Глава I. Обзор научных и методических источников по исследуемой проблеме

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:Повышение общей физической работоспособности учащихся основной школы на уроках физической культуры

СТУДЕНТ ФИО

РУКОВОДИТЕЛЬ ____________ ФИО.

Нижний Новгород – 2015 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. Обзор научных и методических источников по исследуемой проблеме…………………………..……………………………………………...6

1.1. Общее понятие работоспособности. Влияние физических упражнений на физическую и умственную работоспособность………………………………...6

1.1.1.Влияние физических упражнений на физическую работоспособность…..9

1.1.2. Определение физической работоспособности школьников методом индекса Гарвардского степ-теста………………………………………………11

1.2. Понятие выносливости. Факторы проявления выносливости…………..13

1.2.1. Средства и методы воспитания выносливости у учащихся общеобразовательной школы …………………………………..……………18

Глава II Задачи, методы и организация исследования ………………………29

2.1. Задачи исследования......................................................................................29

2.2. Методы исследования ……………………………………………...............29

2.2.1. Анализ научно-методической литературы……………………...............29

2.2.2. Медико-биологические исследования …………………………………..30

2.2.3 Педагогическое тестирование…………………………………………….31

2.2.4. Педагогический эксперимент…….. …………………..............................32

2.2.5. Методы математической статистики………….. ……………………… 32

2.3. Организация исследования…………………………………………………34

ГЛАВА III. Результаты исследования………………………………………….35

3.1. Методика развития общей выносливости учащихся 6-х классов общеобразовательной школы…………………………………………………...35

3.2.Обоснование эффективности методики развития общей выносливости и ее влияние на уровень физической работоспособности учащихся 6-х классов………………..…………………………………………………………..42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...5

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………………………………...52
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.Здоровье детей и подростков сегодня становится все более актуальной темой. Расширение диагностических возможностей, становление школьной психологии позволяют выявлять особенности развития детского организма на всех этапах пребывания ребенка в школе. Поэтому большинство работ, посвященных состоянию здоровья современных школьников, начинаются с перечисления негативных показателей, иллюстрирующих динамику этого процесса. В соответствии с этими показателями ухудшение здоровья школьников происходит как от года к году, так и от класса к классу, иными словами, десятиклассник начала нового столетия уступает по медицинским показателям десятикласснику 1970 года, и оба они уступают первоклассникам, которые учились одновременно с ними (Александровская Э.М., 2000; Колменский Я.Л., 1986; Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 2000; Ланда Б.Х., 2010).

Повышенный интерес к состоянию здоровья детей обусловлен не только тем, что они представляют будущее страны и составляют 26% её населения, но и к тем, что это наиболее чувствительная к воздействию негативных факторов возрастная группа (Головина Л.Л., 2006).

Одним из показателей физического здоровья учащихся является физическая подготовленность, а именно комплексное развитие необходимых двигательных качеств. Среди прочих физических способностей особое значение для организма учащихся имеет общая выносливость, т.к. достаточный ее уровень обеспечивает общую работоспособность и долговременную адаптацию организма к предлагаемым нагрузкам. Выносливость выражается через совокупность физических способностей, обеспечивающих поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной нагрузок (Ашмарин Б.А.,1990; Матвеев А.П., 2005).

Исследователями установлено, что развитие выносливости к нагрузкам разной мощности с возрастом происходит неравномерно. Наибольшее нарастание выносливости к нагрузкам субмаксимальной мощности отмечается в период от 12-14 лет, к нагрузкам большой мощности в период от 6 до 11-12 лет с дальнейшей стабилизацией к 16-17 годам. Выносливость к нагрузкам максимальной и субмаксимальной мощности с возрастом у мальчиков изменяется незначительно в пределах 27-40%. В тоже время за школьный период жизни выносливость к нагрузкам большой мощности у мальчиков возрастает втрое, а к нагрузкам умеренной мощности увеличивается более чем в 5раз (В.И. Лях, 1998; Барчуков И.С., 2006).

С.М. Погудин (1982) изучил закономерности развития общей и скоростно-силовой выносливости и проявления этого физического качества при статических усилиях. Общая выносливость, определяемая по длительности бега со скоростью 70% от максимальной, у мальчиков среднего школьного возраста претерпевает интенсивное развитие. В среднем возрасте отмечается ее замедление, а в старшем – новое возрастание. У девочек с 8 до 13 – 14 лет этот показатель неуклонно увеличивается, а после 14 лет резко снижается.

Исследователями установлено, что двигательное качество выносливость основано на функции аэробной системы, включающей в свою очередь сердечно-сосудистую, лёгочную системы. Таким образом, должный уровень выносливости свидетельствует об устойчивости иммунозащитной системы организма, а также об адаптационном потенциале системы кровообращения и уровене общей и физической работоспособности (Я.С.Вайнбаум,1991; П.А.Филеши, Н.Н. Сивакова,1991)

Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения уровня общей физической работоспособности у учащихся общеобразовательной школы с целью устойчивости иммунозащитной системы организма, а также об адаптационном потенциале школьников к условиям школьной среды.

Объект исследования.Учебно-воспитательный процесс по физической культуре учащихся 6 классов.

Предмет исследования. Методика развития общей выносливости, направленная на повышение уровня общей физической работоспособности на уроках физической культуры у учащихся основной школы.

Цель исследования:разработка методики развития общей выносливости, направленной на повышение уровня общей работоспособности на уроках физической культуры у учащихся основной школы.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что методика, основанная на нормах нагрузок для воспитания общей выносливости у учащихся основной школы, будет способствовать повышению уровня общей физической работоспособности, тем самым повысит устойчивость иммунозащитной системы организма, а также адаптационные возможности школьников в условиям школьной среды.

Курсовая работа изложена на 48 страницах и состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы. В работе использовано 32 источника научно-методической литературы, из них современных – 15.

ГЛАВА II

Задачи исследования.

1. Проанализировать литературные источники об общем понятии работоспособности, влиянии физических упражнений на физическую работоспособность, о применяемых средствах и методах воспитания общей выносливости учащихся.

2. Разработать методику воспитания общей выносливости, направленную на повышение уровня общей работоспособности на уроках физической культуры у учащихся основной школы.

3. Обосновать эффективность разработанной методики и ее влияние на уровень общей работоспособности учащихся основной школы.

Методы исследования

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:

1.1 .Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.

2.2. Медико-биологические методы исследования.

2.3. Педагогическое тестирование.

2.4.Педагогический эксперимент.

2.5. Методы математической статистики.

Педагогическое тестирование

Оценка уровня развития общей выносливости у учащихся 6 классов МБОУ СОШ № 135 в течение первой четверти производилось с помощью тестирования. В начале эксперимента тестирование производилось с целью определения уровня развития общей выносливости в контрольной и экспериментальной группах.

Для оценки уровня общей выносливости использовался тест:

Бег на дистанцию 1000м (В.И. Лях, 1996). Тестирование проводится на спортивной площадке или беговой дорожке. По команде «Марш!» испытуемый стремиться пробежать расстояние 1000 метров, показав наилучший результат. Результат оценивается в мин./сек.

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности (В.И. Лях, 1998). На базе этого критерия нами применялся косвенный способ измерения выносливости, где выносливость учащихся определялась по времени преодоления заданной дистанции бега 1000 метров (см. приложение 1 и приложение 2). Чтобы определить уровень развития выносливости у каждого учащегося 6 класса по отношению к своим скоростным возможностям нами определялось количественное различие по относительным показателем - «запасу скорости» (ЗС), «индексу выносливости» (ИВ), и «коэффициенту выносливости» (КВ), на начало и конец эксперимента в контрольных и экспериментальных группах в 6-х классах общеобразовательной школы.

Запас скорости(Н.Г.Озолин, 1959) определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке. Запас скорости Зс = tn-tk

Индекс выносливости(T.Cureton, 1951) - это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталонном) отрезке. Индекс выносливости = t - tk * n,

где t - время преодоления какой-либо длинной дистанции; tk - время преодоления короткого (эталонного) отрезка; n - число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.

Коэффициент выносливости(Г.Лазарев, 1962) - это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка. Коэффициент выносливости =t:tk где t - время преодоления всей дистанции; tk - лучшее время на эталонном отрезке.

Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент проводился с целью обоснования методики развития общей выносливости у учащихся и ее влияние на уровень общей работоспособности.

Для решения поставленных задач нами применялся метод педагогического эксперимента, который продолжался в течение первой четверти 2014/ 2015 уч. года.

Исследования были проведены на практически здоровых учащихся школьного возраста 11 – 12 лет в количестве 42 человека.

Контрольная и экспериментальная группы были представлены учащимися 6 классов МОУ СОШ № 135 и состояли из 21 и 21 человека, соответственно. В каждом классе 10 девочек и 11 мальчиков.

Технология планирования учебного материала по физической культуре у учащихся 6 классов осуществлялось на основе комплексной программы (Лях В.И., Зданевич А.С., 2004 г).

Чтобы подготовить функциональные системы организма школьников к учебной деятельности, в план первой четверти была включена кроссовая подготовка и цикл на развитие общей выносливости. В качестве средств мы использовали бег в равномерном и переменном темпах продолжительностью 10 – 15 минут, кроссовый бег по пересеченной местности.

Интенсивность выполнения нагрузки осуществлялась на основе индивидуального подхода к ученикам. Для этого предполагалось планирование индивидуальной нагрузки, которая соответствовала 70% от максимального результата прохождения дистанции 1000 м., который определялся на 3 уроке (Вайнбаум Я.С., 1991; Лях В.В., 1996; Гладенко Б.Ф., 2000). Контроль за переносимостью тренировочного воздействия в экспериментальной группе осуществлялся на основе регистрации ЧСС в течение 10 секунд после пробегания дистанции (Ф.А. Бейнбридж, 1927), которая не должна была превышать 150-160 уд/мин. Нагрузка осуществлялась в течение 8 уроков ступенчатым методом с повышением через объем пробегаемой дистанции. На 10 уроке осуществлялось контрольное выполнение упражнения – бег на 1000 м. Поддержание уровня развития скоростно-силовых способностей нижних конечностей осуществлялось сопряженным методом в подготовительной части урока посредством специальных упражнений в вводной части урока.

В контрольной группе воспитание выносливости осуществлялось равномерным методом, но без расчета индивидуальной интенсивности нагрузки с повышением только через объем пробегаемой дистанции.

Комплекс № 1

Бег на руках в упоре лежа. Партнер удерживает ноги за голеностопы.

1. Отталкивание руками («прыжки») в упоре лежа. Варианты выполнения: а) на месте (вверх); б) с продвижением вперед. Партнер удерживает ноги за голеностопы.

2. Встречный бег партнеров с упором прямыми руками в плечи.

3. Бег с преодолением сопротивления партнера. Партнер упирается прямыми руками в плечи. После 8-10 беговых шагов второй, снимая руки, быстро уходит в сторону, первый продолжает бег.

Комплекс № 2

1. Стоя лицом друг к другу, руки на плечах. Прыжки на двух ногах вдвоем, с поочередным давлением на плечи партнера.

2. Бег в «упряжке». Партнер оказывает сопротивление с помощью резинового жгута. Вариант выполнения: то же, с ведением баскетбольного мяча.

3. Один из партнеров выполняет бег с высоким подниманием бедра, а другой оказывает сопротивление, располагаясь сзади и, образовав «замок» из рук на талии партнера.

4. Партнеры стоят лицом друг к другу, держась за кисти вытянутых рук. Поочередное выпрыгивание из приседа на одной ноге с использованием опоры – стоящего партнера.

5. В приседе лицом друг к другу, держась за руки. В прыжке, махом в левую сторону вернуться в исходное положение. То же с махом в правую сторону.

Комплекс № 3

1. Стоя в затылок друг другу, один поддерживает правую ногу партнера, другой левую. Выполнить подскоки: а) на месте; б) с продвижением вперед.

2. Стоя лицом друг к другу, держась за руки. Выполнить три прыжка вверх, на четвертом, повернувшись на 1800 и, не разъединяя рук, поменяться местами.

3. Стоя спиной друг к другу, соединить руки под локоть. Прыжки в движении влево и вправо, по кругу. Вариант выполнения: стоя боком друг к другу, взявшись под руки.

4. Стоя лицом друг к другу, взяться за руки и, оттягиваясь – присесть. Прыжки в приседе по кругу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из показателей физического здоровья учащихся является физическая подготовленность, а именно комплексное развитие необходимых двигательных качеств. Среди прочих физических способностей особое значение для организма учащихся имеет общая выносливость, т.к. достаточный ее уровень обеспечивает общую работоспособность и долговременную адаптацию организма к предлагаемым нагрузкам. Выносливость выражается через совокупность физических способностей. Обеспечивающих поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной нагрузок.

Исследователями установлено, что развитие выносливости к нагрузкам разной мощности с возрастом происходит неравномерно. Наибольшее нарастание выносливости к нагрузкам субмаксимальной мощности отмечается в период от 12-14 лет, к нагрузкам большой мощности в период от 6 до 11-12 лет с дальнейшей стабилизацией к 16-17 годам. Выносливость к нагрузкам максимальной и субмаксимальной мощности с возрастом у мальчиков изменяется незначительно в пределах 27-40%. В тоже время за школьный период жизни выносливость к нагрузкам большой мощности у мальчиков возрастает втрое, а к нагрузкам умеренной мощности увеличивается более чем в 5раз (Лях В.И., 1998).

В результате анализа литературных источников о применяемых средствах и методах воспитания физических качеств у учащихся 6 классов общеобразовательной школы выявлено, что более эффективным является определение нагрузок в развитии физических качеств, в частности общей выносливости. В процессе исследования разработана методика, основанная на нормах нагрузок для воспитания общей выносливости у учащихся 6 классов общеобразовательной школы, направленная на повышение уровня общей работоспособности.

В результате педагогического эксперимента выявлена эффективность предлагаемой методики воспитания общей выносливости у учащихся 6 классов. В конце эксперимента нами обнаружены достоверные различия в уровне развития общей выносливости между контрольной и экспериментальной группами у мальчиков и тенденция к повышению исследуемого показателя у девочек. Определенны достоверные приросты в показателях «Запаса скорости» (ЗС); «Индекса выносливости» (ИВ); «Коэффициента выносливости» (КВ).

ВЫВОДЫ

1. В результате анализа научных и методических источников была выявлена необходимость повышения уровня общей физической работоспособности у учащихся общеобразовательной школы с целью повышения устойчивости иммунозащитной системы организма, а также адаптационного потенциала школьников к условиям школьной среды.

2. Разработана методика воспитания общей выносливости, направленная на повышение уровня общей работоспособности на уроках физической культуры у учащихся основной школы.

3. В результате проведения педагогического эксперимента обоснована эффективность разработанной методики и ее влияние на уровень общей работоспособности учащихся основной школы.

4. В конце эксперимента показатель ИГСТ у девочек контрольной группы составил 73,9±2,25 баллов, в экспериментальной - 79,2±1,12 баллов, различия достоверны, Р>0,05. У мальчиков контрольной группы показатель общей физической работоспособности составил 67,32±3,1 баллов, в экспериментальной - 75,2±3,15 баллов, различия достоверны, Р>0,05.

5. В конце исследования в результате тестирования бега на дистанцию 1000м у мальчиков экспериментальной группы результат составил 301,1± 5,1сек; в контрольной группе 310,2±8,2 сек (Р<0,05). У девочек экспериментальной группы результат составил 304,6±6,1сек; в контрольной группе 314,1±9,1сек.(Р>0,05)- различия достоверны. Показатель запаса скорости у мальчиков контрольной группы в конце эксперимента составил 13,4 сек., в экспериментальной- 16,5 сек., (Р<0,05). Показатель ИВ в контрольной группе мальчиков составил 12,8 сек, в экспериментальной - 10,6 сек (Р<0,05). Показатель КВ у мальчиков контрольной группы составил - 13,0 сек., в экспериментальной- 11,9 сек., различия достоверны (Р<0,05).

6. Показатель запаса скорости у девочек контрольной группы в конце эксперимента составил 12,4сек, в экспериментальной- 14,8 сек, различия достоверны (Р<0,05). Показатель ИВ в контрольной группе девочек составил 12,0 сек, в экспериментальной - 10,7сек, различия достоверны. Показатель КВ у девочек контрольной группы составил - 12,0 сек, в экспериментальной- 11,0 сек, различия достоверны (Р<0,05).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулова, А. М. Книга легкоатлета. - М.: Физкультура и спорт, 1971. – 347с.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1979.-130с.

3. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: Методология, теория, практика: рекомендовано методсоветом по направлению. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающих­ся по направлению "Педагогика". - М. : Академия, 2006. - 525 с. - (Высшее профессиональное образование)

4. Белякова Н.Т. Стань сильным, ловким и выносливым. - М. : Физкультура и спорт, 1984. – 126 с. - (Физкультура и здоровье).

5. Богданов Г.П. Дозирование физических нагрузок при развитии двигательных качеств у школьников. –М., 1983. –С.21-32.

6. Бойко, А. Ф. Основы лёгкой атлетики. - М.: Физкультура и спорт, 1976. – 278с.

7. Богданов Г.П. Руководство физическим воспитанием школьников. – М.: Просвещение, 1972.-244с.

8. Вайцеховский, С. М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. – 478с.

9. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки: Теор. и практ. физ. культ., 1998,-№7,-195с.

10. Волков Н.И. Повышение работоспособности и уровня спортивных достижений у бегунов на средние и длинные дистанции под влиянием приема препарата «гипоксин// Теория и практика физической культуры, – 2003. - №7. – С.41-43.

11. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников/Я.С. Вайнбаум. –М.: Просвещение, 1991. –64 с.

12. Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 320 с.

13. Глазырина Л.Д. Методика преподавания физической культуры. 1-4 кл. : Метод, пособие и программа. - М. : Владос, 2003. - 208 с. - (Б-ка учителя нач. шк.)

14. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности "Физическая культура и спорт". - М. : Академия, 2000. - 288 с. - (Высшее образование)

15. Головина Л.Л. Третий урок физической культуры в общеобразовательной школе//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006 . – №3. – С.55 – 58.

16. Дедковский СМ. Скорость или выносливость? –М. : Физкультура и спорт, 1973. - 208 с

17. Дозирование физических нагрузок школьников. - М. : Просвещение, 1991. - 64 с. - (Б-ка учителя физ. культуры)

18. Зациорский В.М. Биомеханические основы. - М. : Физ­культура и спорт, 1982. - 207 с. : ил. - (Наука - спорту. Биомеха­ника)

19. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте./Ю.Д.Железняк. -М.: АКАДЕМИЯ, 2001.

20. Круцевич Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания.- Киев: Олимпийская литература, 2003.

21. Кейно А.Ю. Методика специальной физической подготовки начинающих бегунов на средние дистанции\\ Теория и практика физической культуры. - №1 – 2004 . – с 35-37

22. Ланда Б.Х. 2 Международный конгресс учителей физической культуры "Здоровье - в школы", Петрозаводск, 30.06-4.07.10 // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - N 10. - С. 88.

23. Лях В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического .воспитания детей и подростков: Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2005. - №1. 177с.

24. Матвеев А.П. Методика физического воспитания с основами теории/ Мельников С.Б.. –М., 2005. – 314с.

25. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. – М.: Наука побеждать, 2002. – 315с.

26. Озолин, Н, Г. Лёгкая атлетика. - М.: Физкультура и спорт, 1989. – 310с.

27. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов – М.: Физическая культура и спорт, 1986. -286 с.

28. Селуянов В. Н. Подготовка бегуна на средние дистанции. В. Н. Селуянов М.: СпортАкадемПресс, 2001. -104с.

29. Ставицкая А.Б., Арон Д.И. Методика исследования физического развития детей и подростков. – М.: Медиз, 1979.-167с.

30. Филин В.П. Воспитание физических способностей юных спортсменов.- М.: Физкультура и спорт, 1972. - 128с.

31. Филин В.П., Фомин Н.И. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 255 с.

32. Хоменкова Л. С. Учебник тренера по легкой атлетике. - М.: «Физическая культура и спорт», 1985 -534с.

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:Повышение общей физической работоспособности учащихся основной школы на уроках физической культуры

СТУДЕНТ ФИО

РУКОВОДИТЕЛЬ ____________ ФИО.

Нижний Новгород – 2015 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. Обзор научных и методических источников по исследуемой проблеме…………………………..……………………………………………...6

1.1. Общее понятие работоспособности. Влияние физических упражнений на физическую и умственную работоспособность………………………………...6

1.1.1.Влияние физических упражнений на физическую работоспособность…..9

1.1.2. Определение физической работоспособности школьников методом индекса Гарвардского степ-теста………………………………………………11

1.2. Понятие выносливости. Факторы проявления выносливости…………..13

1.2.1. Средства и методы воспитания выносливости у учащихся общеобразовательной школы …………………………………..……………18

Глава II Задачи, методы и организация исследования ………………………29

2.1. Задачи исследования......................................................................................29

2.2. Методы исследования ……………………………………………...............29

2.2.1. Анализ научно-методической литературы……………………...............29

2.2.2. Медико-биологические исследования …………………………………..30

2.2.3 Педагогическое тестирование…………………………………………….31

2.2.4. Педагогический эксперимент…….. …………………..............................32

2.2.5. Методы математической статистики………….. ……………………… 32

2.3. Организация исследования…………………………………………………34

ГЛАВА III. Результаты исследования………………………………………….35

3.1. Методика развития общей выносливости учащихся 6-х классов общеобразовательной школы…………………………………………………...35

3.2.Обоснование эффективности методики развития общей выносливости и ее влияние на уровень физической работоспособности учащихся 6-х классов………………..…………………………………………………………..42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...5

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………………………………...52
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.Здоровье детей и подростков сегодня становится все более актуальной темой. Расширение диагностических возможностей, становление школьной психологии позволяют выявлять особенности развития детского организма на всех этапах пребывания ребенка в школе. Поэтому большинство работ, посвященных состоянию здоровья современных школьников, начинаются с перечисления негативных показателей, иллюстрирующих динамику этого процесса. В соответствии с этими показателями ухудшение здоровья школьников происходит как от года к году, так и от класса к классу, иными словами, десятиклассник начала нового столетия уступает по медицинским показателям десятикласснику 1970 года, и оба они уступают первоклассникам, которые учились одновременно с ними (Александровская Э.М., 2000; Колменский Я.Л., 1986; Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 2000; Ланда Б.Х., 2010).

Повышенный интерес к состоянию здоровья детей обусловлен не только тем, что они представляют будущее страны и составляют 26% её населения, но и к тем, что это наиболее чувствительная к воздействию негативных факторов возрастная группа (Головина Л.Л., 2006).

Одним из показателей физического здоровья учащихся является физическая подготовленность, а именно комплексное развитие необходимых двигательных качеств. Среди прочих физических способностей особое значение для организма учащихся имеет общая выносливость, т.к. достаточный ее уровень обеспечивает общую работоспособность и долговременную адаптацию организма к предлагаемым нагрузкам. Выносливость выражается через совокупность физических способностей, обеспечивающих поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной нагрузок (Ашмарин Б.А.,1990; Матвеев А.П., 2005).

Исследователями установлено, что развитие выносливости к нагрузкам разной мощности с возрастом происходит неравномерно. Наибольшее нарастание выносливости к нагрузкам субмаксимальной мощности отмечается в период от 12-14 лет, к нагрузкам большой мощности в период от 6 до 11-12 лет с дальнейшей стабилизацией к 16-17 годам. Выносливость к нагрузкам максимальной и субмаксимальной мощности с возрастом у мальчиков изменяется незначительно в пределах 27-40%. В тоже время за школьный период жизни выносливость к нагрузкам большой мощности у мальчиков возрастает втрое, а к нагрузкам умеренной мощности увеличивается более чем в 5раз (В.И. Лях, 1998; Барчуков И.С., 2006).

С.М. Погудин (1982) изучил закономерности развития общей и скоростно-силовой выносливости и проявления этого физического качества при статических усилиях. Общая выносливость, определяемая по длительности бега со скоростью 70% от максимальной, у мальчиков среднего школьного возраста претерпевает интенсивное развитие. В среднем возрасте отмечается ее замедление, а в старшем – новое возрастание. У девочек с 8 до 13 – 14 лет этот показатель неуклонно увеличивается, а после 14 лет резко снижается.

Исследователями установлено, что двигательное качество выносливость основано на функции аэробной системы, включающей в свою очередь сердечно-сосудистую, лёгочную системы. Таким образом, должный уровень выносливости свидетельствует об устойчивости иммунозащитной системы организма, а также об адаптационном потенциале системы кровообращения и уровене общей и физической работоспособности (Я.С.Вайнбаум,1991; П.А.Филеши, Н.Н. Сивакова,1991)

Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения уровня общей физической работоспособности у учащихся общеобразовательной школы с целью устойчивости иммунозащитной системы организма, а также об адаптационном потенциале школьников к условиям школьной среды.

Объект исследования.Учебно-воспитательный процесс по физической культуре учащихся 6 классов.

Предмет исследования. Методика развития общей выносливости, направленная на повышение уровня общей физической работоспособности на уроках физической культуры у учащихся основной школы.

Цель исследования:разработка методики развития общей выносливости, направленной на повышение уровня общей работоспособности на уроках физической культуры у учащихся основной школы.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что методика, основанная на нормах нагрузок для воспитания общей выносливости у учащихся основной школы, будет способствовать повышению уровня общей физической работоспособности, тем самым повысит устойчивость иммунозащитной системы организма, а также адаптационные возможности школьников в условиям школьной среды.

Курсовая работа изложена на 48 страницах и состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы. В работе использовано 32 источника научно-методической литературы, из них современных – 15.

Глава I. Обзор научных и методических источников по исследуемой проблеме

Наши рекомендации