Действия с предметами. «Пирамидки»
Задачи.Учить детей собирать пирамидки способом чередования деталей, различных по цвету, форме или величине, в соответствии с заданной инструкцией.
Материалы.Набор кубиков, шариков, колец, цилиндриков разного цвета и величины.
Содержание занятия.Воспитатель показывает детям несколько пирамидок, собранных по принципу чередования двух деталей, например, пирамидки из красных и синих шариков (чередование по цвету) или пирамидки из красных шариков и кубиков (чередование по форме). Можно выполнить пирамидку из одноцветных колец разной величины (чередование по величине).
Каждому ребенку предлагается 6-8 деталей и высокий стержень («палочка»), на который малыш должен нанизать предметы в системе чередования по инструкции воспитателя.
Вначале все дети выполняют однотипные пирамидки. После того как ребенок усвоит принцип чередования деталей, он может выполнять любые чередования предметов (по инструкции воспитателя).
После того как дети соберут пирамидки по инструкции, педагог предлагает им собирать пирамидки из любых форм (деталей) по собственному замыслу.
В конце занятия дети рассматривают свои изделия: чья пирамидка самая красивая.
Во второй половине дня педагог снова предлагает детям собирать по собственному замыслу пирамидки из разных по величине, форме или цвету деталей.
Речь. «Наши гуси у пруда»
Задачи.Развивать внеситуативное общение. Побуждать отвечать на вопросы. Подводить к отгадыванию загадок; к составлению совместно с воспитателем короткого текста. Обогащать словарь детей глаголами, прилагательными. Побуждать соотносить глагол и выразительные движения. В процессе звукоподражаний развивать артикуляционный аппарат детей, уточнять произношение гласных и простых согласных звуков.
Материалы.Тазик с водой. Игрушки: гусь, утка, курица, петух, волк.
Содержание занятия.Воспитатель собирает детей в игровом уголке и рассказывает им: «Наши уточки крякают: кря-кря-кря! Наши гуси гогочут: га-га-га! Наши гуленьки воркуют: грру-грру-у, грру-у! Наши курочки кудахчут: ко-ко-ко! Наш Петя-петушок поет: ку-ка-ре-ку!» Воспитатель поощряет инициативу детей подговаривать звукоподражания. Вопросы к детям: «Кто так крякает: кря-кря-кря? Кто кукарекает: ку-ка-ре-ку? Кто так кудахчет: ко-ко-ко-ко?»
Воспитатель выставляет тазик с водой и игрушки. Предлагает вместе рассказать про них стихи (автор стихов — В. Степанов). В процессе чтения демонстрирует игрушки и их действия.
Переваливаясь важно,
В речку прыгнули отважно
И, о чем-то говоря,
В речке плещутся: ...
(Кря-кря!)1
М.: Омега-Пресс, |
1 Степанов В. Кто как говорит // Первые уроки. 2002. С. 177.
26 За
Звукоподражания повторяют с детьми два раза.
Ищут зернышки подружки С хохолками на макушке. От крыльца не далеко Раздается: ... (Ко-ко-ко!)1
Кто это со шпорами, С песнями веселыми: ... (Ку-ка-ре-ку!)2
Кто крикливый, С длинным носом.
Идет гулять в луга И гогочет ... (Га-га-га!)3
Воспитатель пускает в тазик с водой игрушечного гуся, рассказывает:
«Это гусь. Он белый. У него красивые большие крылья. Длинная шея. Красные лапы, как будто надеты красные сапожки. Гусь гребет лапами, плавает. Гусь щиплет травку. Может ущипнуть и детей. Гусь гогочет: га-га-га».
Предлагает послушать стихотворение о гусе.
Выгибает шею гусь: Никого я не боюсь. Как начну щипать за пятки — Побежите без оглядки.
(В. Степанов)4
Воспитатель: «Сейчас мы все будем как будто гуси. (Перемещаются на ковер.) Гуси идут, переваливаются. Шлепают по земле красными лапами. Выгибают шеи: га-га-га — гогочут. Пощипали травку. Попили водицы. (Слова сопровождаются выразительными движениями.) А сейчас я как будто гусь, а вы — дети. Дети убегают от гуся. Гусь „щиплет" их за пятки». Дети убегают в игровой уголок.
1 Степанов В. Кто как говорит // Первые уроки. — М.: Омега-Пресс,
2002. С. 177.
2 Степанов В. Буквы и цифры. — М.: Омега, 2005. С. 9.
3 Там же. С 175.
4 Там же. С. 25.
Воспитатель обращается к детям: «У кого красные лапки? Кто щиплет за пятки?» Далее воспитатель спрашивает: «Кто хочет рассказать про гуся? Какой он? Что умеет делать? Как голос подает, гогочет?» Дети по желанию выходят к педагогу, берут в руки игрушку, подговаривают слова инициативно либо совместно с воспитателем: «Это... Он... какой? Он... что умеет делать? Гусь гогочет: ...»
Педагог выслушивает всех желающих детей. Дети могут выбрать для рассказа любую игрушку и говорить своими словами.
Игра «Да-да-да, нет-нет-нет». Высказывания, которые используются в игре:
«Гусь гогочет: га-га-га!
Гусь щиплет травку.
Уточки мяукают: мяу-мяу. Что делают уточки?
Петушок плавает. Кто плавает?»
Если так бывает, дети говорят: да-да-да и хлопают в ладоши. Если это неправда, говорят: нет-нет-нет и грозят пальчиками.
Воспитатель: «На гусей охотится серый волк. Притаился под горой. Поджидает гусей. Хочет волк схватить гуся. А гуси убегают. Крыльями машут. Сейчас вы все как будто гуси, щиплете травку (перемещаются на ковер.) Берегитесь волка».
Дети изображают гусей, гогочут, убегают врассыпную от волка. Занятие переходит в свободную деятельность детей.