Организация наблюдений. «Весенние посадки на участке детского сада»
Задачи.Привлекать внимание детей к весенним работам на участке детского сада: высаживанию тюльпанов, анютиных глазок, маргариток и других цветов. Учить детей замечать и бережно относиться к растениям; оказывать взрослым посильную «помощь» в оформлении участка (подвозить вместе с воспитателем на тележке песок, носить воду в маленьких леечках, ведерочках и т.п.). Ввести в активный словарь следующие слова, обозначающие части растения: «листья», «стебелек», «цветы».
31 Заказ 544
Содержание наблюдения.Воспитатель выводит детей на участок детского сада. Обращает внимание на погоду, отмечает яркие признаки приближающегося лета (солнышко, теплый ветерок, ярко-голубое небо, зеленая травка, одуванчики и т.п.). Взрослый старается создать у детей радостное, приподнятое настроение.
Ярко солнце светит, В воздухе тепло, И, куда ни глянешь, Все кругом светло...
(И. Суриков «Лето», отрывок)1
Воспитатель обращает внимание детей на цветочную рассаду и веточки тополя (вербы): «Сегодня мы будем сажать цветочки. Смотрите, какие они красивые!» Педагог берет один кустик цветов и показывает ребятам: «Смотрите, это — листья, листики зеленые, это — стебелек. А на стебельке распустился цветок — цветочек». И еще раз повторяет: «листики», «цветочек».
Дети, не торопясь, рассматривают цветы. Взрослый отмечает их особенности — цвет, форму, величину. Например, если это анютины глазки, то воспитатель говорит: «Смотрите, это цветочек голубенький, а это бордовый, желтенький, фиолетовый... Ах, как красиво!» И далее продолжает: «Я знаю стихотворение про анютины глазки, послушайте».
...Анютины глазки, Анютины глазки, Они распускаются Быстро, как в сказке.
Чуть робкое солнце Пригреет в апреле — Анютины глазки Уже засинели...
(3. Александрова «Анютины глазки», отрывок)2
Далее ставит кустики рассады в заранее подготовленные лунки. Дети вместе с воспитателем засыпают лунки совочками. Затем педагог раздает маленькие леечки, наливает в каждую леечку черпачком воду. Каждый малыш поливает свой цветочек. Взрослый показывает, как поливать: «Лей под самые корни, чтобы анютины глазки попили водичку».
Воспитатель не оставляет без внимания случайно возникших ситуаций — летящая бабочка, сидящая на листе божья коровка или жужжащая над цветком пчелка. В процессе наблюдения за насекомыми педагог использует фольклорные или поэтические произведения. Например:
Божья коровка, Слетай на небушко, Принеси мне хлебушка'.
Или:
Летит — жужжит, как сядет молчит. (Пчела)1
Если весенние работы по оформлению участка не планируются, то воспитатель проводит только посадку нескольких цветущих растений (например, «анютиных глазок»), заранее подготавливая место, взрыхляя его.
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Педагог совершенствует навыки самостоятельности детей в самообслуживании.
Он продолжает добиваться правильного выполнения детьми всех доступных им гигиенических норм и правил. Стремится учить детей понимать, что полезно для здоровья: хорошо мыть руки, хорошо прожевывать пищу, есть морковку, яблоко, дружить с водой (закаляться — обливать ножки и т.п.). Подобные элементарные сведения, педагог сообщает детям при выполнении соответствующих действий, тем самым формируя у них предпосылки гигиенических знаний.
К концу третьего года жизни дети могут участвовать в проведении водных закаливающих процедур, которые одновременно являются и гигиеническими. К водным закаливающим процедурам детей подводят постепенно. К концу 3-го года жизни детям можно обливать ножки водой контрастных температур, чередуя теплую и прохладную воду. При проведении влажных обтираний дети с помощью воспитателя и медицинской сестры могут обтираться (поверхность груди, шеи, рук), используя мягкую рукавицу. Педагог продолжает учить детей быть опрятными, уметь обращать внимание на свой внешний вид и следовать правилам культуры поведения. Эти умения к концу 3-го года жизни у детей могут быть достаточно хорошо развиты при осуществлении правильного педагогического руководства.
31" |
' Полная хрестоматия для дошкольников: В 2-х кн. Кн. 1. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. С. 483.
2 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1985. С. 266.
1 Архив фольклорного кабинета Новосибирского госпединститута, коллекция М.Н. Мельникова.
Там же.
Сетка занятий
Дни недели | Занятия |
Понедельник | 1. Ознакомление с окружающим. «На чем люди ездят?» 2. Физкультура. № 67-68 |
Вторник | 1. Музыка. Песни по выбору детей. Продолжение рассказа «Игрушки» («Марш», «Мишка», «Кукла», «Колыбельная»). Повторение парной пляски «Калинка» с детским оркестром. Игра «Жмурки» 2. Конструирование. «Машин двор на даче» |
Среда | 1. Рисование. «Божья коровка, черная головка» 2. Действия с предметами. «Летающие бабочки» |
Четверг | 1. Речь. «Лейка, лейка, воды не жалей-ка» 2. Физкультура. № 67-68 |
Пятница | 1. Музыка. Песни по выбору детей. Продолжение рассказа «Игрушки» (игрушки для мальчиков и девочек). Парная пляска «Калинка». Игра «Птички и кот» 2. Аппликация. «Едем на дачу» |
показывает картинки, на которых изображены знакомые детям игрушки: «Кукла», «Мишка», «Петрушка». Вводит детей в игровой сюжет: «Кукла, Мишка и Петрушка решили путешествовать. Петрушка решил поехать на автомобиле. Кукла сказала, что хочет ехать на поезде, а Мишка решил поехать на автобусе».
Воспитатель расставляет картинки «Автомобиль», «Поезд», «Автобус» на подставках на столах, стоящих по квадрату или по кругу (замкнутая линия). На самой дальней от детей точке располагается картинка «Самолет».
Обыгрывается каждая картинка. Воспитатель разговаривает за каждого из «путешественников», меняя высоту и тембр голоса. Дети поочередно подносят картинки «путешественников» к тем транспортным средствам, которые ими выбраны. Например, Куклу—к поезду, Петрушку — к автомобилю, Мишку — к автобусу. Картинки поочередно перемещаются по столу и с разных сторон сходятся у «самолета».
Далее разыгрывается сценка встречи всех «путешественников». Все игрушки-«путешественники» на самолете летят к детям.
В конце занятия воспитатель повторяет некоторые эпизоды показа, перечисляя средства передвижения «путешественников», задает детям вопросы, побуждая к высказываниям.
Конспекты занятий
Ознакомление сокружающим. «На чем люди ездят?»
Задачи. Закреплять и расширять знания детей о транспорте. Подводить к пониманию обобщенного слова «транспорт», пониманию того, что относится к транспортным средствам: самолет, поезд, автомобиль: к умению пользоваться им в активной речи.
Материалы. Картинки из серии «Транспорт»: «Самолет», «Поезд», «Автобус», «Автомобиль». Картинки из серии «Игрушки»: «Мишка», «Кукла», «Петрушка».
Содержание занятия. Воспитатель обращается к детям: «Вспомните, на чем вы ездили с папой или мамой? На чем ездят люди?» (Показ картинок). Дети узнают на картинках знакомые им средства передвижения: автобус, автомобиль, самолет, поезд и т.д.; отмечают особенности каждого средства передвижения. Например, самолет — летит; поезд, автомобиль и автобус — едут. Воспитатель
Физкультура.
№ 67-68
Задачи. Приучать детей бегать в различных направлениях, чередовать ходьбу и бег по сигналу воспитателя. Учить выполнять прыжок в длину с места с правильным отталкиванием и приземлением.
Материалы.Обручи по количеству детей, 2 длинные веревки. Место проведения. Зал.
Содержание занятия.Дети входят в зал и идут за воспитателем по периметру зала: в разных направлениях и между обручами, разложенными на полу (не наталкиваясь друг на друга). По сигналу воспитателя (хлопку, удару в бубен и т.п.) они останавливаются у обручей лицом к воспитателю.
Общеразвивающие упражнения с обручами.
1. Стоя, обруч на полу у ног, руки вниз. Наклониться, взять обруч двумя руками, поднять обруч вверх над головой, посмотреть
в него; наклониться, положить обруч на пол, выпрямиться. (Повторить 3—4 раза.)
2. Сидя на полу, ноги вытянуты, обруч держать двумя руками,
поставив его ободом на ноги. Повернуться вправо, руки вытянуть,
посмотреть в обруч, сесть прямо, руки опустить. То же в левую
сторону. (По 3 раза в каждую сторону.)
3. Положить обруч на пол. Прыгать в обруч и из обруча. (По
вторить 4 раза.)
Ходьба с обручами, держа их двумя руками перед собой. Положить обручи на место.
Дети становятся вдоль двух веревок (расстояние между веревками 15—20 см), положенных воспитателем на середине зала.
Воспитатель сначала показывает и рассказывает, как надо прыгнуть, затем помогает детям встать посвободнее, носками ближе к первой веревке, ноги слегка расставить, стопы поставить параллельно, колени немного согнуть, оттолкнуться одновременно двумя ногами и мягко приземлиться на обе ноги. «Надо постараться обязательно перепрыгнуть через „ручеек"», — говорит воспитатель. Если детей в группе много, можно разделить их на две подгруппы. Подгруппы выполняют прыжки одна за другой. (Повторить упражнение 3 раза.) Воспитатель помогает детям, подбадривая их, при необходимости прыгает вместе со всеми детьми или с особо затрудня ющимися.
Подвижная игра «Автомобили». Дети берут обручи и друг за другом «едут» на автомобилях. По сигналам воспитателя «автомобили» едут быстро и медленно, делают остановки.
В заключение занятия дети кладут обручи на место, спокойно за воспитателем обходят зал по периметру и уходят в свою групповую комнату.
На прогулке и во второй половине дня.Играть с вертушками, каталками, бросать и ловить мячи, кататься на велосипедах.