Рисование. «Новогодняя елка»
Задачи. Вызвать у детей радостное настроение от Праздника елки. Рисовать красками гуашь разных цветов на ветках елки, ритмично располагать мазки — «огоньки».
Материалы. Мольберт, лист бумаги 60х 80 см темно-синего цвета, краски гуашь (красная, желтая, белая, голубая), кисти, банки с водой, салфетки. На листе бумаги воспитатель заранее наклеивает силуэтное изображение елки без игрушек.
Предварительная работа. Рассматривание картин с изображением новогодней елки и наблюдение елки, которая находится у них в группе, пение песенок про новогоднюю елку.
Содержание занятия. Воспитатель обращает внимание детей на мольберт (на нем аппликативное
изображение елки, оно закрыто бумагой). «Ребята, а вы знаете, что там спрятано? Давайте подойдем и посмотрим (убирает лист). Что это? (Дети видят изображение большой елки без украшений.) Почему нет огоньков на этой елке, нет шариков, фонариков? — спрашивает воспитатель. — Ребята, что надо сделать, чтобы елка стала нарядной? (Ответы детей.) Надо нарисовать красками на елке огоньки, повесить на ветки шарики и фонарики», — говорит он. На сдвоенные столы кладет большой лист бумаги с апшшкативным изображением елки, ставит подносы с красками, каждому ребенку дает кисточку. «Я тоже хочу „зажечь" огоньки», — говорит воспитатель и рисует желтой краской один мазок, другой. Затем предлагает детям нарисовать разноцветные огоньки, повесить на ветки шарики и фонарики, разные игрушки. Дети ритмом мазков «зажигают» огоньки, которые ярко выделяются на фоне темно-зеленых веток. Благодаря этому контрасту создается образ новогодней праздничной елки, что вызывает у детей радость. Воспитатель вместе с детьми поет или напевно проговаривает слова новогодней песенки, например, «Елочка» (слова М. Александровой, муз. Н. Бахутова) или «Елочка» (слова 3. Александровой, муз. М. Красева) и т.п. Под пение песенки воспитатель предлагает детям поплясать и покружиться.
«Как стало светло от огоньков, как весело!» — восклицает воспитатель, вызывая у детей радостные эмоции. Они любуются украшениями на елке, которые нарисовали сами.
Изображение елки надо расположить на мольберте, чтобы дети могли еще и еще раз рассматривать украшения, находить «свои огоньки, фонарики, шарики».
Действия с предметами. «Достань колечко»
Задачи. Формировать у детей предметно-орудийные действия: с помощью палочки придвигать к себе разноцветные предметы.
Материалы. Палочки длиной 30-35 см с круглым сечением от 0,5 до 1 см, цветные кольца диаметром от 5 до 8 см (можно использовать пластиковую пирамидку).
Содержание занятия. Педагог располагает на расстоянии 50 см от каждого ребенка разноцветные колечки, предлагает малышу поочередно придвинуть палочкой колечки, показывает, как это можно выполнить (на одном из колец), а затем предоставляет каждому ребенку возможность самостоятельно придвинуть к себе колечки, начиная с большого и кончая маленьким.
Когда все колечки будут придвинуты, педагог предлагает выложить их по величине «в линеечку», подает малышам стержни для нанизывания колец. Ориентируясь на самое большое колечко, дети собирают пирамидки целиком.
Речь. «Есть в лесу под елкой хата»
Задачи. Воспитывать интерес детей к поэтическому слову. Побуждать к инициативным высказываниям. Вовлекать детей в общий разговор. Учить самостоятельно строить высказывания в повелительном наклонении. Уточнять правильное произнесение гласных и простых согласных звуков. Развивать артикуляционный аппарат детей.
Материалы. Украшенная елочка. Под елкой «снеп>. Игрушки: медвежонок и медведица.
Содержание занятия. Воспитатель собирает детей возле наряженной елочки. Дает возможность полюбоваться, инициативно высказываться, читает стихи.
Затем организует следующее общение с детьми:
«Нравится вам елочка? Елочка нарядная. На ней разные игрушки. Какая елочка? Какие игрушки на ней? (Высказывания детей.) Елочка росла в лесу. В лесу много снега. Холодно. Снег скрипит под ногами: скрип-скрип. Пойдем по снегу, прогуляемся. Топ-топ, скрип-скрип. (Дети выполняют выразительные движения, сопровождают их звукоподражаниями). Замерзли. Давайте согреемся. Хлоп-хлоп. (Вместе с детьми. Повторить 2—3 раза.) Звери прячутся от холода». (Дети возвращаются к елочке.)
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение-сказку.
Как на горке — снег, снег, И под горкой — снег, снег, И на елке — снег, снег. И под елкой — снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише. Не шуметь.
(И. Токмакова)1
Во время чтения воспитатель украшает елочку снегом.
Затем воспитатель предлагает заглянуть под елочку, посмотреть, где спит медведь. (Заглядывают под елочку и обнаруживают медведя.)
И предлагает сказать:
— Скажем: тише, тише, не шуметь, спи, спи. (Вместе с деть
ми, выразительный жест, шепот.)
Чтение стихотворения повторяется два раза. Далее воспитатель разыгрывает диалог медведицы с медвежонком:
— Сейчас вы все как будто медвежата. А я ваша мама-медве-
дица. (Берет в руки большого медведя. Говорит, действует от име
ни игрушки.) Что вы хотите попросить у мамы? (Свободные вы
сказывания детей.)
— Хотите попросить меда? Скажите: мама, дай меда (вместе
с детьми).
Мама угощает медвежат медом (условные действия). Медвежата говорят: «Спасибо».
«А может быть, попросить у мамы малины? Но малины нет, она бывает только летом, зато есть малиновое варенье. Как надо ска-
1 Хрестоматия для маленьких и постарше. — М.: Знание, 1996. С. 151.
зать?» — воспитатель побуждает детей самостоятельно построить предложение. Аналогично побуждает построить высказывание со словом рыбка.
«Поели медвежата, надо спать, — говорит воспитатель. — Скажем: баю-бай, спи, мишутка, засыпай».
Дети перемещаются на ковер и «засыпают». Сценка с медвежатами повторяется дважды.
«Зайки |
Лепка. - длинные ушки»
Задачи.Воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажу, вызвать желание слепить фигурку зайчика, передать характерные его черты (длинные уши), лепить их из отдельных кусочков пластилина, примазывая или способом вытягивания.
Материалы.Избушка для зайчика, украшенная детьми елочка (эти работы выполнены детьми ранее), игрушка зайчик, пластилин, клееночки, салфетки для рук.
Предварительная работа.Игры с игрушками, рассматривание картинок с изображением зимнего леса и его обитателей. Чтение стихов, пение песенок.
Содержание занятия.Перед сидящими за столами детьми воспитатель моделирует игровую ситуацию. На картоне, покрытым белым листом бумаги («снегом»), он ставит несколько елочек (ди-
дактические игрушки) и говорит: «В этом лесу живет зайчик — длинные ушки. Для него ребята построили из бревнышек избушку, чтобы зайчик смог спрятаться от серого волка (ставит на стол избушку). Наступила зима, покрылась снегом земля. Однажды зайчик вышел погулять, попрыгать на полянке (выполняет с игрушкой движения скачущего зайчика) и вдруг увидел украшенную бусами, шариками и фонариками елочку (ставит елочку). Удивился зайчик. Почему появилась в лесу такая нарядная елка? Скажите, ребята, зайчику, какой скоро будет праздник. (Дети отвечают — Праздник елки.) Зайчик очень обрадовался. „Позову-ка, я своих друзей-зайчат на праздник", — решил он. И попросил вас, ребята, слепить ему друзей».
Воспитатель напоминает, что лепить надо из двух комочков, потом их соединить. После этого слепить на голове длинные уши, чтобы зайчик услышал, не крадется ли волк. В процессе лепки воспитатель, показывая, предлагает слепить зайчика, который может прыгать или сидеть под елкой. После лепки дети приносят все фигурки зайчат и сажают их вокруг наряженной елки.
«Какой веселый у зайчат получился праздник! — говорит воспитатель. — Теперь и другие обитатели леса смогут прийти и увидеть эту Новогоднюю елочку, водить вокруг нее хороводы. Скажите, а кто живет в лесу и может прийти на Праздник елки?» (Ответы детей — лисичка, мишка, белочка, ежик, волк). «Приглашу я их на Праздник елки», — решил зайчик.
Воспитатель надевает детям шапочки зайчика, лисички, мишки, белочки, ежика, волка и все весело пляшут.
Вечером дети самостоятельно могут создавать различные игровые ситуации, активно действовать не только с вылепленными фигурками зайчиков, но и с другими игрушками, изображающими различных обитателей леса.
Организация детской игры
По мере приближения новогодних праздников в игре детей все чаще отражаются новогодние мотивы. В группе стоит елочка. Детям вместе с игрушками можно предложить поводить вокруг нее хоровод (дети держат «за руку» игрушку, а с другой стороны ту же игрушку держит другой ребенок). Воспитатель поет новогодние песенки, обращает внимание детей на красоту елочки, на украшения, фонарики. Можно пригласить на праздник разных зверушек, роль которых будут изображать дети: «Ты, Валя, будешь кошечкой, вот тебе красный бантик! А Саша в коричневом свитере — это
медведь! Как медведь фырчит и топает? А как кошечка мяукает? А вот и зайчик прискакал! Здравствуй, зайчик!» и т.д. Дети радуются новогоднему убранству игровой комнаты, обращают внимание на украшения на окнах и стенах. Если дать им немного мишуры, они могут украсить вместе с воспитателем и игровой уголок.
Хорошо предоставить детям и маленькую елочку для кукол. Они могут посадить вокруг нее игрушки, как будто те тоже водят хоровод.
Не теряют своей привлекательности машины, кубики, простые мозаики и конструкторы. Если самостоятельно выполненные постройки детей и не очень красивы, они все равно доставляют им огромную радость.
Воспитатель предоставляет детям больше свободы, помогает им только при затруднениях. В привычные игры дети уже играют сами. Обогатить привычные сюжеты можно введением дополнительных игрушек, оборудования, атрибутики. Поставили на кукольный стол елочку — вот и праздник. Принесли в группу игрушечного Деда Мороза со Снегурочкой — вот и новая игра. В предновогодние дни можно нарядить елочку и на участке, поиграть в зверей, которые понарошку пришли в гости из леса праздновать Новый год.
ЯНВАРЬ. 17 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогическойработы. На этой неделе дети продолжат знакомиться с особенностями зимнего времени года: снежинки, сугробы, снежный ком, холодно, теплая одежда детей и др. Сюжеты игр (музыкальных, подвижных, сюжетно-отобразитель-ных), литературных произведений, кукольных инсценировок, картинок будут связаны с зимой, праздничной новогодней и рождественской неделей. Создавая различные занимательные ситуации, педагог будет стремиться вызвать у детей радостные эмоции, смех, активизировать их инициативную речь, включить в совместные действия — пение знакомых песенок, пляски, выразительные движения. Сочетая аппликацию с рисованием, дети создадут панораму зимнего леса, а педагог будет «побуждать» их узнавать лесных обитателей в очертаниях аппликативных силуэтов. Большое внимание на этой неделе будет уделено детским зимним забавам, в первую очередь лепке снежных фигур. Педагог не только слепит вместе с детьми во время прогулки снеговика, но и обогатит их яркими впечатлениями, связанными с этим образом: дети будут слушать стихи о снеговике, «разговаривать» с ним, водить хоровод вокруг снеговика, украсят его «бусами» собственного изготовления, слепят снеговиков из пластилина и сконструируют их из бумаги. Занимаясь физкультурой, дети будут упражняться в ловле мяча двумя руками, в умении ходить по кругу вместе с воспитателем.