Семиозис. Прагматика. Подходы Морриса и Грайса.
Семиозис - обозначает «процесс интерпретации знака», или процесс порождения значения.
По мысли Пирса, знак не функционирует как знак до тех пор, пока он не осмысливается как таковой. Иначе говоря, знаки должны быть интерпретированы, чтобы быть знаками.
Три измерения семиозиса:
1) семантика (название) – отвечает за отнош. между миром объектов и их обозначениями
2) синтактика (порождение) - включает отношения знаков друг к другу;
3) прагматика (анализ) – исследует отношения между миром знаков и людей.
Взаимодействие по линии: человек – знак – ситуация.
Подход Морриса и Грайса:
3 свойства знака по Моррису:
- указательность – знак указывает на объект
- оценочность
- предписательность
4 категории по Грайсу:
Эффект прагматической. комм-ии:
1. количество
2. качество
3. релевантность
4. спопоб ком-ии.
Вклад в композицию (прежде всего в вербальную) должен быть необходим и достаточен по кол-ву, адекватен по качеству, релевантен по структуре исп. ср-вам.
Билет
Типология знаков. Типология знаков Пирса. Парадигма и синтагма.
См. билет 21
Парадигма (пример, образец)– некая совокупность знаков, отвеч. Следующим хар-кам:
1. знаки имеют общий признак
2. ни один из знаков не повт. все ост.
В науковедении парадигма – совокупность целостных, внутренне не противоречивых и последовательных концептуальных оснований какой-либо теории. Синтагма – осмысленная последовательность элементов парадигмы. (числа для парадигмы цифр).
26-27 билет
Понятие кода. Типология кодов.
Понятие кода. Код - система определенных норм, с помощью которых информация представляется в знаковом виде. Коды одновременно являются способами организации знаков и регуляторами поведения.
Характеристика:
1)они функционируют на основании некоторой единой парадигмы;
2)коды определяются конвенционально, т. е. опираются на соглашения пользователей;
3) коды транслируются по каналам ком-ции;
4) коды являются производными от культуры социальной общности
Типология кодов:
1. Аналоговые (непрерывные парадигмы) – напевать мелодию и разделительные (дискретные) – записать мелодию нотами
2. Репрезентационные (текст) и презентационные(невербальная комм) коды.
3. Сложные(нужна спец подготовка)и простые коды(повседневн. опыт)
4. Массовые (простой код) и специальные коды.
5. Логические(коды точных наук) и эстетические(условные)(культурно-мобильные)коды
Билет
Понятие комм. личности. Модель коммуникативной личности Конецкой.
По Конецкой: как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, определяющих степень потребности в процессе познавательного опыта и ее компетентности.
В узком смысле:
Комм. личность – устойчивая система социальнозначимых свойств и качеств, характеризующих индивида как субъекта соц. комм-и.
Билет
Понятие коммуникативной личности. Трансакционная модель коммуникативной Параметры коммуникативной личности.
Ком-тивная личность складывается из двух подсистем – внутренней (мира сознания и подсознания) и внешней (мира ком-тивного поведения). Личность = ("могу" + "хочу" + "знаю" + "умею") + "действую".
Базируется на модели Тена.
4. Целемотивационный компонент (хочу)
3. Абилитационный (могу)
2. Ресурсно-когнитивный (знаю)
1. Операциональный (умею)
30 билет
Понятие и характеристики эффективного комм. источника.
1. Правдоподобие (компетентность и надежность) – чем выше компетенция, тем ниже надежность.
2. Привлекательность. Х-ка:
- подобие (демографич. идеологич.)
- знакомость (известность)
- близость ( пространственная)
- физич. привлекательность
- симпатия
3. Влиятельность. Х-ка:
-контроь над ауд. (возможность поощрять и наказывать)
- связанность с ауд. (оценка ауд., подчинена ли она или нет)
- взыскательное внимание к ауд. (наблюдение за реакцией)
31 билет
Понятие инф. общества. Подходы Белла и Тоффлера.
Инф. общество – общество, важнейшие показатели и перспективы которого связаны с эффективным использов. инф.
Характеристика:
- технологический критерий (фактор развития – технология
- социальный критерий (новые стандарты производства и потребления инф. провоцируют изменения качества Жизни)
- экономич. ( информация становится ресурсом, товаром, услугой)
- политич.
- культурный