты должны быть не общими, а максимально конкретными. Это удается сделать с помощью слов «потому что…» с последующим конкретным описанием своих очевидных наблюдений. Когда нам говорят что-то приятное о каких-либо деталях, мы невольно верим тому, кто говорит об этом, чувствуем правдивость и искренность.

Например:

· Михаил Иванович, Вы не только замечательный руководитель, но и превосходный семьянин. Вы так заботитесь о своих детях, и они любят вас!

· Алексей Михайлович, Вы великолепно разбираетесь не только в рекламном бизнесе, но и в живописи!

Каждый из личного опыта может подтвердить, что чем приятнее людям общаться с вами, тем больше они будут доверять вам, и тем выше шанс удачно решить деловую проблему. Но следует помнить еще и о том, что чем больше вы получаете комплиментов, тем внимательнее надо быть к окружающим вас людям: что они хотят получить от вас.

Учиться делать комплименты лучше один на один. Однако если комплимент хорош, то большее впечатление он производит, когда делается при свидетелях.

Лекция 4. Специфические требования к комплиментам.

Существуют особые требования к комплименту.

1) Комплимент должен строиться на фактической основе. Положительно воспринимается комплимент, если в нем используются факты, которые известны обоим партнерам.

Например, ваш знакомый не спал всю ночь, мучаясь от зубной боли, а ему говорят, что он прекрасно выглядит. Эти слова будут восприняты как насмешка.

2) Комплимент должен быть кратким, содержать одну-две мысли, не более. Быть простым по форме, т.к. убедительность тонет в море слов.

3) В комплименте не должно быть двусмысленных оборотов. Двусмысленность может вызвать совсем не те чувства и ассоциации.

4) Проявляйте сопереживание, сочувствие и поймете, что собеседнику приятно слышать. Учитывайте специфику конкретного человека.

Наши рекомендации