Методы тестирования юных спортсменок
Для тестирования взаимоотношений тренера со спортсменками, занимающимися футболом в возрасте 13-15-ти лет нами использовались: тест оценки ситуационной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, тест Айзенка – диагностика темперамента.
Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Что понимает Спилбергер под обеими мерами тревожности видно из следующей цитаты: «Состояние тревожности характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы» (приложение 3).
Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.
Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. В нашей стране употребляется в модификации Ю.Л. Ханина, которая им же была адаптирована на русский язык.
Реактивная (ситуативная) тревожность – состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени [21]. Тестирование проводится с использованием анкеты следующим образом:
1. Обследуемому предлагается – «Отвечайте так, как Вы себя чувствуете в данный момент. Используйте утверждение «Да», если Вы согласны с предложенным утверждением, и «Нет» – если не согласны. Над вопросами долго не задумывайтесь. Обычно первый ответ, который приходи в голову, является наиболее правильным, адекватным Вашему состоянию».
2. Для подсчета ситуативной (реактивной) тревожности в опроснике Спилбергера-Ханина необходимо от суммы утверждений «Да» при ответах на прямые вопросы (номера: 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20) отнять сумму утверждений «Да» при ответах на обратные вопросы (3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18) и прибавить 50.
Если полученная сумма результата не превышает 30, то, следовательно, испытуемый не испытывает особой тревоги, т.е. у него в данный момент низкая тревожность. Если сумма находится в интервале 31-45, то это означает умеренную тревожность. При 46 и более – тревожность высокая.
Тест Айзенка. Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) помогает узнать темперамент исследуемого, определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Диагностика самооценки по Г. Айзенку является классической методикой для определения темперамента и одной из самых значимых в современной психологии.
Пройдя тест на темперамент Айзенка, тестируемый сможет лучше познать свое собственное Я. Он поймет, что представляет из себя его характер и сможет занять более правильную позицию в жизни. Знание темперамента своих близких и друзей, поможет вам комфортно уживаться в семье и в коллективе. Так, например, в некоторых школах, поступающий должен пройти тест на темперамент. В соответствии с этими тестами в дальнейшем будут формироваться классы. Многие работодатели при приеме на работу так же предлагают пройти тест на темперамент, чтобы выбрать того из соискателей, который удачно впишется в коллектив. Методика определения темперамента. Тестируемому предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление обычного способа поведения тестируемого. Он должен постараться определить типичны ситуации и дать первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Если он согласен с утверждением, поставить рядом с его номером «да», если не согласен, поставить «нет» (приложение 3).
Интерпретация результатов личностного опросника Г. Айзенка и методика определения темперамента (приложение 4).
При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.
Экстраверсия:
- больше 19 – яркий экстраверт,
- больше 15 – экстраверт,
- 12 – среднее значение,
- меньше 9 – интроверт,
- меньше 5 – глубокий интроверт.
Нейротизм:
- больше 19 – очень высокий уровень нейротизма,
- больше 14 – высокий уровень нейротизма,
- 9-13 – среднее значение,
- меньше 7 – низкий уровень нейротизма.
Достоверность:
- больше 4 – неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
- меньше 4 – норма.
Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.
Организация исследования
Наше исследование, в организационном плане представляло три взаимосвязанных этапа. Первый этап длился с июля по сентябрь 2013 года. Этот этап был посвящен анализу и обобщению специальных литературных источников по проблеме исследования, формулировке гипотезы и проблемы исследования, выделению объекта и предмета исследования, постановке задач исследования.
Второй этап исследования продолжался с октября 2013 года по февраль 2013 года включительно. В течение этого этапа нами было проведено анкетирование и тестирование психо-эмоционального состояния спортсменок, занимающихся футболом в возрасте 13-15 лет второго года обучения, которое было организовано в ГБОУ Центр Образования «Чертаново» Москомспорта СДЮСШОР и его анализ.
В исследовании принимали участие юные футболистки в возрасте 13-15-ти лет в количестве шестнадцати человек. Полученные результаты были обработаны с помощью методов математической статистики.
Во время третьего этапа включительно по апрель 2014 года включительно нами был проведен компьютерный набор работы, сформулированы выводы, разработаны практические рекомендации.