Cущность художественного творчества.

Что лежит в основании искусства, что является основой его существования? Какие особенности человеческой природы, человеческого бытия обуславливают стремление к созданию (или восприятию) произведений искусства? Т. е. в чем смысл искусства для человека?

Искусство – это художественное творчество, и как любое творчество служит средством самотрансцендирования (преодоления ограниченности человеческого бытия), возвышения человека над природой и над самим собой. Творчество – это всегда создание чего–то нового, ранее не существовавшего, а значит выход за пределы конкретного человеческого бытия. Человек, с одной стороны, существо, подчиненное законам природы, но с другой стороны, обладающее свободой по отношению к природе. Осознающее себя не свободным, и стремящееся к свободе, к преодолению природной ограниченности. Творчество, а искусство в особенности, есть проявление экзистенциальной свободы, которая порождает неудовлетворенность конечностью человеческого бытия и стремление к бесконечности.

Искусство по сравнению с другими видами творчества (научным, техническим, декоративно-прикладным) в наибольшей степени расширяет границы человеческого бытия. Остальные виды творчества создают объекты, имеющие определенное назначение, обладающие фиксированным смыслом. Произведение искусства есть не просто новая реальность, но реальность обладающая свойством самостоятельного расширения и изменения, способностью творить новые реальности – в восприятии публики. Созданное художником содержит в себе больше того, что воспринимается непосредственно: изображенный пейзаж больше, чем просто вид определенной местности.

Созданная вещь «живет» по своим, независящим от воли художника, законам; «живет», будучи неодушевленной; подчиняет себе воспринимающих и самого автора в процессе создания произведения, когда вещь ведет автора.

В феномене искусства экзистенциальная свобода проявляется в наибольшей степени, т.к. подлинное произведение искусства создается не для какой-то конкретной цели, не для удовлетворения нужды, а для самовыражения художника. Тот, кто воспринимает произведение искусства, также свободен по отношению к объекту, восприятие носит отстраненный, незаинтересованный в практическом отношении характер. В создании и в восприятии произведений искусства человек выступает как существо свободное по отношению к миру, т.к художественное творчество, как и восприятие, обусловлено не какой-то конкретной целью, лежащей во вне человека, не какой то внешней нуждой. Занимающийся искусством человек преодолевает сферу необходимого, возвышается над ней. Потребность в создании и созерцании произведений искусства лежит внутри человека Т.е.цель творчества – движение во вне себя, но не к какому-то конкретному объекту или смыслу. Главная цель искусства не в его результате, а в самом процессе, в восхождении человека, выходящего из наличной действительности, в которой он претерпевает стеснение. Художник и зритель реализуют в искусстве свое стремление к свободе, покидая на время «царство необходимости».

Искусство и медицина.

Будучи важной частью человеческой цивилизации и культуры, медицина тесно связана не только с условиями жизни общества, культурой и мировоззрением, но и с искусством – литературой, изобразительным искусством, музыкой. Все виды искусства на протяжении веков отражали развитие медицины, поэтому произведения искусства являются одним из источников изучения истории медицины. Именно благодаря специфике медицинской профессии профессия врача нередко сочетается с различными видами искусства. Наиболее известны врачи-писатели. Такое сочетание обогащало как медицинскую деятельность этих людей, так и писательское творчество знанием жизни, характеров и психологии людей. Французский писатель Андре Моруа (1885 - 1967), отмечая близость медицины и литературы, точно подметил: «Оба они, врач и писатель, страстно интересуются людьми, оба они стараются разгадать то, что заслонено обманчивой внешностью. Оба забывают о себе и собственной жизни, всматриваясь в жизнь других». Можно привести множество имен известных врачей глубоко занимавшихся различными видами искусства. Например, профессор Петербургской медико-хирургической академии М.А.Холодковский, блестяще сделавший перевод «Фауста» Гете, известный биохимик и композитор А.П.Бородин, прекрасно владевший виолончелью профессор С.П.Боткин, большой знаток живописи Ф.Видаль, замечательно игравший на лютне выдающийся врач XVIII в. Г.Бургаве. Французский терапевт П.Потен был ценителем Бетховена, Л.Вакез — Вагнера. Широко известны литературные произведения врачей Ф.Рабле, М.Нострадамуса, А.П.Чехова, А.Кронина, В.И.Даля, С.Моэма, В.В.Вересаева, М.А.Булгакова, С.С.Юдина, Н.А.Амосова, В.В.Кованова, К.Бернарда и других ученых, стремившихся использовать литературу и искусство не только в популяризации медицины и ее истории, но и в целях развития науки к непосредственной пользе больному.

Кроме того, само искусство является одним из методов лечения. Существуют специальные термины и приемы: музыкотерапия, библиотерапия, лечение красотой.

Темы докладов и рефератов

1. История становления эстетического сознания.

2. Природа и функции эстетического сознания.

3. Искусство: сущность и социальные функции.

4. Специфика искусства как формы деятельности.

5. Искусство и медицина.

6. Искусство и наука.

7. Искусство и философия.

8. Эстетический идеал античности.

9. Искусство средневековья.

10. Эстетический идеал эпохи Возрождения.

11. Эстетика Нового времени.

12. Особенности современного искусства.

13. Эстетическое отношение искусства к действительности

Литература.

1. Борев Ю.Б. Эстетика. М.2002.

2. Бранский В. П. Искусство и философия. Калининград, 1997.

3. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М. 1991.

4. Гегель Г. Ф. Лекции по эстетике. Кн. 1. М., 1985

5. Грэм Г. Философия искусства: введение в эстетику. М., 2006.

6. Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма. М. 1975.

7. Закс Л.А. Художественное сознание. Свердловск, 1990.

8. Западное искусство. ХХ век. М. 1978.

9. История красоты. / Под редакцией У.Эко. М. 2006

10. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

11. Кант И. Критика способности суждения. Спб. 2006.

12. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М. 1969

13. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М. 1980

14. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика. Моск. Ун-т. 1979.

15. Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. М. 1978.

16. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. Соч в 2-х том. Т. 1. М. 1990.

17. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М. 1991.

18. Поэтика древнегреческой литературы. М. 1981.

19. Раппопорт С.Х. Эстетика. Т. 1. М., 2000.

20. Самосознание европейской культуры ХХ века. М. 1991.

21. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие. М., 1985.

22. Столович Л.Н. Философия. Эстетика. Смех. Спб.-Тарту, 1999

23. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия. В кн. Проблема человека в западной философии. М. 1988.

24. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М. 1992.

25. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. Собр. соч. в 5–ти томах. Т.4. М. 1974.

26. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М. 1983.

27. Шпенглер О. Закат Европы. М 1993. Гл. 4. Музыка и пластика.

28. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. М.2003

29. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М. 1992.

Наши рекомендации