II. Выполнение индивидуальных заданий.

1. Что называется существительным? Какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению? Приведите примеры. Обозначьте склонения существительных.

Осень, рассвет, озеро, туман, дымка, тишина, утро, тень, ночь, глубина, место, день.

2. Как определить, какую гласную (е или и) следует писать в окончании имени существительного? В каком склонении и в каких падежах у существительных ед. ч. пишутся в окончании буквы и и е? Вставьте пропущенные буквы.

Зима. Снег л..жит на каждой тропинк.. и каждой алле.. . На з..леной елк.. и пихт.. хвоя покрылась ине..м. Спит в б..рлог.. в своей постел.. косолапый медведь. Белка скач..т с ветк.. на ветку.

3. Что значит – разобрать существительное морфологически? Произведите морфологический разбор указанных существительных.

Чуть слышится ручей3, бегущий в сень дубравы, чуть дышит ветерок3, уснувший на листах, и тихая луна3, как лебедь величавый, плывет в сребристых облаках3.

4. Расскажите о правописании не с существительными. Запишите текст.

Каждая (не)удача прибавляет ума. (Не)силой борются, а умением. (Не)правдой не проживешь. (Не)бросай друга в (не)счастье.

5. Как различить на письме суффиксы II. Выполнение индивидуальных заданий. - student2.ru и II. Выполнение индивидуальных заданий. - student2.ru

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Раза два принимался дожд..к но в лесу его просто не замеча..шь. Вот у старой елк.. высунулся белый грибоч..к, на шляпк.. зернами красовались капли росы.

6. Расскажите о правописании гласных о и е после шипящих и ц в суффиксах существительных. Запишите по 5 примеров на каждый случай, выделяя суффиксы.

Уроки 92–93. ДИКТАНТ. АНАЛИЗ ОШИБОК,
ДОПУЩЕННЫХ В ДИКТАНТЕ*

Тип урока:контроль и коррекция знаний.

Педагогические задачи:создать условия для организации и проведения контрольной работы; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения обучающихся к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.

Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

• познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к ее преобразованию, сохранению и передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют
способность к использованию родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

• регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

• коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Образовательные ресурсы:текст диктанта.

Сценарий урока 92

Учитель предлагает записать под диктовку текст.

Вы пригласили гостей.

Как должен вести себя хозяин, чтобы гостям в его доме было хорошо?

Прежде всего хозяин должен быть приветливым, радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, занять и развлечь его.

Надо заранее подумать не только о том, чем угостить друзей, но и как занять их. Не следует жалеть для гостей книг, марок, игрушек, а также времени, которое вы затратили, чтобы принять их хорошо.

Надо быть тактичным. Хозяин должен не замечать случайных промахов гостя, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость – неумехой.

Хозяин должен быть ровным и вежливым, не показывать плохого настроения или недовольства чем-нибудь.

(По Б. Бушелевой.)

Уроки 94–95. ИТОГОВАЯ РАБОТА.
АНАЛИЗ ОШИБОК, ДОПУЩЕННЫХ В ИТОГОВОЙ РАБОТЕ*

Тип урока:контроль и коррекция знаний.

Педагогические задачи:создать условия для организации и проведения контрольной работы; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения обучающихся к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.

Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

• познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к ее преобразованию, сохранению и передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют способность к использованию родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

• регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

• коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Образовательные ресурсы:материал итоговой работы.

Сценарий урока 94

I. Диктант.

Учитель предлагает записать под диктовку текст из упражнения 308.

Работа с предложением.

– Подберите схему, которая соответствует предложению. Расставьте знаки препинания.

1. « », – А.

2. А: « ».

3. А: « ? ».

4. « ! » – А.

– Выпишите предложение:

Предлагаю тебе Алексей прокатиться на санях говорил дядя.

– Объясните орфограммы.

– Сделайте словообразовательный разбор слова прокатиться.

Самостоятельная работа.

Из упражнения 238 выписать слова с пропусками и со скобками, обозначая на их месте орфограммы и указывая, в какой части слова они находятся.

Наши рекомендации