Л. понятия «инкультурация» и «социализация»

Каждому человеку предстоит жить в обществе, и поэтому со­циальная интегрированность является чрезвычайно важным фак­тором его жизни. Любому из нас необходимо определенное уме­ние приспособляться к обществу, иначе индивид обречен на ус­тойчивую неспособность ладить с окружающими, изоляцию, ми­зантропию и одиночество. Индивидуальное развитие каждого че­ловека начинается с его постепенного вхождения, включения в окружающий мир. С самого раннего детства человек усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления до тех пор, пока большинство из них не становятся привычными. Это вхож­дение в мир происходит путем усвоения индивидом необходимо­го количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков по­ведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправ­ного члена общества. Основная причина этого процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир и реагировать на него.

Этот процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры обозначается в различных гуманитарных науках поня­тиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумева­ют усвоение людьми культурных форм (паттернов, англ. pattern) какого-либо общества. Под последними обычно понимают устой­чивые совокупности технологий мышления, поведения, взаимодей­ствия, последовательности действий, построения суждений, разлив

Гаава 4. Освоение культуры_____________________________ 71

ные культурные формулы и символы, отражающие определенные представления о реальности. Поэтому в современной научной ли­тературе понятия «инкультурация» и «социализация» нередко ис­пользуются как синонимы. Это характерно для той группы исследо­вателей, которые придерживаются широкого понимания термина «культура» как любой биологически ненаследуемой деятельности, зак­репленной в определенных результатах. Но большинство ученых, считающих культуру исключительно человеческой характеристикой, отличающей человека от всех других живых существ нашей плане­ты, считают целесообразным проводить различие между этими тер­минами, отмечая качественные особенности каждого из них.

При более строгом научном понимании термина социализация он предстает как процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, благодаря которому происходит превращение человека в социального индивида. Получая в повседневной прак­тике информацию о самых разных сторонах общественной жиз­ни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Таким образом, под социализацией пони­мается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, ус­воение им системы ценностей общества, позволяющего ему ус­пешно функционировать в качестве его члена.

Самые простые кросс-культурные исследования показывают, что в разных обществах ценятся разные качества личности. Формиро­вание и развитие принятых в данном обществе качеств личности происходит, как правило, путем воспитания, то есть целенаправ­ленной передачи норм и правил достойного поведения от старшего поколения младшему. В каждой культуре исторически сложились свои способы обучения приемлемому поведению. Этнологи и со­циологи сравнили стили воспитания детей в различных культурах и выделили два противоположных: японский и английский.

В Японии воспитатель чаще обращается к поощрению, неже­ли к наказаниям. Воспитывать там означает не ругать за то, что Уже сделано плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному по­ведению. Даже при очевидном нарушении правил приличия вос­питатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребен­ка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, Что они способны научиться управлять собой, если приложат со­ответствующие усилия. Японцы считают, что чрезмерное давле-ние на психику ребенка может дать обратный результат.

72 _____ Раздел I. Культурно-антропологические основы Mfg

С £=* --------------------------------------------------- Щ I

С европейской точки зрения, детей в Японии неимоверно Л дуют. Им ничего не запрещают, лишая тем самым поводов запда; кать. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведен^ , детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются! , школьные годы, но вводятся они постепенно. Только в эти год^ ребенок начинает подавлять в себе стихийные порывы, он учите! вести себя подобающим образом, уважать старших, чтить долг | быть преданным семье. По мере взросления регламентация пове* дения значительно усиливается.

В Англии процесс воспитания основывается на совершенна иных принципах. Англичане считают, что неумеренное проявле| ние родительской любви и нежности приносит вред детскому ха! рактеру. Баловать детей — значит портить их. Традиции англий* ского воспитания требуют относиться к детям сдержанно, даже?" прохладно. Мягкость и нежность они проявляют скорее к живот-! ным. Дисциплинирующее воздействие на детей оказывается с са-| мого раннего возраста. Если ребенок мучает кошку или собаку,! обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждет!j суровое и жестокое наказание. Наказывать детей в Англии — пра-| во и обязанность родителей.

С детства англичане приучаются к самостоятельности и ответ-Ц ственности за свои поступки. Они рано становятся взрослыми, и для взрослой жизни их не надо специально готовить. Сознательно!; отстраняясь от детей, родители готовят их к трудностям взрослой!,, жизни. Уже в 16—17 лет, получив права и аттестат, дети уезжают! из родительского дома и живут независимо.

В отличие от социализации понятие инкультурация подразуме-В вает обучение человека традициям и нормам поведения в конкрет-И ной культуре. Это происходит в процессе отношений взаимообме-1 на между человеком и его культурой, при которых, с одной сторо-Н ны, культура определяет основные черты личности человека, а с| другой, — человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация 1 вюйочает в себя формирование основополагающих человеческих % навыков, как, например, типы общения с другими людьми, формы| контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удов-И летворения основных потребностей, оценочное отношение к Р^'В личным явлениям окружающего мира и т.д. Результатом инкульту-| рации является эмоциональное и поведенческое сходство человека! с другими членами данной культуры и его отличие от представите'! лей других культур. По своему характеру процесс инкультураШ^!

гаапа4^ Освоение культуры_____________________________ 73

5олее сложен, чем процесс социализации. Дело в том, что усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усво­ение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выража­ется в повседневном общении с себе подобными: родственника­ми, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно че­ловек учится тому, как следует вести себя в разнообразных жиз­ненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, ре­агировать на те или иные знаки внимания и сигналы. Отсюда и содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:

■ жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домаш­
ний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

■ личностное развитие: приобретение общего и профессио­
нального образования, общественная активность, любительские

занятия;

■ социальная коммуникация: формальное и неформальное об­
щение, путешествия, физические передвижения;

■ восстановление энергетических затрат: потребление пищи,
соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон.

Инкультурация, или обучение культуре, происходит несколь­кими путями, однако наиболее распространенным из них являет­ся опосредованный, когда человек наблюдает (как бы подгляды­вает) за поведением других людей. При таком способе даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каж­дый день, а именно прием пищи, с точки зрения инкультурации представляет определенную ценность, поскольку состоит из опре­деленных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Одно дело поведение за едой дикаря и совсем другое — поведение культурного человека. Цивилизован­ного человека обучают тому, как удовлетворять свои естественные потребности в соответствии с нормами той или иной культуры. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует делать.

В большинстве культур основной прием пищи происходит в полдень, а англичане делают это во второй половине дня. У анг­личан обед бывает в 7—8 часов, а у испанцев — даже в 10 вечера. Европейцы едят вилкой в левой руке и ножом в правой. Нарезан-

е ножом мясо они сразу же отправляют в рот вилкой, которую американцы предварительно перекладывают в правую руку.

74 _________ Раздел I. Культурно-антропологические основы МКМ

Наши рекомендации