Цель и задачи обязательной части Программы

Содержание Программы

№ п/п Содержание Стр.
  I. Целевой раздел Программы  
1.1. Пояснительная записка
Цели и задачи обязательной части Программы
Принципы и подходы к формированию Рабочей программы.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики
Возрастные психофизические особенности детей
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
  II. Содержательный раздел Программы  
2.1 2.2 Содержание образования по образовательным областям
Формы, способы, методы и средства реализации Программы
  III. Организационный раздел Программы  
3.1 Организация режима пребывания детей
3.2 Модель воспитательно-образовательного процесса
  Использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе
  Система физкультурно-оздоровительной работы
Двигательный режим
Развивающая предметно-пространственная среда группы
Материально- техническое оснащение группы
Перечень методических пособий
Приложения  
Приложение 1 «Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы по образовательным областям»    
  Приложение2«Перспективный план работы с родителями»
Приложение3 «Комплексы утренней гимнастики»
Приложение4 «Комплексы гимнастики после сна»
Приложение5 «Перечень развлечений, досугов, праздников и театрализованной деятельности»
  Приложение 6 «Коррекционная работа (Взаимодействие с логопедом)»  

I. Целевой раздел Программы

Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с ООП Детского сада №19 "Золотая рыбка", в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Рабочая программа по развитию детей средней группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка 4-5 лет и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Программа :

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и– способен регулировать собственное поведение на основе усвоенных норм и правил, проявлять волевые усилия в ситуациях выбора;

– проявляет потребность в общении со сверстниками.

достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»)

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста 4-х - 5 лет , в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей и особенностями детей 4-5 лет, спецификой и возможностями образовательных областей.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей 4-х-5 лет не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. (игра) Основной формой работы с детьми 4-5 лет и ведущим видом их деятельности является игра.

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

Используются парциальные программы:

С.Н. Николаевой "Юный эколог"

Людмила Ивановна Пензулаева « Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет».

Комплексы оздоровительной гимнастики.

Ольга Анатольевна Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду».

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .

• Закон РФ «Об образовании».

• Типовое положение о ДОУ.

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• Устав ДОУ.

• ФГОС ДО.

Познавательное развитие

Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.

Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.

В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений.. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.

Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него деятельностью в течение 5 минут.

Речевое развитие

Владение речью как средством общения и культуры

Освоение умений: вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать о событиях, приглашать к деятельности; адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника речевым высказыванием (выразить сочувствие, предложить помощь, уговорить).

Участие в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников.

Использование средств интонационной речевой выразительности (сила голоса, интонация, ритм и темп речи).

Использование элементов объяснительной речи при сговоре на игру, при разрешении конфликтов.

Освоение и использование вариативных форм приветствия (здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет); прощания (до свидания, до встречи, до завтра); обращения к взрослым и сверстникам с просьбой (разрешите пройти; дайте, пожалуйста), благодарности (спасибо; большое спасибо), обиды, жалобы.

Обращение к сверстнику по имени, к взрослому — по имени и отчеству.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Использование в речи полных, распространенных простых с однородными членами и сложноподчиненных предложений для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей; использование суффиксов и приставок при словообразовании; правильное использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для оформления речевого высказывания; использование детьми вопросов поискового характера (почему? Зачем? Для чего?); составление описательных из 5—6 предложений о предметах и повествовательных рассказов из личного опыта; использование элементарных форм объяснительной речи.

Развитие речевого творчества

Сочинение повествовательных рассказов по игрушкам, картинам; составление описательных загадок об игрушках, объектах природы.

Обогащение активного словаря

Освоение и использование в речи: названий предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина); названий живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух), некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и др.); слов, обозначающих части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т. п.), явлений (холодно, мокро, солнечно и др.); слов, обозначающих некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и др.), а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы — растут, размножаются, развиваются; посуда — это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи и т. д.); слов извинения, участия, эмоционального сочувствия.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Освоение произношения свистящих и шипящих звуков; четкое воспроизведение фонетического и морфологического рисунка слова; освоение умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Понимание терминов «слово», «звук», использование их в речи; представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; сравнение слов по протяженности; освоение начальных умений звукового анализа слов:

самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем — по представлению).

Знакомство с книжной культурой, детской литературой

Проявление интереса к слушанию литературных произведений.

Самостоятельный пересказ знакомых литературных произведений, воспроизведение текста по иллюстрациям.

Художественно-эстетическое развитие

Происходят следующие изменения:

овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);

обогащение содержания творческой деятельности;

овладение «языком» творчества;

В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное - выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

Физическое развитие

Ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.

Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).

Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается

Ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).

Планируемые результаты освоения Программы

Социально-коммуникативное развитие

– способен регулировать собственное поведение на основе усвоенных норм и правил, проявлять волевые усилия в ситуациях выбора;

– проявляет потребность в общении со сверстниками.

Развитие игровой деятельности:

– способен принять игровую проблемную ситуацию, развить ее, изменить собственное ролевое поведение, ориентируясь на поведение партнеров;

– организует разнообразные игры на бытовые и сказочные сюжеты.

Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:

– способен регулировать собственное поведение на основе усвоенных норм и правил, проявлять волевые усилия в ситуациях выбора;

– проявляет потребность в общении со сверстниками.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:

– чувствует отношение к себе сверстников, проявляет чувство собственного достоинства;

– проявляет уважительное отношение к сверстникам;

– знает о достопримечательностях родного города.

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:

– соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте;

– знает элементарные правила безопасного дорожного движения.

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:

– выполняет правила безопасного поведения в детском саду и дома.

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения:

– соблюдает элементарные правила поведения в природе.

Развитие трудовой деятельности:

– самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок

-самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

– доводит начатое дело до конца;

– испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:

– владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.)

– имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей

Познавательное развитие

Сенсорное развитие:

– различает и называет основные плоскостные формы, основные цвета, параметры величины

– использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, материал и т.п.)

– подбирает предметы по одному-двум качествам (цвет, форма, материал и т.п.)

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:

- использует строительные детали с учётом их конструкторских свойств

- осуществляет анализ элементов схемы и соотносит их с имеющимися деталями

- пользуется простыми способами конструирования, самостоятельно создает постройку по схеме и достраивает её, владеет способами построения замысла

Формирование элементарных математических представлений:

– владеет элементарными навыками сравнения групп предметов, навыками счета в пределах 5

– выделяет параметры величины протяженных предметов, выполняя действия наложения и приложения

– владеет элементарными навыками ориентировки в пространстве

– использует временные ориентировки в частях суток днях недели, временах года

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:

– имеет представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, признаках

– проявляют интерес к незнакомым предметам и явлениям

– имеет представления о многообразии растений, животных, особенностях их внешнего вида, условий существования, поведения

– способен устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями живой и неживой природы.

Речевое развитие

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

– использует речь для инициирования общения, регуляции поведения

– активно пользуется речью в игровом взаимодействии со сверстниками

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

– понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния

– использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования

– владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков)

– способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога

Практическое овладение воспитанниками нормами речи:

– пользуется разнообразными формулами речевого этикета

– способен осмысленно работать над собственным звукопроизношением и выразительностью речи

Развитие литературной речи:

– способен с помощью педагога пересказать содержание знакомых сказок, рассказов;

– способен эмоционально реагировать на поэтические тексты, выразительно их воспроизводить;

– способен импровизировать на основе литературных произведений.

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:

– проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров

– проявляет интерес к рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

– различает основные звуки речи;

– владеет элементарными навыками звукового анализа

Физическое развитие

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

– легко и быстро засыпает, с аппетитом ест

– редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1-2 раза в год)

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

– проявляет привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом

– имеет элементарные представления о том, что полезно и вредно для здоровья

– сформированы навыки культуры еды, культуры поведения, умеет следить за своим внешним видом

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

– знает, что надо одеваться по погоде, регулярно гулять, заниматься зарядкой

– имеет представление о полезной и вредной для здоровья пище

– знает части тела и органы чувств человека, их функциональное назначение

– сформирована потребность в соблюдении режима питания, знает важность сна, гигиенических процедур для здоровья

– умеет устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствия

– имеет представление о составляющих здорового образа жизни

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

– ходит свободно, держась прямо, не опуская головы

– уверенно ходит по бревну (скамейке), удерживая равновесие

– умеет лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагами

– в прыжках в длину с места отталкивается двумя ногами и мягко приземляется, подпрыгивает на одной ноге

– ловит мяч руками, многократно ударяет им об пол и ловит его

– бросает предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку

– чувствует ритм, умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение тела в такт музыке или под счет

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

– активен, с интересом участвует в подвижных играх

– инициативен, радуется своим успехам в физических упражнениях

– умеет самостоятельно и творчески использовать физкультурный инвентарь для подвижных игр.

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Основные цели и задачи

Формирование элементарных математических представлений.Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Сезонные наблюдения

Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

Привлекать к участию в сборе семян растений.

Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.

Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.

Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают. Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.

Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения. Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.

Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.

Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» .

Основные цели и задачи

Развитие речи.

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература.

Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Развитие речи

Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.

Способствовать развитию любознательности.

Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Продолжать учить детей определять и называть местоположение пред- мета (слева, справа, рядом, около, между), время суток.

Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Приобщение к художественной литературе

Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.

Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

Продолжать работу по формированию интереса к книге.

Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Основные цели и задачи

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно- творческой деятельности.

Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.

Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

Изобразительная деятельность. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.

Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Конструктивно-модельная деятельность. Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Музыкальная деятельность. Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

Развит

Наши рекомендации