Организация наблюдений. «Кто нам сделает скворечник?»

Задачи.Познакомить детей с рабочим детского сада (плотни­ком). Показать им инструменты (орудия труда плотника): молоток, гвозди, плоскогубцы, отвертки, топорик и рубанок; показать, как он ими работает. Провести наблюдение за изготовлением и выве­шиванием скворечника.

Материалы. Вгруппе — игровые верстачки и молоточки для забивания втулочек. На участке — колышки для забивания в пе­сок (для орудийной деятельности детей).

Содержание наблюдения.Воспитатель говорит детям, что по­знакомит их с дядей Васей (Сережей, Мишей и др.), который уме-

ет чинить сломанные игрушки, мебель (скамейки, стульчики и др.). «А еще дядя Вася обещал сделать нам скворечник — домик для птиц. Пойдемте, посмотрим, как дядя Вася работает, какими ин­струментами он пользуется», — предлагает воспитатель.

Воспитатель приводит детей в «мастерскую» к дяде Васе: «Дядя Вася, здравствуйте. Скоро прилетят скворцы, а у нас нет скворечни­ка. Дядя Вася, ребята очень вас просят сделать домик для птичек».

Дядя Вася радушно встречает ребят и говорит, что скворечник он уже сделал, осталось только вбить несколько гвоздиков. В при­сутствии детей дядя Вася работает молотком. Воспитатель просит дядю Васю показать ребятам инструменты и как он ими работает. «Дядя Вася, а у наших ребят тоже есть верстачки и молоточки. Теперь они сумеют работать молоточками, как вы», — весело го­ворит воспитатель. Дядя Вася «заканчивает» делать скворечник в присутствии ребят и говорит, что пойдет с ними, чтобы повесить домик для птичек на дерево.

Вторая часть наблюдения проходит на участке детского сада. Ребята, воспитатель, дядя Вася торжественно подходят к выбран­ному дереву. Дядя Вася приносит лестницу-стремянку и укрепля­ет скворечник на дереве. Дети стоят в стороне от дерева, в без­опасном и удобном для обозрения месте. «Вот какой красивый до­мик будет у скворцов. Спасибо, дядя Вася! Теперь будем встречать птиц. Летите к нам птички! Птички — невелички! Мы построили вам дом. Тепло и сухо будет в нем!» — говорит взрослый.

В конце педагог может прочитать отрывок из стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка».

Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведет к норе, След собачий — к конуре, — Белкин след ведет к дуплу, Мышкин к дырочке в полу...'

Затем спрашивает детей: «А где спит, где живет скворец? В до­мике на дереве, в скворечнике». Воспитатель делает жест рукой, показывая на скворечник. Ребята еще раз обходят вокруг дерева, рассматривая скворечник.

Вместо стихотворения «Где спит рыбка» можно использовать стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом»2.

' Хрестоматия для маленьких и постарше. — М.: Знание, 1996. С. 43. 2 Полная хрестоматия для дошкольников: В 2-х кн. Кн. 1. — Екате-

ринбург: У-Фактория, 2005. С. 549.

Формирование культуры поведения и культурно-гигиениче­ских навыков.Формирование всех этих навыков происходит в по­вседневной жизни в течение года. Особое внимание педагог уде­ляет детям, у которых нужные навыки еще недостаточно прочно сформировались.

К концу 3 года жизни у ребенка начинают развивать умение самостоятельно, без напоминания регулярно и своевременно осу­ществлять необходимые гигиенические действия: умение самостоя­тельно мыть руки, умываться, причесываться, пользоваться носо­вым платком, полоскать рот после приема пищи.

Приобретенные детьми гигиенические навыки и умения педа­гог закрепляет в тематических играх, которые он организует сам, поддерживает игры, возникшие по инициативе детей. Примерные сюжеты игр — «Поликлиника», «День рождения куклы», «Доктор Айболит» и др.

В этих играх еще раз актуализируются представления детей о том, что невыполнение гигиенических правил может стать при­чиной различных заболеваний, о необходимости содержания в чи­стоте тела и рук, своей одежды, окружающей обстановки.

Воспитатель знакомит родителей с содержанием работы по ги­гиеническому воспитанию детей, которую он проводит, с тем что­бы и в семье навыки гигиены у малышей развивались и закреп­лялись.

Сетка занятий

Дни недели Занятия
Понедельник 1. Ознакомление с окружающим. «Маша с друзь-ми обедает» 2. Физкультура. № 57-58
Вторник 1. Музыка. Продолжение рассказа педагога «Птич­ки», иллюстрируемого музыкой. Повторение песен «Машина» и «Солнышко». Повторение песни-уп­ражнения «Хлопки в ладоши». Повторение пляс­ки под музыку «Ах, ты, береза» 2. Конструирование. «Машенька катается на ло­дочке»
Среда 1. Рисование. «Солнышко — ведрышко» 2. Действия с предметами. «Верстачки и молоточки»
Четверг 1. Речь. «Дождик песенку поет» 2. Физкультура. № 57-58
Пятница 1. Музыка. Продолжение рассказа «Птички», ил­люстрируемого музыкой и игра детей на его основе.



Дни недели Занятия
  Слушание и подпевание новой песни «Весна», муз. А. Филиппенко, ел. Е. Макшанцевой. Повто­рение песни «Солнышко» А. Филиппенко. Парная пляска «Калинка», русская народная мелодия в обр. Т. Ломовой. Дети парами идут по кругу, од­на рука на поясе. На припев все останавливаются и весело топают, держа друг друга за обе руки 2. Аппликация. «Дом веселого скворца»

Конспекты занятий

Наши рекомендации