Второй врожденный дар: естественные законы или принципы
Мы говорим о мудром использовании промежутка между стимулом и реакцией, нашей свободы выбора. А что имеется в виду под «мудрым использованием»? В чем заключается эта мудрость? По сути, это значит жить в соответствии с принципами, или естественными законами, а не следовать нынешней культуре быстрого решения проблем.
Увидев стрелку компаса в возрасте четырех лет, Эйнштейн впоследствии всегда осознавал, что «за вещами должно быть что-то еще, глубоко скрытое». Это касается каждой сферы нашей жизни. Принципы универсальны, т. е. для них не существует культурных и географических границ. Кроме того, они вечны — такие принципы, как справедливость, доброта, уважение, честность, цельность, служение, внесение вклада в общее дело никогда не изменятся. В разных культурах эти принципы могут воплощаться в различных практиках и со временем, из-за неправильного использования свободы они утрачивают форму. Тем не менее они существуют и, подобно закону всемирного тяготения, действуют постоянно.
Кроме того, я обнаружил, что эти принципы неоспоримы. Они самоочевидны и не требуют доказательства. Например, длительное доверие невозможно, если его не заслужить. Задумайтесь — это естественный закон.
Когда-то я работал помощником инструктора по выживанию в группе, в которой было около тридцати человек. После примерно двадцатичетырехчасового перехода без пищи, воды и сна мы спустились с горы и должны были переправиться через бурную реку, чтобы добраться до еды, находящейся на другом берегу. Переправляться нужно было по веревке, натянутой через поток между двумя деревьями. Я вызвался быть первым. Переоценив свои способности, на середине пути я начал дурачится, рисуясь перед другими, вместо того чтобы, приложив все силы, добраться до другого берега. Почувствовав, что силы начинают покидать меня, я попытался поскорее перебраться на другую сторону, однако продолжал слабеть. Я применил все известные мне методы, включая визуализацию и концентрацию силы воли, но безрезультатно. В конце концов я оказался в бурлящем потоке. Выбравшись на берег метрах в двадцати ниже по течению, я в изнеможении упал на землю. Моим ученикам не оставалось ничего другого, как наградить меня аплодисментами и посмеяться — поистине «гордыня до добра не доводит». Тело — это естественная система, которая регулируется законами природы. И никакие позитивные установки на ментальном уровне не могли преодолеть пределы возможностей моих мускулов.
Мне нравится, как К. С. Льюис отзывается о тех, кто утверждает, будто такого понятия, как «универсальные принципы», не существует:
«Когда бы вам ни встретился человек, утверждающий, что он не верит в реальность добра и зла, уже в следующий момент вы увидите, как этот же человек сам возвращается к отвергнутым им принципам. Он может нарушить обещание, данное вам, но если вы попробуете нарушить обещание, данное ему, то не успеете и слово вымолвить, как он станет жаловаться, что «это несправедливо». Представители какой-нибудь страны могут утверждать, что договоры не имеют никакого значения, но в следующую минуту они перечеркнут собственное утверждение, заявив, что договор, который они собираются нарушить, несправедлив. Однако если соглашения не имеют никакого значения и не существует критериев того, что правильно, а что нет, иными словами, если нет никакого закона природы, то какая же может быть разница между справедливыми и несправедливыми договорами? Я думаю, шила в мешке не утаишь, и, что бы они ни говорили, совершенно ясно, что они знают этот закон так же хорошо, как любой другой человек.
Отсюда следует, что мы вынуждены верить в реальность добра и зла. Временами люди могут ошибаться в определении их, как ошибаются, скажем, при сложении чисел, но понятие о добре и зле зависит от чьего-то вкуса и мнения не более чем таблица умножения… Итак, я хочу обратить ваше внимание на два пункта. Первое: человеческие существа во всех частях земного шара разделяют любопытную идею о том, что они должны вести себя определенным образом. Они не могут отделаться от этой идеи. Второе: в действительности они не ведут себя таким образом. Они знают естественный закон, и они нарушают его. На этих двух фактах основано наше представление о самих себе и Вселенной, в которой мы живем»[20].