Обязанности обучающегося и руководителя курсовых работ
Основными обязанностями руководителя являются:
· составление и распределение тем курсовых работ;
· составление графика выполнения курсовой работы;
· оказание помощи обучающимся в определении перечня вопросов и материалов, которые он должен изучить и собрать;
· консультирование;
· регулярная проверка графика выполнения отдельных частей курсовой работы;
· присутствие на защите курсовой работы.
В установленные графиком сроки обучающиеся обязаны отчитаться перед руководителем о ходе выполнения курсовой работы с предоставлением материалов в письменной форме.
Требования к структуре и содержанию курсовой работы
По структурекурсовая работа реферативного характера включает в себя:
– содержание;
– введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования;
– теоретическую часть, в которой дается описание истории вопроса, оценивается уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;
– заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
– список используемых источников;
– приложения.
По структуре курсовая работа практического характера включает в себя:
– содержание;
– введение, в котором подчеркивается актуальность и значение темы, формулируется цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования;
– основную часть, которая обычно состоит из двух разделов: в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы; вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами, результатами исследования и т.п.;
– заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;
– список используемых источников;
– приложения.
По структуре курсовая работа опытно - экспериментального характера включает в себя:
– содержание;
– введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, определяются цели и задачи исследования, формулируется объект, предмет, гипотеза, методы исследования;
– основную часть, которая обычно состоит из трёх разделов: 1)теоретические основы разрабатываемой темы, история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике; 2)практическая часть, содержащая план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранных методов, основные этапы эксперимента;
3) обработка и анализ результатов опытно - экспериментальной работы;
– заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;
– список используемых источников;
– приложения.
Введение отражает: актуальность, цель, объект, предмет исследования, гипотезу исследования, разработанность проблемы в теоретических и практических исследованиях, теоретическую и практическую значимость, структуру работы.
Актуальность исследования определяется несколькими факторами:
- потребностью в новых данных;
- потребностью в новых технологиях;
- потребностью практики.
Обосновать актуальность, значит, проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.
Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта, определенные свойства объекта их соотношения, зависимость объекта от каких - условий. Предметом исследования могут быть явления в целом отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области исследуемого объекта, в которой выявлена проблема, требующая решения).
Цель исследования- это желаемый конечный результат исследования. Наиболее типичны следующие цели:
Определение характеристики явлений не изученных ранее, мало изученных, противоречиво изученных;
Выявление взаимосвязи явлений;
Изучение динамики явлений;
Обобщение, выявление общих закономерностей;
Создание методик;
Адаптация методик.
Гипотеза исследования - это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.
К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:
- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
- она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.
Теоретическая значимость - на какую область специальности могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ.
Практическая значимость (если работа практического или опытно - экспериментального характера) - определяется влияние полученных рекомендаций, предложений на изучаемый процесс, решением практических вопросов.
Рекомендуемый объем введения – 2-3 страницы.
Основная часть работы.
Если курсовая работа реферативного характера, то план пишется «простой» (приложение 1).
Если курсовая работа опытно - экспериментального характера, то основную часть следует делить на главы и параграфы. Рекомендуемое количество глав – 3.
Первая глава носит теоретический характер, в ней следует:
- определить сущность исследуемой проблемы, изучить опыт её реализации в практике;
- дать характеристику степени проработанности проблемы в литературных источниках (книгах, журналах, монографиях, газетных статьях, материалах конференций и т.д.), наметить пути решения проблемы;
- необходимо увязать проблематику исследования с общетеоретическими положениями, дополняя и развивая их;
- создать основу (базу) для последующих глав, которые будут конкретизировать теоретические положения курсовой работы.
Рекомендуемое количество параграфов –5-6, объемом от 5 до 7 страниц каждый.
Во второй главе «ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ»исследование и изложение материала носят более конкретный характер. Здесь должно быть прописано: цель, задачи, методы, организация исследования.
Методы исследования - перечисляются методы, с помощью которых проводилось исследование: теоретические и практические (краткое описание каждого метода).
Задачи исследования - это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач.
В организации исследования прописывается: где было проведено исследование, сколько человек приняло участие в исследовании и какого возраста, этапы исследования, формулы по которым производились расчёты результатов исследования.
Последняя глава курсовой работы «РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ» обычно представлена практическими расчетами, основанными на собранной информации в предыдущих главах – поэтому при проведении расчетов не следует приводить сами формулы, а лишь указывать номера используемых формул из предыдущей главы, и полученный результат.
Все расчеты, выполненные с применением вычислительной техники, следует вынести в приложение.
Объем этой части курсовой работы (3-8 листов).
В заключении формулируются выводы и рекомендации. Целесообразно сделать выводы по задачам, сформулированным во введении и реализованным в курсовой работе. Выводы должны продемонстрировать умение автора к самостоятельной научно-теоретической работе и профессиональное владение вопросами темы. Выводы могут оформляться в виде тезисов, рекомендаций, предложений.
После заключения приводится список источников в установленном порядке в соответствии с ГОСТ 7.1 - 2003.
Список используемой литературы: отражает список литературы, проработанный автором, независимо от того имеются ли в тексте ссылки на нее или нет. Курсовая работа должна иметь не менее 20-25 источников.
Приложенияпризваны облегчить восприятие содержания работы, и могут включать: дополнительные материалы, иллюстрации вспомогательного характера, анкеты, методики, документы, материалы, содержащие первичную информацию для анализа, таблицы статистических данных и т.д. Правила представления приложений:
- приложения помещают на страницах, следующих за списком литературы;
- приложения располагают в порядке появления на них ссылок в тексте курсовой работы;
- каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;
- приложения нумеруются арабскими цифрами без указания знака номера. Порядковый номер размещают в правом верхнем углу над содержательным заголовком после слова ПРИЛОЖЕНИЕ 1;
- приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц;
- на все приложения в основной части курсовой работы должны быть ссылки.
5. Требования к оформлению курсовой работы
Курсовая работа выполняется на компьютере и оформляется:
а) на электронном носителе – диск, дискета;
б) на бумажном носителе - только на лицевой стороне белой бумаги следующим образом:
- размер бумаги стандартного формата А4 (210 х 297 мм)
- поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм.
- ориентация: книжная
- шрифт: Times New Roman.
- кегель: - 14 пт в основном тексте , (12 пт в сносках и таблицах)
- междустрочный интервал: полуторный в основном тексте, одинарный в
подстрочных ссылках
- расстановка переносов – автоматическая
- форматирование основного текста и ссылок – в параметре «ширине»
- цвет шрифта – черный
- красная строка – 1,2 см
Общий объём курсовой работы - от 30 до 35 страниц. При оформлении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и чёткость изображения по всей работе. Не должно быть помарок, перечеркивания, сокращения слов, за исключением общепринятых.
При нумерации страниц курсовой работы выполняются следующие требования:
Страницы текста нумеруют арабскими цифрами внизу по центру без точки. По всему тексту соблюдается сквозная нумерация. Номер титульного листа не проставляется,но включается в общую нумерацию курсовой работы. Нумерация начинается с «ВВЕДЕНИЕ», страница № 3.
Нумерация страниц производится последовательно, включая «ВВЕДЕНИЕ», I, II и III главы (параграфы), «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» (ВЫВОДЫ), «СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ».
Страницы приложения не нумеруются.
При оформлении курсовой работы заголовки должны соответствовать следующим требованиям:
Все структурные элементы работы: введение, главы основной части, заключение (ВЫВОДЫ), СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, приложения должны начинаться с новой страницы.
Заголовки структурных элементов печатают прописными буквами(полужирное начертание) и выравниваются по левому краю. Точки в конце заголовков не ставятся, заголовки не подчеркиваются. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал. Переносы слов во всех заголовках не допускаются.
Оформление глав и параграфов. Каждая глава курсовой работы начинается с новой страницы. Расстояние между главами и параграфами должно быть равно 3 интервалам.
Расстояние между названием параграфа и последующим текстом должно быть равно 1,5 интервала. Заголовки параграфов пишутся строчными буквами (первая буква заголовка параграфа заглавная), полужирное начертание и выравниваются по левому краю. Если заголовок или подзаголовок включает несколько предложений, их разделяют точкой.
Главы курсовой работы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами с точкой прописными буквами, располагается по центру (полужирное начертание). Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер включает номер главы и порядковый номер параграфа, отделённый точкой, например: 1.1., 1.2., 2.1., 2.2., 2.3. и т.д. Если курсовая работа имеет «простой» план, например: 1. Особенности развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста, то название параграфа пишется строчными буквами.
Оглавление – это отображение структуры работы в виде списка, включающего: введение, названия глав, параграфов каждой главы, выводы, список использованных источников и литературы, приложения.
Оформление табличного материала. Цифровой материал, сопоставление и выявление определённых закономерностей оформляют в виде таблиц. Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при котором цифровой или текстовой материал группируется в колонки, ограниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линиями. Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера, тематического заголовка, боковины, заголовков вертикальных граф (шапка таблицы), горизонтальных и вертикальных граф. Все таблицы, если их несколько, нумеруются арабскими цифрами, без указания знака номера, в пределах главы. Номер размещают в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова "Таблица...", например, Таблица 1, Таблица 2.
При выполнении таблиц соблюдаются следующие требования:
название таблицы помещают над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся.
Таблица выполняется на одной странице. Если таблица не умещается на одной странице, она выносится в приложение. Если шапка таблицы громоздкая, допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают столбцы и повторяют их нумерацию на следующих страницах, с написанием пометки «Продолжение таблицы 1», заголовок таблицы не повторяют. В таблице не должно быть пустых граф. Если цифровые или иные данные в графе не приводятся, то ставится тире. Все приводимые в таблице данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы.
Шрифт громоздкой таблицы может быть уменьшен до 12 размера и в данном случае так же употребляется одинарный абзац.
Таблица 1.
Результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп до эксперимента
№ п/п | Показатели | КГ | ЭГ | ||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | ||
Бег 30м (с) | 7,0 | 7,5 | 7,2 | 7,7 | |
Прыжок в длину с места(см) | |||||
Метания малого мяча ведущей рукой на дальность (м) | 6,7 | 4,6 | 7,0 | 4,4 |
Оформление иллюстраций. Иллюстрации (рисунки, графики, диаграммы, эскизы, чертежи и т.д.) располагаются в курсовой работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Все иллюстрации должны быть пронумерованы (внизу, по центру). Нумерация сквозная, т.е. через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется. Например:
Рис. 1. Показатели уровня концентрации внимания среди испытуемых (в %)
Все иллюстрации необходимо снабжать надписью, которая должна содержать 3 элемента:
- наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенным словом "Рис";
- порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами, например: "Рис.1", "Рис. 2" и т.д.;
- тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в краткой форме;
Аналогично оформляются и другие виды иллюстративного материала, такие как диаграмма, схема, график, фотография и т.д. Иллюстрация выполняется на одной странице.
Ссылки по тексту на рисунки и таблицы оформляются: (Рис.1) и (Табл.1).
Таблицы, схемы и рисунки, занимающие страницу и более, помещают в приложение, а небольшие - на страницах работы.
Оформление формул.Формулы выделяются из текста в отдельную строку, располагаются по центру. Выше и ниже каждой формулы должна быть оставлена одна свободная строка. Если формула не умещается водну строку, она переносится после знаков: равенства (=), сложения (+), вычитания (-), умножения (х), деления (:), других математических знаков. Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Не рекомендуется нумеровать формулы, на которые нет ссылок в тексте. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках, у правого края страницы.
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова "где" без двоеточия. В последней строке пояснения указывается источник, например:
Концентрация внимания оценивается по следующей формуле:
где К – концентрация внимания,
С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
n – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Оформление справочно-библиографического аппарата.Успешное выполнение курсовой работы предполагает обстоятельное и творческое изучение специальной литературы по проблеме исследования. Список использованных источников - это подлинный источниковедческий отчет автора о проделанной работе, по которому можно судить об уровне проведенного исследования.
Подбор и изучение литературы для выполнения курсовой работы является одним из важных этапов работы студента. Любая письменная работа не может считаться научной, если она не снабжена справочно-библиографическим аппаратом: списком используемых источников по теме исследования и ссылками на цитируемые и упоминаемые в тексте документы.
Литература по курсовой работе может быть подобрана студентом при помощи каталогов, картотек и библиографических указателей библиотек. При подборе источников необходимо изучить все виды изданий по исследуемой проблеме: монографии, сборники научных трудов и материалы научных конференций, учебники, учебные пособия, диссертации, периодические издания, законодательные и нормативные акты и т.д. Следует также обращать внимание на ссылки в тексте (авторитетные источники), имеющиеся в монографиях и статьях. Необходимо изучить профессиональные издания последних лет, так как в них наиболее полно освещена теория и практика исследуемой темы.
Не менее важным является анализ существующих нормативно-правовых актов: международных договоров, соглашений, конвенций, документов, принятых в рамках межправительственных организаций и на международных конференциях, национального законодательства государств.
Поиск необходимого материала можно осуществлять и с помощью поисковых систем Интернет, а также в справочно-правовых информационных системах «Консультант» и «Гарант» и др.
В процессе изучения материалов по теме курсовой работы обучающийся выбирает наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать. Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, т.к. сокращение может исказить смысл, который был в нее вложен автором. При выписке необходимой информации целесообразно фиксировать из какого источника заимствован материал. Поэтому следует сразу же делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.
В тексте курсовой работы ссылки оформляются следующим образом: [6]: первая цифра (6) означает номер расположения данного документа в списке использованных источников.
Список источников должен охватывать не менее 20-25 различных материалов по изученной теме за последние 5 лет издания.
Основное требование к составлению списка источников – единообразное оформление и соблюдение ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание: общие требования и правила составления». Источники делятся на основные (законодательные, нормативные документы, стандарты, учебники) и дополнительные (справочные издания, статьи из периодических изданий, электронные ресурсы сети интернет). По стандарту в списке источников должны быть максимально сокращены все слова, кроме основного заглавия (названия документа). Используется литература не старше 5 лет от нынешнего года написания курсовой работы.
Все источники, приведенные в списке, располагаются в едином алфавитном порядке.
Образцы оформления различных источников:
Оформление книг с 1 автором
Схематичный пример: Иванов, И.И. Название книги / И.И. Иванов. – Город: Название издательства. – 552 с.
Реальный пример: Жабина С.Г. Психология развития / С.Г. Жабина. - М.: Академия, 2014. - 336 с.
Оформление книг с 2 и 3 авторами
Пример: Волков, М.В. Современная педагогика/ М.В. Волков, А.В. Сидоров. - СПб.: Питер, 2014.- 155 с.
Оформление книг с 4 и более авторами
Пример: Коробкин, М.В. Современная педагогика/ М.В. Коробкин [и д.р.] -СПб.: Питер, 2014.- 325 с.
Оформление учебников и учебных пособий
Пример: Волков, М.В. Современная педагогика: учебное пособие / М.В. Волков. - СПб.: Питер, 2014.- 225 с.
Оформление учебников и учебных пособий под редакцией
Пример: Уроки физической культуры в начальной школе: 1-4 классы: учеб. Пособие для студ. вузов/подред. И.Н. Совенко. -М.: Риор, 2014. - 323 с.
Оформление в списке литературы статей из журналов и периодических сборников
Пример: Боков, В.К. Особенности внимания младших школьников / В.К. Боков // РБК. -2014. - №4 (11). - С. 32-36.
Оформление электронных источников
Пример: Рекомендации по оформлению списка литературы [Электронный ресурс] / Всероссийский банк учебных материалов; ред. Марфунин Р.М.- Режим доступа: http://referatwork.ru, свободный. (Дата обращения: 16.07.2014 г.). Крохин, Е.Е. Психология развития [Электронныйресурс], - https://ru.wikipedia.org -статья в интернете.- Подробнее на Referatwork.ru:
6. Рекомендации к подготовке и оформлению презентаций
Важным этапом подготовки к защите курсовой работы является подготовка презентации. Презентация - системный итог научно - исследовательской работы студента, в нее вынесены все основные результаты научно - исследовательской деятельности.
Выполнение презентаций для защиты курсовой работы позволяет логически выстроить материал, систематизировать его, представить к защите, приобрести опыт выступления перед аудиторией, формирует коммуникативные компетенции студентов.
Для оптимального отбора содержания материала работы в презентации необходимо выделить ключевые понятия, теории, проблемы, которые раскрываются в презентации в виде схем, диаграмм, таблиц. На каждом слайде определяется заголовок по содержанию материала.
Оптимальное количество слайдов, предлагаемое к защите работы –10.
Объем материала, представленного в одном слайде должен отражать в основном заголовок слайда.
Для оформления слайдов презентации рекомендуется использовать простые шаблоны без анимации, соблюдать единый стиль оформления всех слайдов. Не рекомендуется на одном слайде использовать более 3 цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Смена слайдов устанавливается по щелчку без времени.
Шрифт, выбираемый для презентации должен обеспечивать читаемость на экране и быть в пределах размеров - 18-72 пт, что обеспечивает презентабельность представленной информации. Шрифт на слайдах презентации должен соответствовать выбранному шаблону оформления. Не следует использовать разные шрифты в одной презентации. При копировании текста из программы Word на слайд он должен быть вставлен в текстовые рамки на слайде.
Алгоритм выстраивания презентации соответствует логической структуре работы и отражает последовательность ее этапов. Независимо от алгоритма выстраивания презентации, следующие слайды являются обязательными.
Содержание слайдов
Образец:
1 слайд
2 слайд
Объект исследования:
Предмет исследования:
3слайд
Цель исследования:
Гипотеза исследования:
4 слайд
Задачи исследования:
5 слайд
Методы исследования:
6слайд
Организация исследования:
7 слайд-10 слайд
Результаты исследования (таблицы, диаграммы, графики)
11 слайд
Заключение: (Выводы)