Ознакомление с окружающим. «Кукла Зоя ложится спать»
Задачи.Познакомить детей с постельными принадлежностями, их функциональным назначением (матрасик, простыня, подушка, одеяло с пододеяльником). Закреплять представления детей о предметах нижней одежды людей, о процессе последовательного раздевания и складывания предметов одежды на стульчик. Активизировать слова: «сон», «спать», «засыпать», «проснуться», а также сочетания слов — «ложись спать», «закрой глазки», «ляг на бочок», «укройся одеяльцем» и т.п.
Материалы.Кроватка или колыбель для куклы с полным набором постельных принадлежностей: матрас, простынка, подушка в наволочке, одеяло с пододеяльником. Кукла (40—45 см), соразмерная всем аксессуарам для сна. (Желательно иметь куклу с закрывающимися глазами.)
Содержание занятия.Воспитатель собирает малышей, говорит, что к ним в группу пришла кукла. Дети рассматривают наряд куклы. «Спросим, как ее зовут?»
Педагог стремится активизировать малышей в «разговоре» с куклой (за куклу говорит воспитатель). Из беседы выясняется, что куклу зовут Зоя1. Она долго ехала к малышам на поезде, на машине, поэтому очень устала и хочет спать. Воспитатель ставит перед детьми вопрос: «Что же нам делать? Как помочь кукле Зое?» Если дети затрудняются, взрослый предлагает: «Уложим Зоечку спать? Что нам для этого необходимо?» Далее перечисляются и выставляются все предметы, необходимые для сна куклы (кроватка, стульчик, постельные принадлежности). Педагог последовательно оформляет кроватку для куклы: каждый предмет показывается, называется, уточняется его предназначение.
Кукла Зоя стоит рядом с кроваткой и «наблюдает». Воспитатель активизирует речь детей, обращается то к одному, то к другому малышу с вопросом или предложением что-то сделать.
Кукла «говорит», что ей очень нравится кроватка. Педагог подчеркивает состояние куклы — хочет спать, читает колыбельную песенку:
Ходит Сон Близ окон, Бродит Дрема Возле дома, И глядят — Все ли спят?2 ,
Кукла «раздевается», воспитатель складывает одежду на стульчик: кофточку, юбочку, платочек, ленточку, носочки, ставит туфельки под стульчик и укладывает куклу в кроватку. Кукла закрывает глазки:
...А ворота скрип, скрип. Вы, ворота, не скрипите, Нашу Таню (Зою) не будите3.
Тихо читает песенку взрослый.
Воспитатель говорит с детьми тихим голосом, обращает внимание детей на это и поясняет: «Потому что куколка спит». Педагог предлагает спеть Зое колыбельную песенку.
' В случае отсутствия такого имени у детей в группе, можно использовать любое другое.
2 Трынцы-брынцы, бубенцы. С. 94.
3 См.: Архив фольклорного кабинета Новосибирского госпединститу
та, коллекция М.Н. Мельникова.
Ой, баю-баю, баю, Баю куколку мою! Баю-баю-баиньки... В огороде заиньки! Зайки травоньку едят, Кукле спатеньки велят.
(Л.Н. Павлова)
Воспитатель предлагает детям посмотреть: заснула ли куколка? «Тихо, тихо. Пусть кукла Зоя поспит, а мы пойдем гулять», — поясняет педагог, заканчивая занятие.
Во второй половине дня(после дневного сна) желательно продолжить разыгрывание эпизодов с куклой Зоей: кукла проснулась, отдохнула, встает с постели, одевается. В процессе показа закрепляются названия всех предметов одежды и постельных принадлежностей. Кроватка аккуратно застилается и ставится в кукольный уголок. Далее игра с куклой разворачивается по ситуации.
Физкультура. № 21-22
Задачи.Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, держась за руки. Учить перепрыгивать линию, веревку, отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь. Приучать ориентироваться в пространстве.
Материалы.Длинный шнур, мячи.
Содержание занятия. Вначале занятия дети закрепляют ходьбу и бег в разных направлениях, умение останавливаться по сигналу, реагировать на него. Воспитатель сопровождает ходьбу и бег хлопками или игрой на бубне.
Затем воспитатель говорит: «Встаньте свободно по всему залу, повернитесь ко мне лицом. Сейчас мы с вами будет делать упражнения. Слушайте внимательно». Воспитатель показывает и выполняет упражнения вместе с детьми.
1. Стоя, руки опущены вниз, поднять руки вверх, потянуться
(«вот какие большие»), присесть обхватить колени руками («вот
какие маленькие») встать, выпрямиться (повторить 4—6 раз).
2. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять одну ногу
вверх, опустить. То же другой ногой (повторить 4-6 раз каждой
ногой).
Заказ 544
3. Лежа на животе (голову приподнять, прогнуться), похлопать
по полу прямыми руками «барабанчик» (повторить 3—4 раза).
4. Стоя, руки опушены вниз. Подскоки на месте на двух ногах
«как зайчики» (повторить 4—6 раз).
После общеразвивающих упражнений воспитатель берет большой шнур и кладет его на пол в форме круга. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и встают вокруг шнура. Дети поворачиваются за воспитателем: идут, а затем бегут в этом направлении. Останавливаются лицом в круг, прыгают вперед через шнур и обратно, не наступая на веревку (4—5 раз). А затем выполняют ходьбу и бег в другую сторону (повторить 4 раза).
После этого воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру.
Подвижная игра «Догони мяч». Дети вместе с воспитателем становятся у одной стороны зала. У воспитателя в руках корзина или сетка с мячами. Он раскатывает мячи в разных направлениях и предлагает детям догнать мячики. Дети догоняют мячи берут их в руки, приносят и кладут в корзину (сетку). Воспитатель снова разбрасывает мячи. Играть могут одновременно 5-6 детей.
Вместо мячей можно использовать разноцветные пластмассовые шары, небольшие резиновые кольца, обручи. Дав задание детям бежать за мячами, воспитатель раскатывает сразу все мячи, по количеству играющих детей. Если детей больше 6 человек, их можно разделить на две группы. Тогда каждая группа выполняет задания по очереди.
В конце занятия воспитатель проводит игру малой подвижности «Пузырь»: дети вместе с воспитателем становятся близко друг к другу и, взявшись за руки, образуют круг, затем говорят вместе с воспитателем: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, да не лопайся». Медленно отходя назад, дети постепенно расширяют круг, продолжая держаться за руки. Как только воспитатель скажет: «Пузырь лопнул!», дети опускают руки, приседают и говорят: «Хлоп!». Игра повторяется 2 раза.
Конструирование. «Машагуляет по парку»
Задачи.Учить детей строить качели из призмы и пластины, выделять их в наборе строительного материала. Закреплять умение строить дорожку, прикладывая друг к другу кирпичики; ворота,
скамеечки из пластин и кирпичиков, демонстрируя детям два способа изменения конструкции: достраивание и замена меньших деталей на большие. Обогащать словарь детей такими словами, как парк, ворота, качели, скамеечки. Учить различать пространственные характеристики предметов: «длинный — короткий», «высокий — низкий».
Материалы. Строительный материал: кирпичики, пластины разного цвета, кубики, призмы, матрешки.
Содержание занятия. Дети рассаживаются вокруг стола (5— 6 чел.). Воспитатель ставит на стол фигурки деревьев и приглашает детей вместе с Машенькой погулять по парку, но вначале построить большие ворота: высокие — из пластин и низкие — из кирпичиков. Сооружают высокие ворота для того, чтобы могли въезжать цирковые артисты; машины, которые везут новые качели, карусели для детей; а низкие — для людей.
— Входит Машенька в парк через ворота и идет по дорожке:
«Ой, где же дорожка?».
— Дети, давайте в парке построим дорожки, мы уже умеем их
строить. Ванечка, возьми из ящика кирпичик, какого цвета кирпи
чик взял Ваня? Ксюша, положи рядышком еще один кирпичик, и
ты, Егор, положи кирпичик — получилась короткая дорожка. А Ма
шеньке очень нравится гулять по красивой длинной дорожке. Да
вайте добавим еще несколько кирпичиков, получилась длинная до
рожка. В парке дети качаются на качелях, и Машенька захотела
покачаться, давайте построим качели: я возьму призму. Что я взя
ла? (Призму.) Положу ее кончиком вверх, а на призму положу пла
стину, — получились качели. (См. рис.)
«Вот как Машенька качается», — воспитатель качает матрешку и приговаривает:
Сели мы на карусели, На качели пересели, Сто знакомых встретили, На поклон ответили.
(В. Берестов «Матрешкины потешки», отрывок)'
Дети строят по словесному указанию воспитателя качели из призм и пластин и обыгрывают их, качают своих матрешек.
«Дети, — говорит воспитатель, — Машенька хочет отдохнуть. Построим для нее длинную скамеечку, поставим 2 кубика, а на
Берестов В. Матрешкины потешки. — М.: Малыш, 1982.
ю* 147
них положи, Саша, пластину; вот какая длинная скамейка получилась, на нее могут сесть и Маша, и ее подружки. Посадим на скамеечку Машеньку и ее подружек (воспитатель вместе с детьми усаживает на скамейке игрушки). Отдохнули подружки и пошли домой».
Далее дети складывают в коробку детали по словесному указанию воспитателя.
Рисование. «Коврик длякукол»
Задачи.Развивать у детей интерес к украшению поверхности листа цветными полосками, умение самостоятельно выбирать цвет краски, промывать кисточку, аккуратно проводить горизонтальные линии, вызывать эмоциональный отклик у детей.
Материалы.Заранее нарисованные воспитателем 2-3 коврика; тонированные листы квадратной формы («коврики»), кисти, краски пяти цветов (красная, желтая, зеленая, синяя, белая).
Предварительная работа.Рассматривание иллюстраций с изображением интерьеров кукольных комнат. Игры с куклами, внесение элементов украшений («коврика, дорожки») в интерьер кукольной комнаты.
Содержание занятия.-Воспитатель располагает на столе интерьер кукольной комнаты и обращается к детям: «Ребята, посмотрите, в этой комнате живет кукла, как ее зовут? (Ответы детей.) В комнате стоят столик, стулья, кроватка. А чтобы стало еще красивее, надо положить на пол полосатый коврик (расстилает коврик). Посмотрите, какие у меня коврики (показывает 2—3 образца с разноцветными полосками, называет их цвета). Кукла (называет ее тем именем, которое дали дети — Даша, Маша, Аленка...) хочет, чтобы для ее комнатки вы нарисовали еще коврики. Ей очень понравились красивые платья, которые вы нарисовали для куклы Кати в прошлый раз».
Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать тонированный лист и нарисовать полоски разного цвета. Он обращает внимание детей на расположение полосок по горизонтали листа. Напоминает, что они должны быть широкими, поэтому надо аккуратно вести кисточку от одного края листа до другого. Ребенок по своему желанию может нарисовать полоски разных цветов или использовать один цвет краски.
«Кукла очень довольна ковриками, которые у вас получаются», — говорит воспитатель. Она хвалит детей за старание, аккуратность, желание нарисовать красивые, разноцветные коврики. Когда дети закончат рисовать, воспитатель раскладывает на полу все коврики, чередуя их по цвету полосок, в результате чего получается один большой красивый ковер. «Посмотрите, ребята, из маленьких ковриков получился большой разноцветный ковер. Давайте вместе с куклой полюбуемся им». Затем предлагает детям найти «свои коврики», сказать, какого цвета полоски на них.
После занятия воспитатель может наклеить детские коврики на большой лист, чтобы этот ковер украсил интерьер групповой комнаты. Дети будут иметь возможность чаще его рассматривать, любоваться им. Воспитатель может посоветовать родителям в домашних условиях предложить ребенку нарисовать коврик и украсить им комнату.