Рисование. «Кто живет в осеннем лесу?»
Задачи.Знакомить детей с изменениями в окружающей природе, обитателями леса. Рисовать красками опавшие листья, серые тучи на небе, дождик, следы зверей на земле.
Материал.Окрашенные в светло-серые тона листы бумаги, с аппликативными силуэтами деревьев; кисти; краски — темно-серая, коричневая, желтая; банки для воды; салфетки.
Предварительная работа.Наблюдение на прогулках за изменениями в природе. Рассматривание иллюстраций с изображением поздней осени (деревья без листьев; серые тучи; идет дождь), с изображением обитателей осеннего леса (зайчика, лисы, волка, ежика, медведя). Чтение стихов, потешек, пение песенок.
Содержание занятия.Воспитатель напоминает детям об изменениях в природе: «Все чаще идет дождик, на деревьях очень мало листьев, они лежат на земле. В осеннем лесу звери готовятся к зиме: белки, ежики запасают грибы, яблоки. Нарисуем красками, как зайка прыгает, а мишка по лесу идет». Воспитатель показывает концом кисти следы зайчика, а затем всем ворсом кисти рисует крупные мазки. «Зайчик пробежал и спрятался за дерево от серого волка, — говорит воспитатель и располагает мазки около дерева. А это волк пробежал по лесу, — продолжает воспитатель и рисует следы крупнее: — Зайчика не поймал. На небе серая туча, пошел дождик. Хмурая, дождливая наступила осень». Рисует полосы дождя.
После рассказа и показа приемов рисования «следов зверей на земле» воспитатель предлагает детям самостоятельно нарисовать «свой» лес, в котором «скачет зайчик, бегает лиса, ходит волк, шагает медведь». Дети дополняют начатую воспитателем композицию (дорисовывают деревья, кусты, листья, следы зверей). В конце занятия законченные детьми рисунки с аппликативным изображением деревьев образуют общую композицию осеннего леса. Воспи-
татель просит детей найти следы зайчика, лисы, медведя, волка. «Вот какой осенний лес нарисовали дети, и в нем живут звери», — заканчивает воспитатель рассматривание общей композиции. Он поощряет желание детей не только вновь вернуться к процессу рассматривания, нахождению своих рисунков со следами зверей, но и к рассказу о том, что каждый нарисовал. Рассказы детей могут быть еще односложными, типа: «Вот зайчик прыг-прыг», «Мой волк» и т.п.
Действия с предметами. «Найди такую же»
Задачи. Учить находить идентичные предметы, развивать зрительную память, воображение. Совершенствовать умение не отвлекаться при выполнении задания.
Материалы. Игрушки (машинки, куклы, пирамидки, мячи, шарики, кубики, кольца, ленты, грибки и т.п.).
Содержание занятия. Педагог подбирает пары абсолютно идентичных игрушек (предметов) — «близнецов». Игрушки делятся пополам. Одна половина выставляется на детский столик, другая — убирается в «чудесный мешочек» (яркий, красивый чехольчик, размером — 40x40 см). Прежде чем положить часть игрушек в мешочек, воспитатель и дети рассматривают каждый предмет, называют, отмечают его особенности. Затем дети начинают поочередно опускать ручки в мешочек, доставая попавшиеся им предметы, и называют их. Педагог предлагает каждому ребенку выбрать из всех лежащих на столике игрушек точно такую же. Пока малыш подбирает идентичную игрушку, взрослый прячет его предмет, побуждая действовать по зрительной памяти.
Если ребенок затрудняется, педагог показывает игрушку издали, называет ее, тем самым побуждая к действию. Когда ребенок приносит игрушку, взрослый говорит: «Посмотри, такую ли игрушку ты принес?» Предметы располагаются рядом. Точно так же поочередно подбираются пары всех остальных игрушек. Педагог учит их сравнивать по ярким признакам (цвету, форме). В конце занятия дети могут поиграть с понравившимися предметами по своему замыслу. (В дальнейшем взрослый может предлагать ребенку более усложненный выбор, в зависимости от индивидуального его развития. Так, например, можно выбрать предметы не идентичные, а похожие, но разной величины и цвета и др.).
Речь. «Я козочка Ме-ке-ке»
Задачи. Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь наименований частей тела. Соотносить слово и выразительные движения. Воспитывать интерес к народным потешкам. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Материалы. Игрушка коза.
Содержание занятия. Воспитатель на глазах у детей надевает на руку игрушку козу и начинает вести диалог:
— Кто это к нам пришел? Коза рогатая, коза бодатая. Не бу
дем бояться козы. Скажем: «Здравствуй, козочка! Мы тебе рады!»
(Инициативные высказывания детей.)
— Козочка принесла молока. Подставляйте кружки. Пейте мо
лочко (условные действия, которые делает и сам воспитатель).
— Кто хочет погладить козочку. Сказать ей спасибо за вкусное
молочко?
— Где у козочки глазки? Где у козочки ушки? — Воспитатель
дает возможность детям самостоятельно показать рога.
Я козочка Ме-ке-ке Я гуляю на лужке, Острые рожки, Тоненькие ножки На самой макушке — Бархатные ушки.
(А. Прокофьев)1
— Что это у козочки? — Показывает рога, ушки, глазки, нос.
Козочка голос подает: «мее, мее» (вместе с детьми).
— Сейчас я как будто ваша мама-коза, а вы маленькие козоч
ки. Покажите, какие рожки у козочек? (Условные действия.) Ко
зочки ходят по лужочку, щиплют травку, голос подают: мее, мее.
(Повторить 2-3 раза.)
Воспитатель обращается к детям со словами: «Ножками, ножками коза — топ-топ. Глазками, глазками коза — хлоп-хлоп!». Эти слова сопровождаются выразительными движениями и звукоподражаниями и повторяется 2—3 раза.
Хрестоматия для маленьких и постарше / Сост. Л.Н. Елисеева. — М.: Знание, 1996. С. 13.
— Мама-коза принесла деткам молока. Подставляйте, козлят
ки, кружечки. Пейте молоко! (Условные действия.)
— Детки-козлятки поели, попили и пошли гулять.