Основные положения и значение в МКК
Вероятно, нет необходимости в поиске доказательств и арги ментов, подтверждающих мысль, что без общения с себе подоб! ными человек не может стать нормальным существом. Ни одни сколько-нибудь важную для его жизни задачу человек не может решить без помощи других людей или каких-либо учреждений! Длительная изоляция человека от других людей и от обществ! ведет к его психической и культурной деградации. Но природа н| наделила людей способностью устанавливать эмоциональные кона такты и понимать другу друга без помощи знаков, звуков, писы» и т.д. Поэтому для общения и взаимодействия друг с другом люди создали вначале естественные языки, а затем различные искусств венные языки, символы, знаки, коды и т.п., позволяющие нала! дить эффективную коммуникацию. Таким образом, все способш формы, системы коммуникации созданы самими людьми и по! этому являются элементами культуры. Именно культура обеспеж чивает нас необходимыми средствами коммуникации, она также определяет что, когда и как мы можем использовать для общения с окружающим миром.
Иными словами, культура выполняет в обществе определенный функции. Функция — это назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношений к целому. В данном целом все части зависят друг от друга, поддерж живают одна другую, имеют значимость для всей системы. Элемещ
Глава 3. Теоретические и методологические основы МКК_ 61
ты культурных систем не существуют сами по себе, они существуют только как ^асти целого. Это означает, что у отдельных частей культуры есть функции по отношению к целому, каждая из них выполняет свою роль. Различные аспекты этой роли и называют функциями. Соответственно, стремление понять и объяснить назначение и роль тех или иных элементов культуры в жизни людей послужило основной причиной возникновения в культурной антропологии самостоятельного направления — функционализма.
Особенностью функционального подхода стало рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов. Для ее изучения необходимо разложение целого (культуры) на составляющие элементы и выявление зависимостей между ними. Для этого каждый элемент культуры исследуется как выполняющий определенную задачу, функцию в социокультурной общности. Более того, нередко отдельный элемент целого не просто играет присущую ему роль, а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования. Основной интерес для функционализма вызывают вопросы: Как действует культура? Какие задачи она решает? Как воспроизводится?
Изначально функционализм был ориентирован на выяснение полезности какого-либо культурного явления, на установление выполняемой им роли в человеческом обиходе. Основоположники функционализма главной своей задачей считали исследование сущности, ценности культурных явлений, генетических, причинно-следственных связей между ними, их взаимного влияния. Реализуя эту задачу, они стремились выявить зависимости между отдельными элементами культуры, уделяя главное внимание при этом исследованию функций культурных элементов, то есть тех ролей, которые эти элементы выполняют по отношению к культуре в целом и друг к другу. Согласно их представлениям в культуре нет ничего лишнего, в ней все функционально связано друг с Другом. А то, что на первый взгляд кажется лишним, свидетельствует только о нашем непонимании данной культуры. Ничего лишнего ни в одной культуре нет. Если какой-либо обычай устойчиво воспроизводится, то он зачем-то нужен. Если мы считаем его вредным или бессмысленным, то это означает только то, что мы еще не обнаружили его функциональных взаимосвязей.
Такого рода направленность научных интересов ученых носила сУгубо прагматический характер. Функции тех или иных культур-Hbix явлений на первый взгляд весьма определенны и конкретны.
62 ___________ Раздел I. Культурно-антропологические основы МКЩ
Они состоят в налаживании взаимодействия между отдельными индивидами, группами, социальными институтами и обществом 1 целом. Проблема состоит лишь в том, чтобы выяснить, когда, ■ каком отношении и в какой степени то или иное культурное явле! ние функционально. Выяснение этих вопросов дает возможное™ выработать рациональную тактику поведения или действий.
Однако в жизни все обстоит не так просто, и не все, что вов никает в культуре, следует считать функциональным. Это каче| ство формируется постепенно. Дело в том, что культурные явле! ния могут менять свои функции: большинство явлений культуры амбивалентно. В процессе формирования и развития функций вся явления культуры проходят своего рода проверку временем и лиши постепенно занимают свое место. Конкурируя с другими предме-1 тами или явлениями, выполняющими сходную функцию, они до-1 казывают свою эффективность. У каждой социальной или 3thhJ ческой группы своя реакция на окружающую среду, и поэтом)! разные люди и разные социальные группы могут по-разному оце\ нивать эффективность, т.е. полезность, правильность, ценность! одних и тех же элементов культуры. Если бы все эти реакции сохранялись, то человеческая культура представляла бы собой ха| отическое образование. Но внутри культуры постоянно идет сво| его рода борьба за существование, в результате которой выживаю! и функционируют наиболее эффективные, удобные и универсаль! ные ее элементы. Именно эти элементы институционализируются и получают соответствующие функции.
Культура представляет собой многослойное явление: в ней нм одну и ту же потребность можно получить разные «культурный ответы». Поэтому в тех или иных социальных и этнических груп-1 пах сохраняются и используются формы культуры, неприемлемы» для других, но отвечающие интересам и традициям данных группа Множеству социальных и этнических групп в обществе соответ-1 ствует множественность культурных ответов на одну и ту же по-1 требность, что закономерно выражает разнообразие человечески!! склонностей и поэтому вполне функционально.
Значение функционализма для процесса межкультурной ком муникации заключается прежде всего в том, что он ориентируе'я на понимание других типов культур, исследование необычногв образа жизни, стремление изучить культуру изнутри, осознаний иных культурных ценностей. В этом аспекте предметом исследо! вания в функционализме стали вопросы взаимозависимости члев
Глава 3. Теоретические и методологические основы МКК_ 63
нов социокультурных групп, их конформность к ожиданиям другу друга, присущие им знания и навыки, необходимые для поддержания целостности своей культуры. Внимание исследователей также сосредоточено на механизмах социальной интеграции, сокращающих межгрупповые различия, на защитных механизмах, устраняющих межкультурные конфликты, на адаптивных механизмах, уменьшающих взаимное разнообразие культур.
Культурный релятивизм