Понятие «контрольно-оценочная деятельность»
Оценивание деятельности обучающихся является важным элементом педагогического процесса, а оценка – мощным педагогическим средством, выполняющим ту или иную задачу педагога. Любая оценочная деятельность исходит из потребности ребенка или педагога получить информацию о том, насколько эффективно проходит их взаимодействие в ходе образовательного процесса.
Оценка выступает как система разнообразных форм, методов, средств и видов качественного или количественного оценивания результатов образовательного процесса: будь то учебные достижения обучающихся, качество знаний и умений по программе или результаты их личностного развития, продвижения в творческой деятельности. Можно сказать, что оценивание предполагает не только констатацию конечного результата обучения, но полностью и постоянно сопровождает образовательный процесс.
В педагогической практике понятие «оценка» зачастую понимается как синоним понятия «отметка».
В «Толковом словаре» С.И. Ожегова оценка – это «мнение о ценности, уровне или значение кого или чего-нибудь», а отметка – «принятая в учебной системе оценки знаний, поведения учащихся» [20, стр. 759].
Как видим, отметка – это всего лишь формальное выражение оценки. Ю.К. Бабанский и В.С. Безрукова рассматривают отметку как «свернутое оценочное суждение, символически выражающееся в виде знака, цифры, слова или предмета, в предельно лаконичной и наглядной форме представляющее ценность того, что оценивается» [2,3].
Оценивание – это очень объемное понятие: оно включает в себя как сам процесс, так и результат работы. При этом оценивание может осуществляться по-разному: в виде количественного показателя (баллы, отметка), в виде качественного показателя (словесные высказывания о процессе и результатах работы, эмоциональная реакция) [19, стр.23].
Но на практике часто сталкиваются с подменой оценивания отметкой, то есть педагогом выставляются отметки без пояснения, выражения своего мнения, детальной мотивировки, всего того, что предполагает оценивание. Поэтому такая отметка как результат вызова к доске или написания контрольные работы оставляет в душе негативные ощущения, чувство тревоги и даже страха.
В педагогике постоянно идут жаркие споры о смысле оценивания, что же должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества - категорическим определителем успеваемости обучающегося или же, наоборот, должна осуществлять как показатель преимуществ, недостатков той или иной системы (методики) обучения. Противоречивый характер оценки отметил еще Я.А. Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешенно пользоваться своим правом на оценку [30, стр.113].
У традиционного понимания оценки, как показателя качества образовательного процесса, есть немало сторонников. Оценка, по мнению И.П. Подласого, – это «соотношение между фактическими усвоенными знаниями, умениями и общим объемом этих знаний, умений, предложенным для усвоения» [27].
Но педагоги постоянно пытаются преодолевать односторонность понимания сущности оценивания. Сегодня имеется немало разработок, касающихся совершенствования оценочной деятельности. Такие педагоги-новаторы, как Г.С. Альтшулер, Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.Ф. Шаталов, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и другие много сделали для улучшения системы оценивания, стараясь усиливать положительное влияние оценки на ребенка.
«Развитие ребенка в школе, – по мнению А.К. Колеченко, – осуществляется учителем не только через предмет и методы обучения, но и посредством оценки, которая представляет собой факт самого непосредственного руководства учеником» [24, с. 46].
Современное понимание оценивания связано с переходом от оценки успеваемости к оцениванию реальных достижений обучающихся, результатов его личностного развития. «Оценка – это способ создания для ребенка ситуаций успеха» [18, стр.7].
По мнению А. В. Хуторского, «цель образования будет достигнута, если образование будет иметь творческую, а не репродуктивную ориентацию, пронизывающую не только процесс обучения, но и систему диагностики, контроля и оценки образовательных результатов школьников» [30, с. 135].
Новый подход к оцениванию предполагает, что оценка должна не только выявлять, насколько хорошо обучающиеся усвоили содержание образовательной программы, но и определять способность детей использовать приобретенные знания, умения, навыки для решения практически-познавательных, ценностно-ориентированных, коммуникативных задач и творческих проблем.
«Педагогическая оценка, – отмечает Т.Н. Гущина, – оценка качеств личности ребенка, его поведения, ориентированная на нормы современной культуры с целью становления, развития социально-ценностного отношения к миру. Педагогическая оценка предполагает и оценку педагогом средств воздействия на личность ребенка» [7, с. 21].
Таким образом, можно обобщить, что оценивание это:
- не только определение позитивных и негативных моментов в той или иной деятельности, но и выявление эффективности и успешности этой деятельности путем анализа и интерпретации данных;
- не только контроль качества образования, но и система, позволяющая отслеживать динамику и уделять больше внимания тому, чего смог достигнуть обучающийся, и меньше – его неудачам.
Сегодня при освещении проблемы оценивания результатов обучения используется термин контрольно-оценочная деятельность, под которой понимается оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретного предмета в процессе или по окончании его изучения по результатам проверки [4, стр 17].
Современная система оценивания достижения планируемых результатов начального образования предполагает не только и не столько оценку опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, развитие учебной самостоятельности. Использование самооценки как одного из компонентов системы оценивания позволяет максимально полно развить регулятивные универсальные учебные действия обучающихся, в т.ч. навыки самоконтроля [4, стр 35].
В результате использования метода самооценки создается атмосфера сотрудничества учеников и учителя, повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями и практическому их применению, снижается уровень школьной тревожности.
В следующей части нашей дипломной работы мы рассмотрим особенности организации контрольно-оценочной деятельности в младшем школьном возрасте