Модуль 3 Умение делать комплименты

Культура речи

Электронное учебное пособие по русскому языку и культуре речи

Аннотация

Вашему вниманию предлагается электронный вариант сборника лекций по культуре речи и основам делового общения. Авторы попытались в интересной и доступной форме раскрыть содержание основных понятий культуры речи и мастерства публичного выступления. В данных лекциях представлен не сухой теоретический материал, а информация, которая поможет вам добиться профессионального и личного успеха в любом деле. Составители проанализировали целый ряд учебных пособий по культуре речи, обработав различный материал, и предлагают вашему вниманию самые важные и нужные аспекты: как донести до слушателей информацию, как правильно реагировать на сделанный вам комплимент, как извлечь максимальную пользу из слушания, как задавать вопросы – все это и многое-многое другое станет вам понятно и доступно после знакомства с нашими лекциями.

Вся информация систематизирована и разбита на модули, т.е. смысловые законченные разделы учебного материала, предусмотренного учебной программой (стандартом). Здесь вы познакомитесь с такими модулями, как «Умение слушать», «Умение задавать вопросы», «Умение делать комплименты», «Мастерство публичного выступления», «Разговор по телефону» и многими другими.

Каждый модуль состоит из теории, вопросов для самоконтроля или тестов по изученному материалу, т.е. электронный учебник – это теоретическая и контролирующая системы.

Данный учебник содержит видео- и аудиозаписи, позволяющие эффективно понимать и воспринимать предложенный материал, что связано со спецификой восприятия информации с экрана.

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Русский язык и культура речи» и для тех, кто хочет преуспеть в своей профессиональной деятельности, связанной с общением.

Объем …..Кб (Мб)

Вводный раздел:

Информация об авторах

Ваганова Екатерина Владиславовна,

преподаватель кафедры общей лингвистики ЮУрГУ,

аспирант 2 года обучения,

преподает русский язык и культуру речи, стилистику русского языка, психолингвистику, документную лингвистику.

Попова Вера Борисовна,

доцент кафедры общей лингвистики,

кандидат филологических наук, доцент,

преподает русский язык и культуру речи, древнерусский язык, чешский язык, деловое общение.

Рабочая программа курса

Система оценок

1. При правильных ответах на вопросы для самоконтроля и выполнении всех заданий студент имеет право на получение экзаменационной оценки автоматически.

2. При невыполнении заданий или неправильных ответах на вопросы для самоконтроля студент сдает экзамен по вопросам, представленным в конце учебника (модуль 7 «Вопросы к экзамену, зачету»).

3. Главным критерием оценки своих знаний и умений в области культуры речи и делового общения для студентов является их собственная деятельность, связанная с применением на опыте полученной информации.

Системные требования

Содержание

Модуль 1 Умение слушать

Лекция 1. Формирование языковой личности на современном этапе развития нашего общества.

Лекция 2.Коммуникативные неудачи.

Лекция 3. Преимущества слушания над «говорением».

Лекция 4. Приемы профессионального слушания.

Лекция 5. Активное и пассивное слушание.

Лекция 6. Умение прекратить разговор, не обижая собеседника.

Модуль 2 Умение задавать вопросы

Лекция 1. Преимущества умения задавать вопросы.

Лекция 2. Виды вопросов.

Лекция 3. Возможности вопросов:

-манипулирование информацией;

-вопросы в конфликтной ситуации.

Лекция 4. Ответы на вопросы

Лекция 5. Выводы.

Модуль 3 Умение делать комплименты

Лекция 1. Цель комплиментов в общении.

Лекция 2. Отличие комплиментов от лести и похвалы.

Лекция 3. Как правильно делать комплименты.

Лекция 4. Специфические требования к комплиментам.

Модуль 4 Мастерство публичного выступления

Лекция 1. Установление контакта со слушателем.

Лекция 2. Волнение перед выступлением.

Лекция 3. Постановка цели.

Лекция 4. Подбор материала.

Лекция 5. Композиция речи.

Лекция 6. Языковые средства для оформления рефератов, курсовых и дипломных проектов.

Лекция 7. Приемы привлечения внимания.

Приветствие читателям

Господа студенты!

Вашему вниманию предлагается электронный вариант сборника лекций по культуре речи. Авторы попытались в интересной и доступной форме раскрыть содержание основных понятий культуры речи и мастерства публичного выступления. В данных лекциях представлен не сухой теоретический материал, а информация, которая поможет вам добиться профессионального и личного успеха в любом деле.

Всем известно, что практически каждая сфера человеческой деятельности связана с речью. Как донести до слушателей информацию, как правильно реагировать на сделанный вам комплимент, как извлечь максимальную пользу из слушания, как задавать вопросы – все это и многое-многое другое станет вам понятно и доступно после знакомства с нашими лекциями.

Проверьте наши теории на практике, и вы уже сегодня сможете многого добиться, стать душой компании, легко сдавать зачеты и экзамены, достойно защищать курсовые и дипломные работы.

Как и всякое мастерство, мастерство умения говорить и слушать приходит с опытом. Если у вас есть желание устроиться на хорошую работу, достичь карьерных высот, вам обязательно надо ознакомиться с нашим учебником!

Применяя наши рекомендации, внимательно присматривайтесь к тем, кто достиг в жизни каких-либо высот, не стесняйтесь перенимать опыт и знания удачливых людей.

Желаем удачи в поисках успешной модели поведения!

Модуль 1. Умение слушать

Модуль 1

Лекция 1. Формирование языковой личности на современном этапе развития нашего общества.

Лекция 2.Коммуникативные неудачи.

Лекция 3. Преимущества слушания над «говорением».

Лекция 4. Приемы профессионального слушания.

Лекция 5. Активное и пассивное слушание.

Лекция 6. Умение прекратить разговор, не обижая собеседника.

Данный модуль подготовлен с помощью материалов книги: ПанкратовВ. Манипуляции в общении и способы их нейтрализации. М., 2000. С. 73-82

В модуле 1 вы узнаете:

- о преимуществах слушания над «говорением»;

- о существующих приемах профессионального слушания;

- об активном и пассивном слушании;

- о коммуникативных неудачах.

В модуле 1 вы научитесь:

- слушать и понимать собеседника;

- говорить «на одном языке» с собеседником;

- быть душой компании;

- экономить свое время при обучении;

- быть идеальным собеседником, о котором все мечтают;

- моделировать свое повседневное поведение;

- переносить речевые умения и навыки в нестандартные ситуации.

Задания

1. Выясните свои привычки слушать.

2. Понаблюдайте, часто ли вы перебиваете собеседника?

3. Приведите диалоги, которые свидетельствуют о непрофессиональной коммуникации.

4. Найдите диалоги, в которых обращают на себя внимание грубость, обезличенность общения и безнаказанность. Приведите правильный вариант общения.

5. Найдите в диалогах нарушение норм культуры речи, которые препятствуют налаживанию деловых контактов.

6. Найдите диалоги, в которых содержится поучение, демонстрация превосходства, что приводит к прерыванию обратной связи. Предложите свой вариант общения.

7. Найдите диалоги, в которых вы можете отметить разное понимание форм выражения вежливости, что приводит к коммуникативным неудачам. Предложите правильный вариант.

8. Прочтите приведенные ниже фразы. Зачеркните те из них, которые вы не употребляете. Поставьте восклицательный знак около тех фраз, которые вы говорите. Продолжите данный список фразами, которые слышите в свой адрес.

– Сто раз тебе повторять, что ли?

– Тысячу раз уже сказано…

– Каждый день одно и то же.

– Вечно ты всех перебиваешь.

– Ты всегда так.

– Ты можешь хоть раз промолчать.

– Никогда не сделаешь то, что надо.

– Все люди как люди, а ты…

– Всюду свой нос суешь.

Тест 1.

1. Главная цель слушающего:

а) выслушать говорящего до конца;

б) услышать и понять собеседника;

в) делать вид, что слушаешь партнера.

2. Рефлексивный стиль слушающего означает:

а) желание «впитать» всю полученную от говорящего информацию;

б) стремление услышать и понять собеседника;

в) стремление делать вид, что слушаешь партнера.

3. Эмпатичное слушание – это:

а) слушание-перефразирование;

б) слушание-уточнение;

в) слушание-сопереживание.

Ответы

1.б 2.б 3.в 4.в 5б. 6в.

Лекция 2. Виды вопросов.

Все вопросы делятся на несколько групп.

Наиболее распространенные вопросы – уточняющие и восполняющие.

Уточняющие вопросы называют также закрытыми вопросами. Эти вопросы задают для того, чтобы что-либо выяснить.

Закрытые вопросы – на них мы отвечаем односложно: «да» или «нет». Атмосфера при этом может создаться напряженной, поскольку резко сужается «пространство» для лавирования у вашего собеседника. Иногда возникает ощущение, что вас допрашивают. Центр тяжести беседы смещается в вашу сторону, и вы лишаетесь возможности высказать свое мнение или свою точку зрения. Поэтому закрытые вопросы лучше задавать тогда, когда вы хотите быстро получить согласие или подтвердить ранее достигнутую договоренность, а не тогда, когда вы хотите получить информацию.

В закрытых вопросах может употребляться частица ли. Например: Действительно ли мы получим продукцию в конце декабря? Правда ли, что издали новый приказ?Примеры закрытых вопросов: Устроит ли вас, если …? Хотите ли вы, чтобы…? Возможно ли, что …?

Открытые вопросы – на них нельзя ответить «да» или «нет». Эти вопросы задают тогда, когда нужны дополнительные сведения или когда хотят выяснить реальные мотивы и позицию собеседника. Опасность этих вопросов заключается в их открытости, то есть в том, что можно вообще отойти от предмета разговора, потерять контроль за ходом беседы. Открытые вопросы обычно начинаются так: кто/что/как/когда/сколько/почему/каково ваше мнение.

Примеры открытых вопросов: Какие результаты вы связываете с этим предложением? Что вы об этом думаете? Какая из проблем для вас насущней?

Риторические вопросы – эти вопросы не требуют ответа. Обычно на них отвечает сам же говорящий. Они служат для оформления мысли оратора, для связи с аудиторией. Участники беседы обычно отвечают на них молчаливым одобрением: «Можем ли мы считать подобные явления нормальными?» «Ведь мы придерживаемся единого мнения по данному вопросу?»

Наиболее эффективны в деловом общении следующие вопросы

Вопросы, выражающие сомнение:

Могли бы вы себе представить, что …?

Что бы вы сделали, если … ?

Вопросы – внушение:

Ваш опыт руководителя не доказывает ли, что …?

Вы также думаете, что …?

Контрольно-подтверждающие вопросы:

Могу ли я считать, что вы ….?

Не могли бы мы теперь оставить эту тему и вернуться к вопросу о …?

Вам ведь понятна моя мысль?

Изолирующие вопросы:

Если вы решили эту проблему, вы согласитесь с тем, что …?

Могу ли я думать, что ваше решение зависит только от …?

Если предположить, что этот вопрос решен, что вы намереваетесь делать дальше?

Возвратные вопросы:

Это чрезвычайно важный вопрос, мы ведь вернемся к нему?

Это меня заинтересовало, можно поподробнее?

Конечно, этот вопрос очень важен, но не могли бы мы вернуться к тому, что мы только что обсуждали?

Вы действительно думаете, что…?

Вопросы могут быть простыми и сложными.

На сложные вопросы обычно трудно отвечать. Они могут запутать, вовлечь в полемику. Очень часто наблюдается такое явление: человек, задающий вопрос, сам же на него отвечает, или предлагает сам же насколько вариантов ответов. Например: Ты где был, в кино или на дискотеке?

Я расстроен. Я сердит.

Кто, что Вас расстроило?

Что Вас расстроило?

Я устала.

Что вас так утомило?

Кто Вас утомил?

- вопросы в конфликтной ситуации

Лекция 5. Выводы

1. Помните, что в любом разговоре может быть искажение, умалчивание и обобщение информации – значит надо задавать вопросы.

2. Используйте открытые вопросы для того, чтобы завязать разговор и закрытые вопросы для того, чтобы его закончить.

3. Задавайте вопросы, чтобы заставить действовать людей, которые постоянно ноют, которые «не могут», «не должны», «не хотят».

4. С помощью вопросов выходите из тупиковых ситуаций, добивайтесь согласия, устанавливайте обратную связь со слушателем.

5. Используйте вопросы для того, чтобы бороться с конфликтными ситуациями.

Итак, вопросы направлены на то, чтобы:

а) собрать информацию (кто/что/где/когда /как конкретно?)

б) расширить пределы информации: что останавливает вас? Что вам мешает? Что случилось бы, если бы это произошло / не произошло?

в) изменить значение информации: Как вы узнали об этом? Как именно? По каким критериям?

Следует потренироваться в использовании вопросов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие виды вопросов существуют?

2. Часто ли Вы используете вопросы для поддержания беседы?

3. В чем суть нечестных приемов, связанных с использованием вопросов?

4. Каковы возможности вопросов?

5. Как правильно отвечать на вопросы?

Задания

1. Приведите свои примеры всех видов вопросов.

2. Приведите ситуацию, в которой с помощью правильно сформулированных вопросов была достигнута цель общения.

3. Придумайте ситуацию, в которой неправильно сформулированные вопросы мешают общению.

Литература

1. Панкратов В. Манипуляции в общении и способы их нейтрализации. М., 2000.

2. Мальханова И.А. Деловое общение. М., 2002.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2000.

Тест

1. Закрытый вопрос – это такой вопрос, на который можно дать:

а) множество ответов;

б) только положительный ответ;

в) ответ либо «да», либо «нет».

2. Основным недостатком закрытого вопроса является то, что он:

а) не позволяет быть ведущим в разговоре;

б) вызывает впечатление допроса;

в) ограничивает время общения.

3. Используя вопросы, вы:

а) собираете новую информацию;

б) показываете свою эрудицию;

в) стараетесь подавить собеседника.

4. Открытые вопросы используются с целью:

а) выйти из конфликтной ситуации;

б) создать конфликтную ситуацию;

в) нажить врага.

5. Закрытые вопросы используются для того, чтобы:

а) начать разговор;

б) закончить разговор;

в) установить истинную причину того или иного поступка.

6. Вопросы как реакция на конфликт для того, чтобы:

а) прибегнуть к встречным обвинениям;

б) начать уговаривать посетителя успокоиться;

в) снять напряжение, переключая собеседника на причины, вызвавшие такие эмоции.

Ответы

1.в 2.б 3.а 4.а. 5.б 6.в

Задания

1. Составьте диалог, в котором участники достигают поставленные цели за счет грамотного использования комплиментов.

2. Напишите, какие комплименты вы слышите в свой адрес и какие комплименты вы делаете окружающим.

3. Составьте список комплиментов, которые, на ваш взгляд, являются лестью по отношению к вам.

4. Понаблюдайте: изменилось ли отношение к вам окружающих, после применения комплиментов на практике.

Литература

1. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и способы их нейтрализации. М., 2000.

2. Мальханова И.А. Деловое общение. М., 2002.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2000.

5. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. Москва, 2

Тест

1. Комплимент – это:

а) положительная оценка качеств собеседника;

б) небольшое преувеличение достоинств собеседника;

в) чрезмерное преувеличение качеств собеседника.

2. Важнейшее правило комплимента гласит: «Необходимо сосредоточить свое внимание преимущественно на»:

а) внешних, явно выделяющихся достоинствах собеседника;

б) одежде и прическе собеседника;

в) внутренних, душевных качествах собеседника.

3. Если женщина говорит: «Не люблю комплиментов!», то скорее всего:

а) она плохо воспитана;

б) комплименты, адресованные ей были лестью;

в) она просто устала от комплиментов.

4. Правило «конкретность в комплименте» означает то, что необходимо:

а) использовать слова «потому что…» с указанием того, что вам конкретно понравилось в собеседнике;

б) указать, что конкретно нужно исправить в поведении собеседника;

в) объяснить партнеру, в чем конкретно он допустил ошибку.

5. Польза от комплимента обычно бывает:

а) лишь тому, кто сделал комплимент;

б) тому, кто получил комплимент;

в) обоюдной.

Ответы на тест

1.Б. 2.В. 3.Б. 4.А. 5.В.

Вступление

Основные задачи вступления:

1. установление контакта с аудиторией;

2. создание рабочей атмосферы;

3. привлечение внимания к предстоящей речи.

По первым фразам складывается впечатление о человеке. Эффект первого впечатления запоминается надолго.

Искренняя улыбка порождает атмосферу доброжелательности.

Не следует:

- извиняться в начале беседы – это знак неуверенности;

- показывать пренебрежение;

- первыми же вопросами вынуждать собеседника подыскивать контраргументы и оправдываться.

В начале речи можно:

- указать цель встречи;

- назвать тему лекции или доклада;

- объявить последовательность рассматриваемых вопросов.

Иногда полезен элемент внезапности. Например, необычно и неожиданно для слушателя увязать детали и факты.

Существует множество приемов вступления:

- чтобы снять напряженность достаточно сказать несколько комплиментов;

- шутка вызывает улыбку или смех;

- сравнение, личные впечатления, необычный вопрос поможет «зацепить» слушателей, вызвать их интерес;

- обращение к аудитории выбирайте осторожно (само обращение несет информацию о вас и о теме).

Неудачное начало снижает интерес слушателя к теме, рассеивает их внимание. Оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, заставить работать всех слушателей, в том числе и нежелающих слушать.

Основная часть

Основная часть должна быть логично выстроена. Ваша задача – информирование присутствующих, передача сведений, изложение нового материала, поэтому расположить материал необходимо таким образом, чтобы он помогал добиться цели.

Точность, ясность, профессиональность, наглядность, краткость, логичность – вот критерии успеха вашей речи.

Существует принцип усиления композиции, т.е. значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

Некоторые ораторы считают уместным в качестве образного средства речи использовать иронию. Но надо помнить, что ирония – это симуляция искренности. Иногда люди иронизируют над тем, что изначально не было задумано как ирония. Говорящий может намеренно сделать своё высказывание ироничным, двусмысленным, а может и не сделать этого. Слушающий может услышать или увидеть двусмысленность, ироничность, а может и не увидеть. Здесь все зависит от аудитории. Как настроена аудитория, готова ли она принять иронию или нет. В подходящей ситуации ирония или речевая ошибка может быть смешной, в неподходящей – досадной.

Если говорящий и аудитория думают, что текст намеренно создавался как иронический, то аудитория иронизирует вместе с говорящим. Если же они считают, что текст не был задуман как иронический или смешной, то они иронизируют или смеются над говорящим.

Обращение же к шутливым пословицам или поговоркам помогает предотвратить конфликтную ситуацию, выйти из ситуации «сохранив лицо». Хотя в последнее время пословицы мало используются из-за поучительного характера.

Обращение к единицам шутливого характера, иронии является своеобразной проверкой на идентичность, на принадлежность к одной социальной группе.

Оратор должен не только в чем-то убедить аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении.

Фразы, которые можно использовать в речи: во-первых…, во-вторых…; на первом месте.., на втором месте…; с одной стороны…, с другой стороны…; в заключение; в результате; следовательно. Сейчас вы сможете убедиться, что… Вам, конечно, известно, что… Вы сможете добиться…

Можно использовать вопросы, которые заставляют слушателей задуматься: Что вы думаете об этом? Как, по вашему мнению, можно сделать? Согласны ли вы с тем, что…? Не думаете ли вы, что…?

Фраза «да – но» позволяет рассмотреть предмет со всех сторон. Можно согласиться со слушателем, а потом начать характеризовать этот предмет с прямо противоположной стороны, что позволит слушателю взвесить все «за» и «против».

Употребляйте терминологию, которая понятна слушателям. Если же вводите новый термин, то объясните его значение.

Если кто-то во время вашего выступления вам мешает, то этого человека можно просто игнорировать, т.е. не реагировать на него, тем самым лишая его лидерства.

Начинайте свое выступления не с перечисления недостатков того, о чем вы говорите, а с указания преимуществ.

Для достижения большего успеха старайтесь своим слушателям создать хорошую репутацию, которую они охотно будут оправдывать.

Заключение

В вашей речи должно быть заключение. Закон края говорит о том, что лучше всего запоминается первое и последнее, начало и конец. Например,

«Вместе с вами мы убедились, что…», «К какому выводу мы с вами пришли…», «Давайте подведем итоги», «Итак, мы пришли к выводу…», «Закончить свою речь мне хотелось бы словами (цитатой, высказыванием, притчей)…» и другими.

Не следует выступление заканчивать шуткой, не относящейся к теме выступления. Слушатели должны почувствовать, что сказано все. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние слова призваны усилить эффект выступления: приводятся самые сильные доводы. Нечеткое заключение резко снижает впечатление от даже очень хорошей речи. Основные идеи сформулируйте четко и кратко. Всем присутствующим должна быть ясна и понятна каждая деталь обобщающего вывода. Рекомендуем оратору заучивать несколько последних предложений.

Лекция 6. Языковые средства для оформления рефератов, курсовых и дипломных проектов.

Данная лекция подготовлена с помощью материалов книги: Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2000. С. 84-89.

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.

2. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и способы их нейтрализации. М., 2000.

3. Мальханова И.А. Деловое общение. М., 2002.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2000.

5. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. Москва, 2002

6. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

7. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2000. С. 84-89.

8. Русский язык и культура речи: Конспект лекций для самостоятельного изучения / В.Б. Попова, Е.В. Харченко и др. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – 94с.

Модуль 4. Вопросы для самопроверки

1. Что необходимо знать об аудитории?

2. Перечислите этапы подготовки к выступлению.

3. Назовите основные источники материала.

4. Перечислите композиционные части речи и цели каждой из них.

5. Какие требования к речи вы знаете?

6. Что помогает и что мешает восприятию речи?

7. Для чего нужна наглядность в речи? Какими средствами она может создаваться?

Модуль 4. Задания

1. Проанализируйте рассказ А.Аверченко «Сила красноречия». Выделите тему дискуссии. Какой тезис поддерживает каждая из сторон? Сформулируйте свой тезис, который вы собираетесь защищать. Подберите аргументы в защиту вашего тезиса.

СИЛА КРАСНОРЕЧИЯ

На углу одной из тихих севастопольских улиц дремлет на солнечном припеке татарин — продавец апель­синов.

Перед ним стоит плетеная корзинка, до половины наполненная крупными золотыми апельсинами.

Весь мир изнывает от жары и скуки. Весь мир, кроме татарина.

Татарину не жарко и не скучно.

Неизвестно о чем он думает, усевшись на корточ­ках перед своей корзиной, в которой и товару-то всего рубля на полтора.

Вероятнее всего, что татарин ни о чем не думает. О чем думать, когда все миропредставление так уютно уложилось в десяток обыденных понятий. То можно, этого нельзя — ну, и ладно. И проживет татарин.

А лень обуяла такая, что не хочется даже замурлыкать любимую татарскую песенку, которую по воскре­сеньям на базаре выдувает на кларнете «чал», сопровождающий загулявшего оптового фруктовщика; при­чем фруктовщик этот выступает с таким важным ви­дом, будто бы он римский победитель, подвиги которого прославляются певцами и флейтистами.

Дремлет татарин над своими апельсинами, и так ему спокойно и хорошо, что он даже не потрудится поднять голову, чтобы проводить взглядом тяжелый широкий «южный» экипаж, ползущий мимо.

Безлюдно…

Но вот вдали показывается фигура спотыкающего­ся человека в синем костюме и соломенной шляпе.

Бредет он, очевидно, без всякой цели — вино и жара разморили его.

Приблизившись к татарину, он останавливается над ним и смотрит в корзину мутным задумчивым взглядом…

Потом спрашивает с натугой:

— Ап'сины пр'даешь?

— Канэшна, — отвечает татарин, лениво поднимая брови. — Можит, нужна?

— Т'тарин? — допрашивает скучающий человек.

— Разумейса, — добродушно подтверждает тата­рин, — которы человек, так он всякий что-нибудь имеет. Диствит'лна, бывает татарин, бывает грек, да?

— Так, так, так, так… А скажи, п'жалуйста, вот что: вы, татарины, водку пьете?

— Никак нет, мы ему не пьем, потому нилзя.

— Почему же это нельзя, скажите на милость? — гордо закинув голову, снова спрашивает прохожий. — Вредна она, эта водка, для вас, или что?

— Канэшна, почему что у наши законе говор'т, что водком пить нельзя! Балшой грех ему, да!..

— Вздор, вздор, — покровительственно мямлит прохожий. — Что еще там за грех? Это вы, наверно, Корана не поняли, как следует… Д'вай сюда Коран, я тебе покажу место, где можно пить…

Татарин обиженно пожимает плечами. Долго дума­ет, что бы возразить.

— Которы человек пьяны, тот ход'т, шатайся, — какой такой порядок?

— Вот ты, значит, ничего и не по'имаешь… «Ша­тается, шатается». Разве он сам шатается? Это водка его шатает. Он тут ни при чем.

— Сё равно. Идот, пает — кричит, как осел, соба­кам, кошкам пугает, рази можно?

— А ежели весело, так почему ж не петь.

— Которы поет хорошо — так, канэшна, д'стви-тельна, ничего; а которы пьяный, так прохожий даже обижается, да?

— Мил'человек!! Послуш'те, татарин, татарин! Так наплевать же на прохожего? Понимаете? Лишь бы мне было весело, а прохожему, если не нравится, — пусть тоже пьет.

И опять крепко задумывается татарин. Придумыва­ет возражение… Торжествующе улыбается.

— Ему, которы што — пьяный, лежать посреди улиса, спит, как мертвый, а ему обокрасть можно, да?

— Это неправда, — горячится защитник пьянст­ва. — Слышите, татарин?! Ложь! Слышите? Если че­ловек уже свалился, — его уже не могут обокрасть!

— Что такой — не могут? Он гаво'рт не могут. Почему, которы падлец, вор, так он возьмет да обок­рал, да?

— Как же его обокрадут, татарский ты чудак, еже­ли, когда он сваливается, — так уже, значит, все про­пито.

— Сё равно. Вазмёт, сапоги снимет, да?

— Пажалста, пажалста! В такую-то жару? Еще про­хладнее будет!

Татарин поднимает голову и бродит ищущим взо­ром по глубокому пышному синему небу, будто оты­скивая там ответ…

— Началство, которы где человек служит да ска­жет ему «почему, пьяный морда, пришел? Пошел вон!»

— А ты пей с умом. Не попадайся.

— Нилза пить.

— Да почему? Господи Боже ты мой, ну почему?!.

— Ему… канэшна — диствит'лна уразумейса — водка очин горкий.

— Ничего это не разумеется. А ты сладкую пей, ежели горькая не лезет.

— Скажи, пажалста, гасподын. Почему мине пить, если не хочется, да?

Аргумент веский, достойный уважения. Но защит­ник веселой жизни не согласен.

— Как так не хочется? Как так может не хотеться? А ты знаешь, как русский человек через «не хочу» пьет? Сначала действительно трудно, а потом разо­льешься — и ничего.

— Ты мине, гаспадын, скажи па совести, как луч­ше здоровье — человек, которы пьет или которы ны пьет — да?

— В этом ты прав, милый продавец апельсинов, но только… что ж делать? Тут уж ничего не поделаешь… Живешь-то ведь один раз.

— Адын! А если печонкам болит, голова болит, но­ги болит — разве это хороши дело?

— А ты статистику читал? — пошатнувшись, спра­шивает прохожий.

— Нет, ни читал.

— Так вот ежели бы ты читал — ты бы знал, что п… по статистике на каждую душу человека народо­населения приходится в год выпить полтора ведра. Понял? Значит, обязан ты выпить свою долю или нет? Понял?

Татарин, сбитый с толку, растерянно смотрит на склонившееся над ним воспаленное от жары и водки лицо, на котором, как рубин, сверкает нос, доказыва­ющий, что обладатель его выпил уже и свою долю, и татаринову, и долю еще кое-кого из непьющих рос­сийских граждан…

Татарин вздыхает, сдвигает барашковую шапку на бритый загорелый затылок и произносит свое неопре­деленное:

— Канэшна — диствит'лна уразумейса…

— То-то и оно, — строго роняет прохожий и, не попрощавшись с татарином, идет дальше.

Подходит к пустынной Графской площади, долго стоит, опершись о колонну и глядя на тихую темную гладь бухты.

Думает…

Потом бормочет:

— А хороший татарин попался!.. Правильный… рас­судительный. Верно! Действительно, водка — это дрянь. Правильно он говорит — и здоровье расстраивает, и деньги, и начальство. Правильно! Ей-Богу, чего там. Он молодец! Я знаю, что я сделаю: я брошу пить! А? Прошу молчать, не возражать… Брошу и баста!

Он приподнимает руку и, немного согнувшись, долго стоит так, будто прислушиваясь к каким-то раз­буженным голосам, неясно звучащим внутри его.

Прислушался… Будто проверил себя. Потом энер­гично разрубил воздух поднятой рукой.

— Бросил!!

А татарину — едва только отошел прохожий —сде­лалось вдруг скучно.

Он долго покачивал головой, причмокивал и одер­гивал свои широкие шаровары.

Потом сказал он сам себе:

— Диствит'лна хорошо гаво'рт человек. Правилна. Раз я выпимши и мине хорошо — кому какой дело, да?.. Надо, разумейса, иметь на свой жизнь удовольствие… Эх, адын раз попробовать, пачему не попробо­вать, да?..

Решительно поднявшись с корточек, татарин еще больше заламывает на затылке шапку, берет на руку корзину и бодро шагает к берегу — в веселый сева­стопольский трактир «Досуг моряка»…

Текст взят из книги А. Аверченко. Чертово колесо. – М.: Русская книга, 1994. – С.201–204

3. Просмотрите фрагмент выступления. Отметьте: а) речевые ошибки; б) неудачные ораторские приемы.

© ЮУрГУ, 2004

© Ваганова Е.В., Попова В.Б., 2004

Модуль 5

Подумайте, какова цель вашего звонка, что вы намерены сказать; соберите необходимые документы, материалы; уточните факты, даты, имена, фамилии, адреса, номера телефонов, которые могут понадобиться; составьте перечень вопросов, которые следует выяснить; запишите основные положения предстоящего разговора, чтобы не упустить важные моменты в процессе диалога.

2. Определите оптимальное время для вашего телефонного звонка. Считается, что лучшее время для деловых звонков – начало рабочего дня организации, учреждения.

3. Если трубку снял секретарь, поздоровайтесь, представьтесь, кратко изложите причину вашего звонка.

4. Если вы ошибочно «не туда попали», извинитесь, а не вешайте молча трубку.

5. Если человека, которому вы звоните, не оказалось на месте, попросите передать ему, что вы звонили, и сообщите, когда и по какому телефону с вами можно связаться в ближайшее время.

6. Если предстоит долгий разговор, спросите собеседника, располагает ли он достаточным временем и, если нет, перенесите разговор на другой день и час, который устраивает обе стороны.

7. Делая повторный звонок по какому-либо вопросу, обязательно назовите себя и напомните содержание предыдущего разговора.

8. Считается неэтичным звонить по личному телефону после 22 часов вечера и до 9 часов утра. Если у Вас очень важное дело, обязательно попросите извинения и назовите веские причины вашего звонка.

9. Не принято звонить домой незнакомым людям. В случае необходимости такого звонка, следует объяснить, откуда у вас их номер телефона, по чьей рекомендации вы обращаетесь.

10. Если вы идете на деловую встречу, лекцию, собрание, следует перевести свой мобильный телефон на режим вибрации, чтобы звонками не отвлекать присутствующих и не создавать о себе плохое впечатление.

Модуль 5. Задания

1. Прокомментируйте основные правила телефонного разговора

2. Приведите примеры выражений, которых следует избегать в телефонном разговоре.

3. Найдите ошибки в телефонных разговорах. Примеры взяты из книги Лолиты Волковой Женщина и карьера. – СПб.: Питер, 1997. С.196-230

Пример первый телефонного разговора

Фирма занимается мелкооптовой торговлей. Продают в основном продовольственные товары. Прилагается запись одного из разговоров, происшедшего в начале рабочего дня. Я звоню в крупную оптовую фирму, с которой мы раньше не работали, но друзья порекомендовали мне связаться с ними.

— Алло, здравствуйте, это фирма «Вперед»? — спрашиваю я.

— Фирма «Вперед», оптовая торговля, — слышу вкрадчивый женский голос.

— Здравствуйте, я бы хотел поговорить с кем-нибудь насчет поставок тушенки… Ну и других продуктов.

— Здравствуйте. А кто говорит?

— Здравствуйте… То есть я уже поздоровался…Девушка, это из фирмы «Феникс». Мы бы хотели узнать ваши прайсы…

— Фирма «Феникс»? Очень приятно. А что конкретно вас интересует?

— Тушенка. Сгущенка. Водка. Ну и вообще, что у вас там есть.

Я пытаюсь быстро вспомнить, чем торгует эта фирма, но в голову ничего не приходит, поскольку с друзьями я об этом не говорил.

— Я могу выслать вам стандартный прайс. Назовите номер вашего факса.

— Нет у нас факса. А поговорить я с кем могу?

— Со мной.

— А вы кто?

Я понимаю, что говорю не совсем корректно, но что тут прикажете делать?

— Я менеджер по продажам. Скажите, какие партии вас интересуют, периодичность поставки, как собираетесь вывозить…

— Ну, это от цен зависит… Вообще-то мы обычно берем один грузовик. Он у нас свой. Н

Наши рекомендации