Лепка. «Котятки играют в прятки»

Задачи.Продолжать развивать сюжетно-игровой замысел, обо­гащать содержание лепки вокруг панорамы «Кошкин дом». Лепить из комочков пластилина фигурки котят; способом прищипывания передавать их характерные признаки (ушки, хвостик, лапки).

Материалы,Панорама «Кошкин дом»; два листа ватмана боль­шего по размеру, чем панорама (для фона ночного неба с изобра­жением звездочек и солнечного дня с яркими лучами солнца); сто­лик; пластилин или глина, перчаточная кукла Кошка, вылеплен­ная воспитателем фигурка котенка, клееночки, салфетки для рук.

Предварительная работа.Рассматривание панорамы «Кошкин дом», чтение стихов, пение песенок про кошку и котят, игры с иг­рушками.

Лепка. «Котятки играют в прятки» - student2.ru

Содержание занятия.Воспитатель ставит на мольберт панора­му дома и спрашивает детей, для кого они построили такой кра­сивый дом с «окошками расписными и ставенками резными?». Ответы детей: «Для кошки и котят». «А куда убежали котята?» —



спрашивает Кошку воспитатель. «Я не знаю, где котята, поищите их, ребята!» — просит она детей. Воспитатель предлагает им отыс­кать котят (прячет вылепленную ранее фигурку). Дети ищут котят и вдруг находят фигурку котенка. Они рады этой находке. «Но где другие котятки?» — спрашивает Кошка. «Не волнуйся, мама-кош­ка, ребята найдут всех твоих котят», — говорит воспитатель, сажает Кошку на крылечко и предлагает детям слепить котят: «У них лап­ки, у них хвостик, у них ушки на макушке».

Каждый ребенок, экспериментируя с комком пластилина или глины, лепит фигурку своим способом: из целого кусочка или со­единяя комочки. У детей возникает ассоциативный образ, сходство с котенком достигается путем прищипывания, вытягивания частей (ушек, хвостика, лапок), воспитатель в случае необходимости по­могает.

В процессе лепки дети играют с фигурками котят (они убега­ют, прячутся, догоняют друг друга, играют в прятки и т.д.). Затем слепленные фигурки дети приносят, ставят перед панорамой дома (для этого около мольберта должен стоять столик). Кошка, увидев котят, спрашивает: «Где вы бегали, котятки?» — «Мама, мы игра­ли в прятки», — отвечают котятки. Кошка рада, что нашлись ее котятки, гладит их: «Мур-мур-мур, мои котятки, не играйте боль­ше в прятки».

Воспитатель ставит на мольберт за фасадом дома темно-синий лист со звездочками на небе и тихо говорит:

Солнце скрылось за горой, Котята все пришли домой. В небе звездочки зажглись, Спать котятки улеглись. Рядом с ними мама-кошка Замурлыкала немножко: «Мур-мур-мур, мои котятки, Спите крепко, спите сладко». В доме стало тише-тише, Не скребутся даже мыши».

(Т. Казакова)

Прячет фигурки котят за фасадом дома, закрывает ставенки на окнах. Затем, немного подождав, темно-синий фон заменяет на голубой с лучами солнца, ставит на столик фигурки котят и радо­стно восклицает:

Ночь прошла, на небе солнце. Открывай скорей оконца. (Воспитатель открывает ставенки.)

Рады солнышку ребята, Мама-кошка и котята. День настал, пора гулять! Будут весело играть: Ребятишки — в ловишки, А котятки — снова в прятки.

(Т. Казакова)

После занятия воспитатель предлагает детям поиграть с фигур­ками котят в прятки: спрятать их, а потом найти. Панорама до­мика служит основой для развертывания новых «сюжетов» не толь­ко с фигурками котят, но также с привлечением и других персо­нажей.

Организация детской игры

Воспитатель поощряет развитие игровых сюжетов, проекцию знакомых игровых действий на новые персонажи, видоизменяя и дополняя, таким образом, игровые умения малышей. Так при­вычная игра по сюжету «семья», в которой дети уже умеют кор­мить, укладывать спать, мыть, катать в коляске, лечить игрушеч­ных персонажей (кукол, зверюшек), дополняется играми по видо­измененным сюжетам: семья животных (кошка и котята, лошадка и жеребенок и т.д. в соответствии с имеющимися в распоряжении детей сюжетными игрушками). При этом возможен простой пере­нос игровых навыков на новый материал (вместо привычной кук­лы просто используется котенок или щенок) или усложненный (проигрывается процесс ухода человека за семьей животных — лошадками, свинками, собаками). Приветствуется принятие ролей на себя (дети исполняют роль мамы-кошки и котят). Воспитатель помогает прямым показом, длительным или кратковременным включением в игру, наводящими вопросами, вспоминает подходя­щие по содержанию детские стишки, потешки, литературные про­изведения. Активно используются театрализованные игры с уча­стием и под руководством воспитателя, их можно повторять мно­гократно, пока сохраняется интерес у детей, т.к. они дают отчетливый образец игрового ролевого поведения в доступной для детей форме. Позднее, в игре с игрушками или со сверстниками под руководством взрослого, усвоенные сюжеты можно делать бо­лее разнообразными, обогащая новыми событиями с учетом лич­ного опыта и игровых умений каждого ребенка. В этих случаях детей объединяют совсем маленькими подгруппами (2-3 чел.) или играют индивидуально с теми детьми, которые еще не готовы к иг-

23 Заказ 544 353

ровому взаимодействию со сверстником даже при участии и по­мощи воспитателя.

Проигрывая различные сюжеты из жизни животных с привле­чением опыта самих детей, можно закрепить в игре знания и на­выки из области конструирования (построить дом для лошадок — конюшню, для курочек и петушков — курятник и т.д.), представ­ления о гигиенических навыках (помыть губкой и воображаемым мылом «запачкавшихся» поросят, причесать лошадке гриву и хво­стик, и т.п.). Взрослый в этом случае может предложить сюжет, создать игровую ситуацию, а далее участвовать в игре лишь в слу­чае возникновения затруднений.

МАРТ. 26 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы.На этой неделе дети познакомятся с работой врача детского сада, педагог будет расши­рять их кругозор, формировать положительное отношение к обра­зу врача, создавать условия для возникновения простейших обоб­щений, переноса увиденного в игру в форме «роли в действии». Дети будут также рисовать по замыслу картинки-подарки для «за­болевших» игрушек. В контексте продолжающейся темы «Большие и маленькие» будут представлены сказочные образы козы с козля­тами, кошки с котятами. Педагог расскажет и разыграет в настоль­ном театре русскую народную сказку «Козлятки и волк», будет учить детей внимательно слушать и эмоционально откликаться на содержание сказки, споет вместе с ними песенку козы. Продол­жится работа с созданной на предшествующей неделе панорамой «Кошкин дом». Дети дополнят композицию «Кошкиным двори­ком» и продолжат ее обыгрывание. Педагог будет активно побуж­дать их высказываться, как о том, что они видят (ситуативно), так и не опираясь на наглядную ситуацию (внеситуативно); начнет подводить детей к составлению текстов-описаний. Серия занятий этой недели будет посвящена формированию представлений о ве­личине предметов. Действуя с разнообразными предметами-вкла­дышами, дети будут выстраивать их по принципу: большой — по­меньше — маленький. Педагог поможет им делать различные по­стройки, активизируя при этом представления детей о величине предметов и закрепляя слова, ее обозначающие: длинный — корот­кий, высокий — низкий. На физкультурных занятиях особое вни­мание будет уделяться координации движений.


Наши рекомендации