Приведите аргументы историков (не менее 3), которые называют князя Святослава князем-воином.
План ответа
1) Описание личности князя Святослава в «Повести временных лет»
2) Военные походы Святослава
1) Князь Святослав прославился как отважный воин и талантливый полководец. Нестор-летописец рассказывает о нём с большой любовью, сравнивая его за храбрость с гепардом (пардус). Почти вся его жизнь прошла в походах. Все тяготы походной жизни он делил со своими воинами.
Мало уделял внимания внутренней политике. В основном этим занималась его мать Ольга. Не любил бывать в Киеве. Хотел сделать столицей Переяславец, т.к. там « все блага сходятся: от Греции злато, паволоки ,вина и овощи различные, Чехии серебро и кони ,из Руси же меха и воск медь и челядь». Киевляне говорили ему: «Ты, князь¸ чужой земли ищешь, и блюдёшь её, от своей же земли отрекся».
Не нападал на врагов незаметно. Всегда посылал послов, говоря: «Хочу на вас идти». Был физически сильным. Отличительная особенность внешности — бритая голова, и только на одной стороне висела прядь волос, что означало знатность рода. Одеждой ничем, кроме чистоты, не отличался от других.
Память о князе-воине, Александре Македонском Восточной Европы, бережно хранится в памяти народа. Стали крылатыми его выражения:« Иду на вас»( « Иду на вы!»), «Мёртвые сраму не имут».
2) В историю Святослав вошел как доблестный воин и полководец. Свою жизнь он провел в походах и сражениях. В 964 – 969 походы князя были направлены в основном на восток. Восточнославянское племя вятичей, проживавшие на Оке, в верховьях Дона было присоединено к Руси. Побеждена Волжская Булгария, Хазария.
В 968 – 971 гг. Святослав предпринял несколько походов на юг – в Дунайскую Болгарию. Князь Святослав хотел перенести туда, на берега Нижнего Дуная, центр своего государства.
В 969 г. на Киев напали печенеги, отразив их удар, Святослав снова ушел на юг.
Византии было не выгодно укрепление и рост Руси. К тому же Византия рассматривала Болгарию как свои владения. После ожесточенных сражений, потеряв многих воинов, Святослав вынужден был заключить мир с греками и пообещал уйти из Болгарии. На обратном пути в Киев князь был убит печенегами.
2. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные моменты сражения русских князей и монголов на р. Калка в 1223 г.
Битва на реке Калке – это сражение между монголами и русско-половецкой армией. Это событие произошло 31 мая 1223 года. Объединенная армия русских княжеств и половцев попыталась дать отпор первому вторжению монгол, армией которых управляли Джэбэ и Субэдэй. Сражение произошло, предположительно, на землях Володарского района.
Монгольская армия вторглась из Северного Кавказа в 1222 году на земли половецких племен. Хан половцев обратился за помощью к князьям Руси.
Войска собрались на Зарубе, однако у них не было единого командующего – воины подчинялись лишь своим князьям, а половцы пошли под командование киевского князя. Монголы прислали посольство, однако русские князья приказали казнить послов.
Передовой отряд монголов, встретившийся им неподалеку от Днепра, был разбит, и русские войска около двух недель двигались на восток, остановившись у реки Калка. Там же они столкнулись еще с одним монгольским отрядом, и уверились в своем преимуществе, разбив его. Однако основные войска монголов находились за рекой. Сама битва оказалась краткой - монголы были достаточно хитрыми – они заманили основной отряд русичей в засаду ложным отступлением, после чего бегущие воины смешали еще не переправившееся войска.
Многие русские князья были захвачены в плен и казнены, и это поражение позволило монголам без препятствий разграбить южные земли. Таким образом, битва при Калке обернулась великим бедствием для княжеств Киевской Руси, лишь дальнейшее поражение монгол сумело отложить окончательную гибель русских княжеств
Билет № 10
1. Перечислите реформы князя Владимира I, охарактеризуйте одну из них (на выбор).
План ответа
1) Реформы князя Владимира 1.
2) Религиозная реформа:
а) причины религиозной реформы;
б) выбор религии;
в) крещение Руси;
г) последствия и историческое значение крещения Руси.
1) В правление князя Владимира 1 были проведены следующие реформы: административная, религиозная, образовательная (просветительская), денежная, военная.
2) Религиозная реформа.
А) Создание единого государства требовало объединения славян в единый сплоченный народ. Но существование различных верований и богов в каждом городе и племени делали объединение практически невозможным. Став единовластным правителем в 980 году, Владимир попытался сплотить все племена, проживавшие на территории Древней Руси, объединив все существующие языческие верования и богов. Но это не превратило Киев в религиозный центр государства. Было ясно, что нужна религия, основанная не вере в одного бога.
Б) В «Повести временных лет» говорится о том, как Владимир Святославович «испытывал» веры. По преданию, к нему прибыли несколько послов из различных стран. Каждый и них рассказал о своей религии, ее канонах, требованиях и праздниках. Так посол волжских булгар поведал князю об исламе, посланник хазар – об иудаизме. Побывали у Владимира представители римской и византийской церквей. Однако он изъявил желание узнать, как проходят служения в различных религиях. Для этого, князь киевский направил несколько своих приближенных в разные концы мира. Существует мнение, что именно восторженные отзывы этих посланцев о христианском богослужении в Византии и имели решающее значение при выборе новой государственной религии князем Владимиром.
В) Процесс крещения Руси Владимир начал с себя. В немалой степени этому способствовало и его намерение сочетаться браком с сестрой византийских императоров Константина и Василия царевной Анной. Произошло это событие в 988 году. Считается, что крестился и принял христианство великий князь в Херсонесе (Корсуни), расположенном на юго-западе Крыма. В те времена этот город был пограничным между Русью и Византией. Вернувшись в Киев, Владимир что крестил всех своих детей (их у него было 12) и приближенных бояр. Затем он приказал уничтожить всех языческих идолов, и собрать народ киевский на берегу Днепра (у его слияния с рекой Почайной). Тех, кто отказывался добровольно подчиниться его приказу, князь объявлял своими личными врагами. Состоялось крещение киевлян. А затем были крещены жители Руси в других городах.
Г) Во-первых, новая религия позволила объединить и сплотить разрозненные до этого племена и народности в единый народ. Конфликты между князьями стали решаться без войны. Быстрее стали развиваться города, увеличился прирост населения.
Во-вторых, после принятия христианства, жителей Руси (и ее правителей) перестали считать варварами и стали восприниматься на равных с другими европейскими государствами. Для государства открылись новые возможности, а для русских правителей и знатных людей стали возможными династические браки с представителями царских домов и дворянства других государств. Это, в свою очередь, также благотворно сказывалось на международное положении Руси.
В-третьих, христианство дало толчок к развитию культуры и искусства. Живопись, словесность, зодчество стали развиваться быстрыми темпами. Увеличилось и количество грамотных людей, так как обучение стало одной из первостепенных государственных забот.
Также стало развиваться и совершенствоваться строительство. Ведь необходимо было сооружать многочисленные деревянные, а впоследствии и каменные церкви, храмы, соборы и т.д. Взяв за основу византийскую архитектуру и искусство внутренней росписи и оформления христианских построек, русские мастера дополняли их своими задумками. Благодаря распространению христианства на Руси освоили искусства изготовления фресок, мозаики, иконописи, а также церковного пения.
Огромным спросом начали пользоваться и ремесленные изделия, утварь, необходимая для обустройства обителей духовенства и верующих.
Широкое распространение получила письменность, появились библиотеки.
Все это помогло средневековой Руси упрочить политические, культурные и торговые связи с другими христианскими странами.
Однако справедливости ради стоит упомянуть и об обратной стороне. Все-таки отказ от верований предков – нелегкое дело. Поэтому ряд историков считают, что с приходом на Русь христианства, племена, проживавшие на ее территории начали утрачивать свою самобытность, свои культурные корни. Изменился и язык славян, в нем стали появляться доселе незнакомые и непривычные греческие имена, названия.
(на выбор)
Административная реформа
Каждое племя, входившее в состав Руси возглавлял собственный князь. Вступление на Киевский престол очередного правителя обычно начиналось с подавления недовольных в том или ином княжестве. Договоренности между Киевом и племенами были устными и нарушались при каждом удобном случае. Без ликвидации системы «племенных княжений» невозможно было объединить княжества в единое государственное образование, что и сделал Владимир. Территорию Руси он разделил на восемь административных округов. Кроме великокняжеского домена, куда входили Киев, Чернигов и Переяслав, были созданы Новгородская, Полоцкая, Туровская, Ростовская, Муромская, Деревская (Пинская), Владимирская (на Волыни) и Тмутараканская волости (или земли), а их обитатели стали именоваться теперь русами. Страна же с этого времени называется Русской землей, или Русью. Вся верховная власть в стране была сосредоточена в руках одной династии.
С одной стороны, это способствовало объединению сил для борьбы с внешними врагами, с другой — таило в себе опасность постоянной борьбы внутри рода за великокняжеский киевский престол.
Образовательная (просветительская) реформа
Образовательная (просветительская) реформа проводилась через церковь. Во вновь открывающихся монастырях и храмах формировались библиотеки, и книжное учение быстро распространялось. Киевские монахи переводили книги с греческого и болгарского, подражая переводным образцам. Это были летописи, жития святых, поучения. Церковное зодчество, иконопись, мозаика и фрески, ювелирные изделия, в противовес грубому и неэстетичному язычеству (пермский звериный стиль — исключение), способствовали формированию культурных канонов. Под непосредственным руководством князя Владимира на Руси развивалось миссионерское дело. Из Балканских стран приглашались священники с понятным церковнославянским языком — они и становились первыми миссионерами, обучая местное духовенство. Не стоит заблуждаться относительно полного религиозного подчинения князя Владимира грекам. Князь вел независимую политику, даже в делах духовных. Показательно, что его сыновья Борис и Глеб (ставшие первыми русскими святыми) носили церковные имена Роман и Давид — в знак дружбы с болгарской династией.
2. Назовите народы, с которыми связана история нашего края в эпоху «Великого переселения народов». Коротко опишите один из них.
Аланы, готы, гунны, булгары
К северу от кочевой степи в V-VII вв. в пределах лесостепной полосы развивались племена так называемой пеньковской археологической культуры. Пеньковцы были предками одной из групп славянского населения. Византийские историки и средневековые европейские хронисты называют их антами. Византийский историк Прокопий из Кессарии («Война с готами») дает описание расселения различных народностей по территории нашего края: «За сагинам осели многие племена гуннов. Простирающаяся отсюда страна называется Эвлексия; прибрежную ее часть, как и внутреннюю, занимают варвары вплоть до так называемого «Меотийского болота» (Азовское море) и до реки Танаиса (Дон), которая впадает в «Болото». Само это «Болото» вливается в Эвксинский Понт (Черное море). Народы, которые здесь живут, в древности назывались киммерийцами, теперь же зовутся утригурами (одно из болгарских племен). Дальше на север от них занимают земли бесчисленные племена антов».
В середине I тыс. н.э. раннеславянские племена начинают активную колонизацию соседних земель. В отличие от степных кочевников, анты-славяне вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. Пеньковские поселки располагались, как правило, на низких участках речной поймы рядом с возделываемыми полями. В поселке строились 10-15 жилищ в виде полуземлянок с деревянными стенами. Стены делались из бревен в виде срубов. Внутри устраивался очаг или печь-каменка. Землю распахивали при помощи простой сохи, урожай собирали железным серпом. Анты умели хорошо обрабатывать металл, лепили простые горшки биконической формы. Погребальный обряд отличался характерной особенностью. Покойников кремировали (сжигали), затем прах и обожженные вещи собирали в глиняный сосуд (урну) и закапывали в землю на небольшую глубину. Иногда прах зарывали в простых неглубоких ямках. Анты жили в тесном контакте с кочевниками. К ним проникали отдельные вещи и украшения степняков, обычай строить круглые юрты.
Крупное пеньковское поселение расположено на левом берегу Северского Донца напротив села Богородичное Славянского района. Здесь найдены остатки углубленных в землю жилищ, фрагменты глиняных сосудов, металлические предметы..
Билет № 11
1. Перечислите причины второй религиозной реформы князя Владимира. Раскройте значение принятия христианства для Руси.
План ответа
1) Причины религиозной реформы князя Владимира:
а) внутри политические причины;
б) внешнеполитические причины;
в) личные причины.
2) Значение принятия христианства для Руси.
1) Причины второй религиозной реформы князя Владимира (988 г.)
а) Создание единого государства требовало объединения славян в единый сплоченный народ. Но существование различных верований и богов в каждом городе и племени делали объединение практически невозможным;
б) по международным нормам того времени – правитель «варварского» государства (язычник) не считался равным христианским правителям;
в) Владимир хотел сочетаться браком с сестрой византийских императоров Константина и Василия царевной Анной.
2) Во-первых, новая религия позволила объединить и сплотить разрозненные до этого племена и народности в единый народ. Конфликты между князьями стали решаться без войны. Быстрее стали развиваться города, увеличился прирост населения.
Во-вторых, после принятия христианства, жителей Руси (и ее правителей) перестали считать варварами и стали восприниматься на равных с другими европейскими государствами. Для государства открылись новые возможности, а для русских правителей и знатных людей стали возможными династические браки с представителями царских домов и дворянства других государств. Это, в свою очередь, также благотворно сказывалось на международное положении Руси.
В-третьих, христианство дало толчок к развитию культуры и искусства. Живопись, словесность, зодчество стали развиваться быстрыми темпами. Увеличилось и количество грамотных людей, так как обучение стало одной из первостепенных государственных забот.
Также стало развиваться и совершенствоваться строительство. Ведь необходимо было сооружать многочисленные деревянные, а впоследствии и каменные церкви, храмы, соборы и т.д. Взяв за основу византийскую архитектуру и искусство внутренней росписи и оформления христианских построек, русские мастера дополняли их своими задумками. Благодаря распространению христианства на Руси освоили искусства изготовления фресок, мозаики, иконописи, а также церковного пения.
Огромным спросом начали пользоваться и ремесленные изделия, утварь, необходимая для обустройства обителей духовенства и верующих.
Широкое распространение получила письменность, появились библиотеки.
Все это помогло средневековой Руси упрочить политические, культурные и торговые связи с другими христианскими странами.
Однако справедливости ради стоит упомянуть и об обратной стороне. Все-таки отказ от верований предков – нелегкое дело. Поэтому ряд историков считают, что с приходом на Русь христианства, племена, проживавшие на ее территории начали утрачивать свою самобытность, свои культурные корни. Изменился и язык славян, в нем стали появляться доселе незнакомые и непривычные греческие имена, названия.