Механизм формирования предрассудков
Многочисленные отечественные и зарубежные исследования психологии человека показывают, что в ней существует особый механизм, при помощи которого становится возможным направить свою эмоциональную реакцию на человека, причинно не связанного с возникновением этой реакции. Данный механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма, стереотипов и предрассудков и называется процессом перемещения.
Суть этого процесса сводится к переносу выражения эмоций в иную ситуацию, где это можно осуществить либо безопасно, либо с большой выгодой. Психологическое перемещение используется людьми или бессознательно, в качестве защитного механизма психики, или же преднамеренно, в поисках козла отпущения, на котором можно было бы выместить досаду по поводу какой-либо ситуации. При этом психологическое перемещение не является атрибутом только индивидуальной психической деятельности. Оно встречается и в коллективных психических процессах и может охватывать значительные массы людей. Механизм перемещения применяется для того, чтобы Оправить гнев и враждебность людей на объект, не имеющий никакого отношения к причинам этих эмоций.
Развиваясь на почве неполного или искаженного знания, пред-№ссудки могут возникать по отношению в объектам самого раз-*Ичного рода: к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к ^Деям и представлениям и т.д. Но самым распространенным видом ^Драссудков все-таки являются этнические. Сохранению и ши-
228 Раздел III. Социально-психологические аспекты j^J рокому распространению последних способствуют некоторые Со циально-психологические причины, вытекающие из социально экономических условий жизни людей. Одна из этих причин — По пытка представителей доминирующей этнической группы, находя, щихся внизу социальной лестницы, найти источник психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства. Отсутствие де^ ствительного престижа при низком социальном положении среди господствующей этнической группы компенсируется иллюзорны^ престижем от сознания принадлежности к «высшей расе». В зарубежной психологии существует довольно большое число теорий происхождения предрассудков. Одной из таких теорий является теория фрустрации и агрессии. Она заключается в том, что в человеческой психике в силу определенных причин, вызванных какими-то отрицательными эмоциями, создается состояние напряжения — фрустрация. Это состояние требует своей разрядки, и ее объектом может стать любой человек. В ситуации, когда причины трудностей и невзгод видятся в какой-либо этнической группе, раздражение направляется против этой группы, по отношению к которой, как правило, уже имеется негативная установка или же враждебное предубеждение. Существует также теория, которая формирование предрассудков объясняет потребностью людей определить свое положение в отношении других. При этом часто акцент делается на превосходство своей этнической группы (и тем самым своего, индивидуального) над другими. В процессе такого самоутверждения, как правило, уничижаются достижения соответствующей группы и особенно подчеркивается неприязненное отношение к ней. В данном случае, по мнению Г. Тэджфела, можно говорить о социально-экономическом, культурном и политическом контекстах межгрупповых отношений, которые в свою очередь связаны с этнической и культурной идентификацией взаимодействующих групп. Причем, позитивная идентификация связывается в основном со своей культурной группой, а по ] отношению к чужой культурной группе демонстрируется негативная идентификация или даже открытая дискриминация. Для каждого отдельного индивида все сказанное означает, что предрассудки усваиваются им в процессе социализации и кристаллизуются под влиянием культурно-групповых норм и ценностей. Их источником служит ближнее окружение человека, в пер' вую очередь родители, учителя, приятели. Тем самым индивидУ' альные предрассудки в большинстве случаев возникают не из лич* |
г
. 2. Процесс социальной категоризации и стереотипизации 229
'^^опыта межкультурного общения, а посредством усвоения ранее ^оЖИвшихся предрассудков.
2 з.З. Типы предрассудков
Использование предрассудков в повседневной жизни имеет азличные последствия для человека. Во-первых, наличие того или иного предрассудка серьезно искажает для его носителя процесс восприятия людей из других этнических или социокультурных групп. Носитель предрассудка видит в них только то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. В результате целый ряд положительных качеств объекта предрассудка не учитывается при обшении и взаимодействии. Во-вторых, в среде людей, зараженных предрассудками, возникает неосознанное чувство тревоги и страха перед теми, кто для них является объектом дискриминации. Носители предрассудков видят в их лице потенциальную угрозу, что порождает еще большее недоверие к ним. В-третьих, существование предрассудков и основанных на них традиций и практики дискриминации, сегрегации, ущемления гражданских прав в конечном счете искажает самооценку объектов этих предрассудков. Значительному количеству людей навязывается чувство социальной неполноценности, и как реакция на это чувство возникает готовность к утверждению личностной полноценности через межэтнические и межкультурныё конфликты.
Последствия возникают в результате влияния какого-то одного предрассудка или группы предрассудков. Все зависит от того, к какому типу принадлежит соответствующий предрассудок. В психологии принято выделять шесть основных типов предрассудков.
1. Яркие необоснованные предрассудки, в содержании кото
рых открыто декларируется утверждение, что члены чужой груп
пы по тем или иным признакам являются хуже, чем представите
ли собственной группы.
2. Символические предрассудки основываются на наличии не
гативных чувств в отношении членов чужой группы, которые вос
принимаются как угрожающие культурным базовым ценностям
собственной группы.
3. Токенизский тип предрассудков выражается в предоставле-
нии различных форм социального преимущества представителям
этнических или социокультурных групп в обществе, чтобы создать
видимость справедливости. Предрассудки этого типа предполага
ет наличие негативных чувств по отношению к чужой группе,
230_______ Рлздех III. Социально-психологические аспектыМ^ь
однако члены собственной группы не хотят признаться себе в то*, что у них есть предрассудки в отношении других.
4. Предрассудки типа «длинной руки» подразумевают позитив,
ное поведение по отношению к членам чужой группы только \щ
определенных обстоятельствах (например, случайное знакомство
формальные встречи). В ситуации более близкого контакта (напри!
мер, соседство) демонстрируется недружелюбное поведение.
5. Фактические пристрастия и антипатии как тип предрассуд.
ков предполагают наличие открытого негативного отношения к
членам чужой группы в случае, если их поведение действительно
не устраивает членов собственной группы.
6. «Знакомое и незнакомое». Этот тип предрассудков подразуме
вает отказ от контактов с членами чужой группы, поскольку люди
данной группы всегда в той или иной степени испытывают неудоб
ства при общении с чужаками и поэтому предпочитают взаимодей
ствовать с людьми собственной группы, так как такое взаимодействие
не вызывает глубоких нервных и эмоциональных переживаний.
2.4. Проблемы корректировки и изменения предрассудков
В процессе жизнедеятельности каждый человек постоянно подвергается влиянию родных, друзей, знакомых, которые бессознательно или сознательно пытаются изменить предрассудки, корректируя их в «лучшую» сторону. На самом деле предрассудки с трудом поддаются изменению, и если они однажды были приняты, то от них очень трудно отказаться. Особой «живучестью» в этом отношении отличаются этнические предрассудки. Так, человек довольно просто может отказаться от предрассудка относительно автомобилей той или иной марки, но вот от негативного мнения о какой-либо этнической группе отказаться гораздо сложнее. Как идеальное условие для изменения предрассудков служит одинаковый статус индивидов. Например, если глава русской семьи, имеющий предрассудки, скажем, относительно цыган, вынужден признать, что, начиная со следующего года, класс, где учатся его дети, будет посещать цыганский ребенок, то на когнитивном уровне это приведет к диссонансу. Для того чтобы снизить когнитивный диссонанс, он будет скорее всего пытаться пересмотреть свои предрассудки к цыганам.
Изменение предрассудков может быть произведено и с помощью средств массовой информации. Однако и в этом случае, что-
г ^А 2. Процесс социальной категоризации и стереотипизации 231
бы изменить предрассудок, могут потребоваться годы. К тому же редрассудок нельзя убрать, вычеркнуть из сознания людей, его аожно лишь сделать более обоснованным, доступным для понимания, модифицировать и описать.
Поэтому наивно полагать, что изменение стереотипов и предрассудков является несложным делом, быстро осуществимым при помощи социальных технологий или других методик. Стереотипы и предрассудки меняются очень медленно и с большим трудом. Люди склонны помнить ту информацию, которая поддерживает предрассудок, и игнорировать информацию, которая им противоречит. Поэтому, если предрассудки были когда-либо усвоены человеком, то они проявляются в течение длительного времени.
Литература______
1. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление сте
реотипов. — Спб., 1994.
2. Кон И. Психология предрассудка// Новый мир. - 1966. — № 9.
3. Сопдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М.:
Смысл, 1998.
4. Стефаненко Т. Этнопсихология. - М.: Академический проект,1999.
5. Стефаненко Т., Шлягина £., Еникополов С. Методы этнопсихологи
ческого исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1993.
6. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. — Казань, 1991.
7. AdlerN. International Dimensions of Organizational Behavior. Boston, 1991.
8. Allport G. The nature of prejudice. Garden City, N. Y., 1958.
9. Aronson E. Vorurteile //Aronson Elliot: Sozialpsychologie. Menschliches
Verhalten und gesellschaftlicher Einflug. Heidelberg u. a. 6. Auflage, 1994.
10. Bergler R. Vorurteile und Stereotypen //Die Psychologie des 20. Jahrhun-
derts. Band VIII. Lewin und die Folgen. Hg. von Annelise Heigl-Evers, 1979.
11. Bergler R., Six B. Stereotype und Vorurteile //Handbuch der Psychologie
7/2: Sozialpsycholigie. Hg. von C. F. Graumann, Gottingen, 1972.
12. Brislin R. Increasing the range of concepts in intercultural research: The
example of prejudice // W. Davey (ed.), Intercultural theory and practice.
Washington, 1979.
13. Quasthoff U. Etnozentrische Verarbeitung von Informationen: Zur Am-
bivalenz der Funktionen von Stereotypen in der Interkulturellen
Kommunikation //Matusch, Petra (Hg.): Wie verstehen wir Fremde?
Aspekte zur Klarung von Verstehenprozessen. Mtinchen, 1989.
14. Rdsch O. Mit Stereotypen leben? Wie Deutsche und Russen sich heute
sehen //Interkulturelle Kommunikation in Geschaftsbeziehungen
zwischen Russen und Deutschen. (Hg.) von 0. Rasch, Wildau, 1998.
15. Schdfer B. Entwicklungslinien der Stereotypen und Vorurteilsvorschung//
Vorurteile und Einstellungen. Sozialpsychologische Beitrage zum Problem
sozialer Orientierung. B. Schafer und F. Petermann (Hg.). Koln, 1988.
"1
232_______ Рлздк\ III. Социально-психологические аспекты;щ} 1
16. Schiöder В. Soziale Vorstellungen als Bezugspunkte von Vorurtei|eri// I
Schäfer, Bernd; Petermann, Franz: Vorurteile und Einstellurige I
Sozialpsychologische Beiträge zum Problem sozialer Orientierung. (p* I
Reinold Begier) Köln. 1998.
17. Six U. The Functions of Stereotypes and Prejudices in the Process of I
Cross-Cultural Understanding — A Social Psychological Approach//1
Understanding the USA: a cross-cultural perspective / Peter Funke (еж I
1989.
18. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge, 1982.
1 9. Winter G. Stereotypisierung und Diskriminierung von Fremden //Fremde und Andere in Deutschland. Opladen, 1995.
Контрольные вопросы
1. Какую роль играют стереотипы в жизни? Как они возникают?
2. Каковы основные функции стереотипов?
3. В каких случаях стереотипы могут быть полезны в межкультурных
контактах? Почему они могут быть препятствием в межкультурной
коммуникации?
4. Что такое предрассудки? Дайте понятие предрассудка и объясните
различие между стереотипами и предрассудками. Какие вы знаете
типы предрассудков?
5. В чем заключается проблема изменения стереотипов и предрассудков?
Практические задания
1. Общаясь со своими родителями, знакомыми и друзьями, обратите
внимание на стереотипные высказывания. Почему вы поняли, что
это стереотипы? Проанализируйте эти высказывания.
2. Вспомните, когда вам в последний раз приходилось общаться с пред
ставителями другой культуры. Что вы ожидали от общения? Подтвер
дились ли стереотипные представления, сложившиеся у вас, о пред
ставителях этой культуры? Почему?
3. Составьте список наиболее распространенных, на ваш взгляд, сте
реотипов своей культурной группы. Попросите дать свои представ
ления о вашей культурной группе человека другой национальности.
Обсудите с ним полученные результаты.
4. Посмотрите какую-нибудь общественно-политическую программу по
любому каналу телевидения. Отметьте для себя прозвучавшие сте
реотипные высказывания. Что побудило вас считать эти высказыва
ния стереотипными?
5. Беседуя со своими знакомыми о другой культурной группе, попрО'
буйте переубедить собеседника относительно «истинности» его представ
лений о данной группе. Оцените, насколько успешна была ваша попытка.
Раздел IV
Базовые категории культуры
Образование приобретается чтением книг, но другое, более важное образование, — знание мира, приобретается только чтением людей и изучением их различных изданий.
Лорд Честерфильд
Глава 1
Категоризация
культуры по Э. Холлу:
концепция «культурной
грамматики»
Базовые категории культуры. Время как категория культуры. Жизненный ритм культуры. Монохронные и полихронные культуры. Контекст культуры. Пространство как категория культуры
У каждой культуры есть своя логика и свое представление о мире. То, что значимо в одной культуре, может быть несущественным в другой. Поэтому важно всегда с уважением смотреть на своего партнера — представителя иной культуры. Он действительно, другой, и это его право. Уважение к нему выражается не только в заинтересованности, но и в знании некоторых особенностей жизни его страны. Знание этих особенностей убеждает, что каждая культура содержит в себе целый рад ключевых элементов -культурных категорий, которые являются определяющими в способах общения и поведения индивидов. Знание и учет этих категорий при межкультурных контактах составляют основу концепции «культурной грамматики» Э. Холла. Одной из наиболее зна- | чимых культурных категорий является категория времени, которая различным образом толкуется в разных культурах.
Время
Во всех культурах категория времени служит важным показателем темпа жизни, ритма деятельности. От того, какова ценность времени в культуре, зависят типы и формы общения людей. По этой причине отношение ко времени в той или иной культуре следует обязательно учитывать при общении с ее представителями.
Каждая культура имеет свой собственный язык времени, который необходимо выучить, прежде чем на нем общаться. Так, если западная культура четко измеряет время и опоздание в ней рассматривается как провинность, то в арабских странах в Латинской Америке и в неко-
У лкА^Категоризация культуры по Э. Холлу_________ 235
рЬ1х странах Азии опоздание никого не удивит. Более того, для нормального и эффективного общения там принято потратить какое-то время на произвольную беседу. При этом не должно проявляться низкой поспешности, так как может возникнуть культурный конфликт. В процессе межкультурной коммуникации партнеры обычно руководствуются своими мерками времени и применяют их друг к другу. При этом обеими сторонами не учитываются те скрытые сигналы, та информация, которая содержится и выражается в другой временной системе. Так теряется важный источник информации, и общение оказывается малоэффективным. Таким образом, чтобы уметь понимать скрытые сигналы и лучше ориентироваться в чужой культуре, необходимо хорошо знать ее временную систему.
1.1.1. Жизненный ритм культуры
Первоначально время рассматривалось не более как неотъемлемое свойство естественных ритмов развития природы, циклов смены времен года, вызываемых взаимодействием Солнца, Луны и Земли*. Сначала были известны ритмы дня и ночи, приливов и отливов, смена времен года. Затем люди открыли для себя внутренние биологические часы, указывающие физиологические ритмы организма человека. Наконец обнаружилось, что все человеческие процессы зависимы от времени и регулируются временным ритмом. Постепенно временной ритм приобрел и культурное значение, поскольку стал регулировать и определять течение и характер многих культурных процессов.
Ритм жизни может связывать людей между собой или изолировать их друг от друга. В одних культурах этот ритм очень медленный, в других — очень быстрый. Люди с различными жизненными ритмами с трудом понимают друг друга, так как они живут асинхронно. Способность изменять собственный временной ритм, согласуй его с ритмом партнера, является важнейшей предпосылкой для успешной коммуникации и совместной работы.
Люди с более медленным жизненным ритмом чувствуют давление, если они контактируют с теми, кто привык к более высокому темпу. Однако люди с более быстрым ритмом не становятся спокойнее, если им приходится общаться с представителями культур с более медленным ритмом жизни. Они чувствуют давление и внутренне противятся ему. Это не приводит к желаемым результатам ни одну из сторон.
236__________________ Раздел IV Базовые категории культу ]
Практические действия человека осуществляются во времещ. Следствием этого является планирование времени. Без планир0 вания времени было бы немыслимо функционирование совреме^ ного общества. Чтобы выяснить, что является наиболее важньш нужно посмотреть, что должно быть сделано в первую очередь. Tq есть временем регулируются приоритеты и предпочтения люде^ Важным показателем того, как обходятся со временем в разньц культурах, служит отношение людей к пунктуальности. Во многих странах пунктуальности придается большое значение. Например, в Германии, Швейцарии и некоторых странах Европы, а также в Северной Америке обычно ожидается своевременное появление собеседника. Причем, существует определенная шкала опозданий и для каждой ступени этой шкалы предусматривается подходящая форма извинения. Так, неписаные правила делового этикета европейских культур позволяют опаздывать на встречу не больше чем на семь минут. Большее опоздание является демонстрацией собственной несерьезности и потерей возможности получения доверия партнера. Студенты, ждущие в аудитории преподавателя, могут покинуть ее через 15 минут и будут правы.
Другим очень важным аспектом является основная временная перспектива, существенно различающаяся от культуры к культуре. Это означает, что некоторые культуры и страны могут быть ориентированы в прошлое, настоящее или будущее. Например, Иран, Индия и некоторые страны Дальнего Востока ориентированы в прошлое; США ориентированы в настоящее и в недалекое будущее. Для России, скорее всего, характерна ориентация на прошлое и будущее. Причем, максимальное внимание уделяется будущему, а настоящему придается не столь большое значение.