Модуль 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
Нижний Новгород, 2017
Модуль 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
МДК 01.01 «Медико-биологические и социальные основы здоровья».
Программа практики.
Цель производственной практики.
Приобретение практического опыта на основе теоретических знаний и формирование у студентов практических профессиональных умений.
2. Задачи производственной практики:
- формировать знания об основных направлениях сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
- познакомиться с навыками здоровье сберегающих технологий по формированию у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья;
- формировать профессиональную позицию воспитателя, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни и ответственности за здоровье детей;
- повысить оздоровительную грамотность воспитателя по созданию здоровьесберегающей и развивающей среды в ДОУ;
- закрепить навыки осуществления закаливающих и оздоровительных мероприятий, обеспечивающих, комфортное пребывание ребенка в детском саду в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- формулировать навыки проведения санитарно-гигиенических мероприятий для детей дошкольного возраста с учетом психологических и психофизиологических особенностей развития
- ознакомить с особенностями организации консультативной помощи родителям по вопросам оздоровления детей.
Основные принципы организации практики.
а) Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
б) Принцип активности и сознательности
- участие всех студентов в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
в) Принцип комплексности и интегративности
- решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса.
г) Принцип приемственности
- поддержание связи между возрастными категориями, учет уровня и состояния здоровья детей.
д) Принцип результативности
- реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития ребенка.
4. В ходе производственной практики студенты овладевают практическим опытом по профессиональным компетенциям:
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Место и время проведения практики.
Производственная практика по медико-биологическим и социальным основам здоровья проводится на 1 курсе во 2-м семестре в соответствии с учебным планом.
Место проведения практики:
дошкольные учреждения Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
Объекты практики.
1.Дети дошкольного возраста.
2. Семьи детей, посещающих дошкольные учреждения.
Лечебно-профилактическое направление.
Комплексное исследование здоровья дошкольников.
- Исследование состояния здоровья детей, выделение «групп риска», выявление функциональных нарушений у детей;
- отслеживание успешности обучения воспитанников в период их пребывания в ДОУ с целью динамичного наблюдения за их развитием;
- определение соответствия образовательной среды ДОУ состоянию здоровья ребенка и современное выявление факторов риска для его здоровья и развития.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Результаты практики.
- Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, созданию здоровье сберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
- формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
- создание программно-методического обеспечения учебного предмета по медико-биологическим и социальным основам здоровья.
Содержание производственной практики по медико-биологическим и социальным основам здоровья.
Задание 1.1. Сведения о ДОУ и возрастной группы
Сведения о ДОУ:
Наименование МБДОУ
Адрес МБДОУтелефоны МБДОУ
Заведующий МБДОУ
Старший воспитатель
Старшая медицинская сестра
Инструктор по физической культуре
Задание 1.1. Анализ режима работы группы.
Возрастная группа ___,
Воспитатель: _______________________________________________.
Помощник воспитателя
Образовательная программа ____________________________________________.
Режим дня (холодный период года)
Таблица 1
Время | Режимный процесс |
Сетка непосредственно образовательной деятельности
Таблица 2
Понедельник | Вторник | Среда |
Четверг | Пятница | |
Задание 1.2. Познакомиться с календарным планом проведения режимных моментов в 1-ю половину дня, на основе его анализа заполните протокол.
Протокол анализа календарного плана воспитателя
1. Какие формы текущей работы воспитателя планируется по физическому развитию и оздоровлению детей?
2. Какие основные направления преобладают в плане работы воспитателя по физическому развитию и оздоровлению детей?
3. Учитывается ли индивидуальные особенности детей и уровень их развития
4. Разумное ли чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности?
5. Наличие подвижных игр и др. видов двигательной активности, (указать какие) их разумное сочетание
6. Отражено ли в планировании особенности организации режимных процессов, направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и самообслуживания. Подтвердите примерами
7. Планирование прогулки, обеспечение оптимальной двигательной активности дошкольников, указать за счет чего
8. Отражена ли в плане работа воспитателя с родителями про проблемам физического воспитания детей , в чем она заключается?
Общая оценка и рекомендации
Задание 1.3. Пронаблюдать за организацией и проведением режимных моментов, мероприятий двигательного режима дошкольном возрасте в 1-ю половину дня и заполнить протокол наблюдения, сделать качественный анализ.
1.Наблюдая за работой воспитателя и помощника воспитателя одновременно сделайте хронометраж и заполните протокол наблюдения (Приложение 3) графы «Деятельность воспитателя» и «Деятельность помощника воспитателя» «деятельность детей»). Сделайте хронометраж участия воспитателя и помощника воспитателя в организации и проведении режимных моментов и самостоятельной деятельности детей. Наблюдая, фиксируйте время проведения режимных моментов их содержание и виды деятельности. Кроме этого зафиксируйте взаимодействие воспитателя с сотрудниками дошкольного учреждения.
2. Проанализируйте особенности организации режимных моментов и в 1-ю половину дня в группе дошкольного возраста по предложенной схеме Таблица 1
Схема анализа занятия №1
Таблица
Показатели | Качественный анализ |
Выполнение санитарно-гигиенических требований | |
Внешний вид педагога и детей (одежда, обувь). | |
Общее время проведения занятия, соответствие требованиям СанПин | |
2. Анализ программного содержания | |
- соответствие задач занятия программе возрастной группе; | |
- соответствие задач уровню развития детей; | |
3. Анализ хода НОД | |
. - Принятие детьми цели занятия, доступность содержания занятия детям. | |
- Соответствие приемов и методов, используемых на занятии, возрасту детей (словесный, наглядный показ взрослого, наглядный показ ребенка, напоминание, частичный показ, др.). | |
Способы организации детей во время обучения основным движениям, целесообразность их использования. | |
- Контроль за осанкой, дыханием, страховка детей. | |
- Тон воспитателя, педагогический такт. | |
Оказание помощи детям при выполнении упражнений. | |
- Соблюдение дозировки, темпа и качества выполнения упражнений. | |
- Примерное количество детей выполняющих упражнения правильно/ с ошибками, характер ошибок. | |
Организованность детей и дисциплина на занятии. | |
Настроение детей после физкультурного занятия (определяется визуально). |
Выводы:
Задание 2.2. Определение моторной плотности, степени утомления занятия.
1. Определение моторной плотности, степени утомления занятия.
Имя, фамилия ребенка
Возраст________
2.Измерьте с помощью секундомера и рассчитайте частоту сердечных сокращений (ЧСС) для одного ребёнка на физкультурном занятии. Полученные данные внесите в таблицу
до занятия | после вводной | после ОРУ | после основн движ | после П/И | в конце занятия | Через 3 мин после занятия | |
Показатели ЧСС | |||||||
Внешние признаки утомления
Наблюдаемые признаки и состояние здоровья ребенка | Степень выраженности утомления | |
небольшая | средняя | |
Окраска кожи лица, шеи | Небольшое покраснение лица, выражение его спокойное | Значительное покраснение лица, выражение его напряженное |
Потливость | Незначительная | Выраженная потливость лица |
Дыхание | Несколько учащенное, ровное | Резко учащенное |
Движения | Бодрые, задания выполняются четко | Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей моторное возбуждение, у других — заторможенность |
Самочувствие | Хорошее, жалоб нет | Жалобы на усталость, отказ от выполнения задания |
Выводы:
Задание 2.3. Проанализировать условия хранения спортивного инвентаря и оборудования в ДОУ
Таблица
Памятка
Оптимальное время для сна - время спада биологической активности: с 21-21,5 до 7-8 ч; с 13-13,5 до 15-16 ч.
Оптимальное время для умственной деятельности - время подъема умственной работоспособности: 9-11 ч; 16-18 ч.
Оптимальное время для физической деятельности - время подъема физической работоспособности: 7-10 ч; 11-13 ч; 17-19ч.
Оптимальное время первого завтрака -через час после пробуждения, а последнего ужина - за 1-1,5 ч до сна.
Оптимальная частота приемов пищи - 4-5 раз, интервалы между ними - не менее 3 ч, и не более 4 ч.
Оптимальная продолжительность двигательной активности - не менее 60% и не более 80% времени бодрствования (для детей трех-четырех лет это от 3 ч 36 мин до 4 ч 48 мин в каждом периоде бодрствования).
Оптимальное время для прогулки - время суток, когда минимально выражены неблагоприятные природные факторы (влажность, температура, солнечная радиация и др.).
Суточный режим и построенный на его основе распорядок дня - конструкция гибкая, динамичная. В каждом детском саду распорядок дня может корректироваться в соответствии с климатическими изменениями, временем года, уровнем навыков, организованностью детей, согласован-' ностью в работе персонала группы.
Вывод, предложения:
Аттестационный лист
(характеристика профессиональной деятельности обучающегося/студента во время учебной/производственной практики)
1. ФИО обучающегося/студента, № группы, специальность/профессия
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Место проведения практики (организация), наименование, юридический адрес
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Время проведения практики __________________________________________________________________
4. Виды и объем работ, выполненные обучающимся во время практики:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Качество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата Подписи руководителя практики,
ответственного лица организации
Приложение 3
Деятельность воспитателя | Деятельность помощника воспитателя | Деятельность детей |
Время | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Нижний Новгород, 2017
Модуль 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.