Организация наблюдений. «Весенние посадки на участке детского сада»

Задачи.Привлекать внимание детей к весенним работам на участке детского сада: высаживанию тюльпанов, анютиных глазок, маргариток и других цветов. Учить детей замечать и бережно от­носиться к растениям; оказывать взрослым посильную «помощь» в оформлении участка (подвозить вместе с воспитателем на тележ­ке песок, носить воду в маленьких леечках, ведерочках и т.п.). Ввести в активный словарь следующие слова, обозначающие ча­сти растения: «листья», «стебелек», «цветы».



31 Заказ 544



Содержание наблюдения.Воспитатель выводит детей на учас­ток детского сада. Обращает внимание на погоду, отмечает яркие признаки приближающегося лета (солнышко, теплый ветерок, ярко-голубое небо, зеленая травка, одуванчики и т.п.). Взрослый старается создать у детей радостное, приподнятое настроение.

Ярко солнце светит, В воздухе тепло, И, куда ни глянешь, Все кругом светло...

(И. Суриков «Лето», отрывок)1

Воспитатель обращает внимание детей на цветочную рассаду и веточки тополя (вербы): «Сегодня мы будем сажать цветочки. Смотрите, какие они красивые!» Педагог берет один кустик цве­тов и показывает ребятам: «Смотрите, это — листья, листики зе­леные, это — стебелек. А на стебельке распустился цветок — цве­точек». И еще раз повторяет: «листики», «цветочек».

Дети, не торопясь, рассматривают цветы. Взрослый отмечает их особенности — цвет, форму, величину. Например, если это анюти­ны глазки, то воспитатель говорит: «Смотрите, это цветочек голу­бенький, а это бордовый, желтенький, фиолетовый... Ах, как кра­сиво!» И далее продолжает: «Я знаю стихотворение про анютины глазки, послушайте».

...Анютины глазки, Анютины глазки, Они распускаются Быстро, как в сказке.

Чуть робкое солнце Пригреет в апреле — Анютины глазки Уже засинели...

(3. Александрова «Анютины глазки», отрывок)2

Далее ставит кустики рассады в заранее подготовленные лунки. Дети вместе с воспитателем засыпают лунки совочками. Затем педагог раздает маленькие леечки, наливает в каждую леечку чер­пачком воду. Каждый малыш поливает свой цветочек. Взрослый показывает, как поливать: «Лей под самые корни, чтобы анютины глазки попили водичку».

Воспитатель не оставляет без внимания случайно возникших ситуаций — летящая бабочка, сидящая на листе божья коровка или жужжащая над цветком пчелка. В процессе наблюдения за насе­комыми педагог использует фольклорные или поэтические произ­ведения. Например:

Божья коровка, Слетай на небушко, Принеси мне хлебушка'.

Или:

Летит — жужжит, как сядет молчит. (Пчела)1

Если весенние работы по оформлению участка не планируют­ся, то воспитатель проводит только посадку нескольких цветущих растений (например, «анютиных глазок»), заранее подготавливая место, взрыхляя его.

Формирование культуры поведения и культурно-гигиениче­ских навыков.Педагог совершенствует навыки самостоятельности детей в самообслуживании.

Он продолжает добиваться правильного выполнения детьми всех доступных им гигиенических норм и правил. Стремится учить детей понимать, что полезно для здоровья: хорошо мыть руки, хорошо прожевывать пищу, есть морковку, яблоко, дружить с водой (закаляться — обливать ножки и т.п.). Подобные элемен­тарные сведения, педагог сообщает детям при выполнении соот­ветствующих действий, тем самым формируя у них предпосылки гигиенических знаний.

К концу третьего года жизни дети могут участвовать в проведе­нии водных закаливающих процедур, которые одновременно являют­ся и гигиеническими. К водным закаливающим процедурам детей подводят постепенно. К концу 3-го года жизни детям можно обли­вать ножки водой контрастных температур, чередуя теплую и прох­ладную воду. При проведении влажных обтираний дети с помощью воспитателя и медицинской сестры могут обтираться (поверхность груди, шеи, рук), используя мягкую рукавицу. Педагог продолжает учить детей быть опрятными, уметь обращать внимание на свой вне­шний вид и следовать правилам культуры поведения. Эти умения к концу 3-го года жизни у детей могут быть достаточно хорошо разви­ты при осуществлении правильного педагогического руководства.



31"

' Полная хрестоматия для дошкольников: В 2-х кн. Кн. 1. — Екате­ринбург: У-Фактория, 2005. С. 483.

2 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1985. С. 266.

1 Архив фольклорного кабинета Новосибирского госпединститута, кол­лекция М.Н. Мельникова.

Там же.

Сетка занятий

Дни недели Занятия
Понедельник 1. Ознакомление с окружающим. «На чем люди ездят?» 2. Физкультура. № 67-68
Вторник 1. Музыка. Песни по выбору детей. Продолжение рассказа «Игрушки» («Марш», «Мишка», «Кукла», «Колыбельная»). Повторение парной пляски «Ка­линка» с детским оркестром. Игра «Жмурки» 2. Конструирование. «Машин двор на даче»
Среда 1. Рисование. «Божья коровка, черная головка» 2. Действия с предметами. «Летающие бабочки»
Четверг 1. Речь. «Лейка, лейка, воды не жалей-ка» 2. Физкультура. № 67-68
Пятница 1. Музыка. Песни по выбору детей. Продолжение рассказа «Игрушки» (игрушки для мальчиков и де­вочек). Парная пляска «Калинка». Игра «Птички и кот» 2. Аппликация. «Едем на дачу»

показывает картинки, на которых изображены знакомые детям игрушки: «Кукла», «Мишка», «Петрушка». Вводит детей в игровой сюжет: «Кукла, Мишка и Петрушка решили путешествовать. Пет­рушка решил поехать на автомобиле. Кукла сказала, что хочет ехать на поезде, а Мишка решил поехать на автобусе».

Воспитатель расставляет картинки «Автомобиль», «Поезд», «Ав­тобус» на подставках на столах, стоящих по квадрату или по кру­гу (замкнутая линия). На самой дальней от детей точке распола­гается картинка «Самолет».

Обыгрывается каждая картинка. Воспитатель разговаривает за каждого из «путешественников», меняя высоту и тембр голоса. Дети поочередно подносят картинки «путешественников» к тем транспортным средствам, которые ими выбраны. Например, Кук­лу—к поезду, Петрушку — к автомобилю, Мишку — к автобусу. Картинки поочередно перемещаются по столу и с разных сторон сходятся у «самолета».

Далее разыгрывается сценка встречи всех «путешественников». Все игрушки-«путешественники» на самолете летят к детям.

В конце занятия воспитатель повторяет некоторые эпизоды показа, перечисляя средства передвижения «путешественников», задает детям вопросы, побуждая к высказываниям.



Конспекты занятий

Ознакомление сокружающим. «На чем люди ездят?»

Задачи. Закреплять и расширять знания детей о транспорте. Подводить к пониманию обобщенного слова «транспорт», понима­нию того, что относится к транспортным средствам: самолет, по­езд, автомобиль: к умению пользоваться им в активной речи.

Материалы. Картинки из серии «Транспорт»: «Самолет», «По­езд», «Автобус», «Автомобиль». Картинки из серии «Игрушки»: «Мишка», «Кукла», «Петрушка».

Содержание занятия. Воспитатель обращается к детям: «Вспо­мните, на чем вы ездили с папой или мамой? На чем ездят люди?» (Показ картинок). Дети узнают на картинках знакомые им сред­ства передвижения: автобус, автомобиль, самолет, поезд и т.д.; от­мечают особенности каждого средства передвижения. Например, самолет — летит; поезд, автомобиль и автобус — едут. Воспитатель

Физкультура.

№ 67-68

Задачи. Приучать детей бегать в различных направлениях, чере­довать ходьбу и бег по сигналу воспитателя. Учить выполнять пры­жок в длину с места с правильным отталкиванием и приземлением.

Материалы.Обручи по количеству детей, 2 длинные веревки. Место проведения. Зал.

Содержание занятия.Дети входят в зал и идут за воспитате­лем по периметру зала: в разных направлениях и между обручами, разложенными на полу (не наталкиваясь друг на друга). По сиг­налу воспитателя (хлопку, удару в бубен и т.п.) они останавлива­ются у обручей лицом к воспитателю.

Общеразвивающие упражнения с обручами.

1. Стоя, обруч на полу у ног, руки вниз. Наклониться, взять обруч двумя руками, поднять обруч вверх над головой, посмотреть

в него; наклониться, положить обруч на пол, выпрямиться. (По­вторить 3—4 раза.)

2. Сидя на полу, ноги вытянуты, обруч держать двумя руками,
поставив его ободом на ноги. Повернуться вправо, руки вытянуть,
посмотреть в обруч, сесть прямо, руки опустить. То же в левую
сторону. (По 3 раза в каждую сторону.)

3. Положить обруч на пол. Прыгать в обруч и из обруча. (По­
вторить 4 раза.)

Ходьба с обручами, держа их двумя руками перед собой. По­ложить обручи на место.

Дети становятся вдоль двух веревок (расстояние между верев­ками 15—20 см), положенных воспитателем на середине зала.

Воспитатель сначала показывает и рассказывает, как надо прыг­нуть, затем помогает детям встать посвободнее, носками ближе к первой веревке, ноги слегка расставить, стопы поставить парал­лельно, колени немного согнуть, оттолкнуться одновременно дву­мя ногами и мягко приземлиться на обе ноги. «Надо постараться обязательно перепрыгнуть через „ручеек"», — говорит воспитатель. Если детей в группе много, можно разделить их на две подгруп­пы. Подгруппы выполняют прыжки одна за другой. (Повторить упражнение 3 раза.) Воспитатель помогает детям, подбадривая их, при необходимости прыгает вместе со всеми детьми или с особо затрудня ющимися.

Подвижная игра «Автомобили». Дети берут обручи и друг за дру­гом «едут» на автомобилях. По сигналам воспитателя «автомоби­ли» едут быстро и медленно, делают остановки.

В заключение занятия дети кладут обручи на место, спокойно за воспитателем обходят зал по периметру и уходят в свою груп­повую комнату.

На прогулке и во второй половине дня.Играть с вертушками, каталками, бросать и ловить мячи, кататься на велосипедах.

Наши рекомендации