Двигательный навык: стадии формирования и уровни управления
Двигательный навык -индивидуальная форма двигательной деятельности, реализующаяся путем выполнения упражнения.формируется по механизму временных связей и является автоматизированным способом управления движениями.
Характерные особенности двигательного навыка Автоматизация управления движениями;
Координированность движений;
Наивысшая степень развития мышечного чувства.
Физиологические основы формирования двигательного навыка
Три стадии:
Стадия иррадиации;
Стадия концентрации;
Стадия стабилизации.
Стадия иррадиации
Образование доминанты;
Широкая иррадиация возбуждения в коре;
Излишняя мышечная фиксация;
Неточность и скованность движений;
Плохая координация и распределение сил;
Отсутствие слитности движений;
Неустойчивый ритм;
Активное участие в управлении движением высших отделов ЦНС;
Управление движением на основе зрительного анализатора.
Стадия концентрации
Формирование динамического стереотипа;
Развитие процессов торможения и концентрация возбуждения;
Уменьшение мышечной фиксации и скованности движений;
Улучшение координации;
Сохранение постоянного ритма и темпа выполнения упражнения, плавность и пластичность движений;
Слабая устойчивость к помехам;
Передача управления деталями движения ниже лежащим отделам нервной системы;
Периодический осознанный контроль над выполнением движения.
Стадия стабилизации
Отсутствие мышечного напряжения и скованности движения;
Точное согласование движений между отдельными звеньями тела;
Движения выполняются четко с оптимальной дозировкой усилий;
Оптимальный темп, ритм, амплитуда;
Структура движений не меняется при больших нагрузках или помехах;
Точное распределение функций отделов ЦНС;
Локализация доминанты;
Стабилизация и согласованность процессов возбуждения и торможения;
Контроль сознания за смысловой частью движения и автоматизация выполнения.
Уровней управления двигательными навыками
Уровень Е, Уровень Д, Уровень С, Уровень В, Уровень А
Уровень Е
Высший уровень– определяет целенаправленность движения, его смысл
Уровень Д
Определяет пространственные и временные последовательности необходимых операций
Уровень С
Управляет пространственными и временными характеристиками операций и действия в целом
Уровень В
Управляет мышечными координациями, согласованностью работы мышц синергистов и антагонистов.
Уровень АУправляет характеристиками отдельных мышц (тонус, возбудимость и т.д.)
МЕХАНИЗМ (на всякий случай- рисовать как Олежа)
Дидактические принципы организации занятий физкультурой. Методы обучения двигательным навыкам.
Принцип сознательности и активности;
Принцип наглядности;
Принцип доступности и индивидуализации;
Принцип систематичности;
Принцип последовательности;
Принцип прочности обучения.
Принцип сознательности и активности
Активная познавательная деятельность выражающаяся в целенаправленном восприятии и осмыслении информации, изучение биомеханических особенностей движения.
Принцип систематичности
Основан на закономерностях развития и формирования процессов утомления, восстановления, тренированности и адаптации.
Принцип наглядности
Создание представления о двигательном действии. Формируется прежде всего при помощи зрительных образов. Для полноценного формирования движения наглядная демонстрация подкрепляется воздействием слова и пробными попытками выполнения движения.
Принцип доступности и индивидуализации
Предполагает соответствие физической нагрузки при освоении двигательных действий физиологическим возможностям занимающегося.
Принцип последовательности
Правильная очередность освоения различных элементов движений.
Принцип прочности обучения
Развитие способности обучаемого к адаптации техники движений в соответствии с изменяющимися условиями.