Методика и основные этапы разработки экскурсии
Подготовка экскурсии регулируется ГОСТ Р 50681 —94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг». В нем указано, что проектирование услуги «экскурсия» предусматривает определение ее тематической направленности, объектов осмотра, продолжительности, объема информации, формы перемещения по маршруту и др. Результатом проектирования являются следующие документы: технологическая карта; контрольный текст экскурсии; материалы «портфеля экскурсовода»; схема трассы маршрута транспортной экскурсии. Охарактеризуем основные этапы разработки экскурсии.
Этап 1. Выбор темы, формулировка названия, определение цели и задач.
Тема экскурсии является стержнем, на котором строятся показ и рассказ.
Как отмечал в 1927 г. В. И.Адо, тема «организует внимание учащихся в определенном направлении, определяет в значительной степени выбор экскурсионных объектов, ставит твердые рамки для экскурсионной работы... »[2]. Тема определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов. По мнению В.И.Адо, выбор темы в школьных экскурсиях должен определяться программными требованиями и наличием определенных экскурсионных объектов и осуществляться при непосредственном участии учащихся.
Тема экскурсии и ее название могут совпадать, а могут и не совпадать. Именно от названия часто зависит популярность экскурсии.
Задачи экскурсии — это ступени (шаги, этапы) в достижении цели. Как, например, показать роль Петербурга в жизни и творчестве А. С. Пушкина?
Во-первых, необходимо выявить места, где жил и бывал поэт; во- вторых, рассмотреть образ северной столицы, созданный в произведениях поэта, соотнести его с реально существующими улицами и площадями. В-третьих, выявить и показать предполагаемые места проживания и деятельности пушкинских литературных героев. Решение этих задач (а их может быть и больше) позволит достигнуть цели экскурсии.
Задачи находят отражение в подтемах экскурсии. Количество подтем колеблется от 3 до 15 в зависимости от экскурсии.
Этап 2. Составление библиографического списка и изучение литературы по теме.
В библиографический список включаются источники и литература по теме экскурсии. К источникам относят все документы, появившиеся в ту эпоху, о которой идет речь, и характеризующие ее. Это могут быть законодательные акты, договоры, указы, распоряжения, летописи, хроники,дневники,письма и др. Источниками являются материальные предметы, созданные в изучаемое время, былины, сказки, песни, пословицы, кино-, фоно- и фотоматериалы.
Литература (книги, брошюры, статьи) подбирается по теме экскурсии, в ней анализируются источники. Это вторичный материал, представляющий собой авторскую интерпретацию источников.
При составлении библиографического списка важно указывать точные выходные данные опубликованной литературы: название, фамилию автора или редактора, место и год издания, издательство, количество страниц статьи или всей книги.
Если источники находятся в архиве или музее, необходимо четко указать местонахождение документа: архив, фонд, опись, номер единицы хранения.
Этап 3. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Объекты показа являются зрительной основой экскурсии и рассказа экскурсовода. По содержанию экскурсионные объекты можно разделить на одноплановые (растение, животное, дом) и многоплановые (роща, улица, площадь); по функциональному значению — на основные и дополнительные; по степени сохранности — на полностью и частично сохранившиеся (перестроенные).
Часто бывает, что достойных объектов гораздо больше, чем можно успеть показать на экскурсии. Поэтому отбираются только те объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме, наиболее типичные и удачно расположенные по маршруту. Иногда приходится жертвовать содержательными памятниками, если они расположены слишком далеко.
При выборе объектов учитываются следующие их характеристики:
• информативность, познавательная ценность;
• известность (есть объекты малоинтересные с исторической и художественной точки зрения, но известные большинству туристов);
• необычность (экзотичность) объекта как по своей истории, так и по внешнему виду;
• внешняя выразительность (привлекательность);
• сохранность, состояние в конкретный момент (например, если здание находится на реставрации и скрыто строительными лесами, нет смысла его показывать);
• месторасположение — расстояние до объекта, удобство проезда, состояние дороги, хороший обзор.
Важно правильно определить число объектов показа: чем их больше, тем поверхностнее будет рассказ о них; если объектов мало, то тема не будет раскрыта полностью. Для четырехчасовой обзорной экскурсии рекомендуется планировать 15 — 20 основных объектов, для тематической — 8 —10.
Перед тем, как включить объект в экскурсию, необходимо провести предварительный его осмотр, собрать все сведения о нем. Эти сведения заносят в специальные карточки, которые составляют главный справочный материал для экскурсовода. Эти карточки называют также паспортом объекта, в них заносят следующие данные:
1) наименование объекта (первоначальное и современное);
2) историческое событие, с которым связан объект, дата события (для объектов архитектурных, искусствоведческих экскурсий этот пункт не обязателен);
3) точное местонахождение объекта: район, улица, номер дома;
4) описание объекта (автор, дата сооружения, из каких материалов и др.);
5) источники сведений об объекте: книга, статья, архивный документ, устный рассказ;
6) сохранность объекта: его состояние и состояние территории, дата окончания реставрационных работ;
7) охрана памятника: кем осуществляется, с какого времени, в соответствии с каким документом;
8) в какие экскурсионные темы целесообразно включать данный памятник в качестве объекта показа;
9) дата составления карточки, Ф.И.О. составляющего. Этот пункт необходимо заполнять в том случае, если карточки хранятся в экскурсионном бюро. Сегодня многие экскурсоводы предпочитают иметь дома собственные картотеки.
К карточке прикрепляется одна или несколько фотографий объекта.
Этап 4. Составление маршрута экскурсии, т.е. пути следования экскурсионной группы. Исходный и конечный пункты маршрута должны соответствовать характеру темы экскурсии.
Рекомендуется при составлении маршрута учитывать следующие основные требования:
• показ объектов должен вестись в логической последовательности;
• маршрут должен обеспечить показ всех основных объектов;
• переезды или переходы от объекта к объекту не должны превышать 10—15 мин;
• необходимо прокладывать маршрут по наиболее благоустроенным магистралям города;
• нельзя допускать повторного проезда по одному и тому же участку маршрута;
• необходимо учитывать возможность остановки автобуса с выходом или без выхода группы у каждого из основных объектов;
• учитывать правила дорожного движения и перевозки пассажиров, а также другие документы, регламентирующие передвижение по российским или зарубежным дорогам.
Экскурсионный маршрут составляется по хронологическому, тематическому или тематико-хронологическому принципам.
При хронологическом принципе объекты показываются по очередности их возникновения или постройки, по времени или очередности влияния на жизнь конкретной личности. По этому принципу могут быть построены маршруты исторических, биографических, искусствоведческих и других экскурсий.
При тематическом принципе объекты показываются в соответствии с раскрытием темы или подтем экскурсии.
Комплексный тематико-хронологический принцип применяется чаще всего в городских обзорных многоплановых экскурсиях, когда хронологическая последовательность изложения материала соблюдается только внутри подтемы.
Этап 5. Объезд или обход маршрута с целью уточнения трассы движения, места расположения экскурсионных объектов, подъездов к ним, остановок. Необходимо выбрать основные и резервные точки для показа объектов и расположения экскурсионной группы.
Резервные точки нужны на тот случай, если основная точка будет занята другой туристской группой.
Одновременно проводится хронометраж: уточняется длительность всех проездов или проходов от объекта к объекту, время, необходимое для показа. Высчитывается общая продолжительность экскурсии, ее протяженность в километрах.
Объезд или обход маршрута необходим и в случае, если экскурсия долго не проводилась, когда в городе активно идут ремонтные или реставрационные работы и подъезд к объекту может быть неожиданно перекрыт или объект взят на реставрацию, огорожен забором или покрыт строительными лесами, что сделает невозможным его показ.
Этап 6. Подготовка контрольного и индивидуального текстов экскурсии. Этот этап наступает после утверждения маршрута. Контрольный текст всегда находится в экскурсионной организации, им может воспользоваться любой другой экскурсовод. Контрольный текст составляется в соответствии с целью и темой экскурсии, но без учета последовательности показа объектов на маршруте. В тексте должны быть цифры и факты, цитаты, подкрепленные ссылками на соответствующие источники или литературу, а также материалы, используемые для вступления, заключения и логических переходов в рассказе экскурсовода. Контрольный текст является технологическим документом, отражающим научное, актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам.
Объем контрольного текста для 3-часовой автобусной экскурсии составляет примерно 40 — 50 стандартных машинописных страниц, для пешеходной — 25 — 30.
На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, который и озвучивает, сообразуясь с составом группы и интересами конкретных экскурсантов.
Индивидуальный текст составляется каждым экскурсоводом для себя в соответствии с контрольным, материал излагается строго в соответствии со структурой экскурсии (вступление, основная часть, заключение) и последовательностью показа объектов на маршруте.
Рассмотрим содержание отдельных структурных элементов текста: вступления, основной части, заключения.
Цель вступления — заинтересовать аудиторию, установить контакт с группой. Вступление может длиться 5 — 7 мин и включает организационную и информационную части. В организационной части экскурсовод должен представить себя (Ф.И.О., должность, организация) и водителя (Ф. И.О., категория), назвать тему и маршрут экскурсии, время и место ее окончания, провести инструктаж по технике безопасности и правилам поведения. В информационной части кратко излагаются цель, задачи и содержание экскурсии, называются основные подтемы и наиболее значимые объекты.
Основная часть включает содержание отдельных подтем, соединенных логическими переходами в единое целое. Количество подтем может колебаться от 4 до 10—12 в зависимости от темы. Логические переходы позволяют плавно перейти от одной подтемы к другой.
В заключении подводятся итоги. Экскурсовод приглашает туристов на другие экскурсии, которые смогут расширить их представление о теме или о городе в целом.
Этап 7. Комплектование «портфеля экскурсовода».
Так называют комплект наглядных пособий, которые используются на экскурсии для дополнения зрительного ряда, восстановления первоначального вида объекта, восполнения недостающего звена в показе. В этот комплект входят информационные материалы (фотографии, копии документов, географические карты, схемы, репродукции с картин и др.), используемые экскурсоводом.
Наглядные пособия можно разделить на группы:
а) естественные (гербарии, семена, коллекции засушенных насекомых, образцы минералов, почвы и др.);
б) изобразительные (репродукции живописи, графики, открытки, рисунки, схемы, исторические и географические карты, таблицы, диаграммы, различные фотокопии);
в) технические (диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, аудиозаписи музыкальных, литературных произведений, воспоминаний).
В «портфель» можно также включить образцы продукции промышленных предприятий, народного творчества (в том случае, если это легко переносимо).
Весь наглядный материал следует подбирать и готовить к показу заранее. Совершенно недопустимо рвать растения во время экскурсии или вынимать фрагменты кирпичей из кладки здания или крепостной стены с желанием показать состав этого кирпича или его форму.
Для 3 — 4-часовой экскурсии пособий может быть не более 15. Их обилие может утомить, рассеять внимание, уменьшить интерес к экскурсии. Принципом отбора пособий является степень их необходимости для раскрытия темы экскурсии, их информативности и наглядности.
Этап 8. Выбор методических приемов. Они подразделяются на приемы показа, рассказа и движения. На этом этапе подготовки экскурсии необходимо определить, какой конкретно прием целесообразно использовать при показе каждого объекта на конкретных участках маршрута. Более подробно об этом рассказывается в гл. 6.
Этап 9. Определение техники ведения экскурсии. Это — организационные вопросы экскурсионного процесса. Если проводится автобусная экскурсия, то четко определяется место и время выхода из автобуса, скорость движения на каждом конкретном участке, место экскурсовода и экскурсантов у каждого объекта. Кроме этого к организационным вопросам относится выделение времени для фотографирования, покупки сувениров, отдыха и др.
Этап 10. Составление технологической карты (методической разработки). Она является основным документом экскурсионного учреждения, который вместе с текстом дает право на проведение и оплату экскурсии. Технологическая карта включает простран- ственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии (продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора и пр.), основные творческие задачи экскурсовода на каждом этапе.
В технологическую карту вносятся все сведения по экскурсии (тема, цель и задачи, маршрут и объекты показ, общая продолжительность и продолжительность всех проездов и остановок, методические приемы, техника проведения). Объем карты составляет в среднем 6—12 страниц.
Заключительный этап — прием (сдача) экскурсии на маршруте. Если экскурсия составлялась группой, то пробную экскурсию обычно проводит руководитель группы (иногда один из ее членов). После приема (сдачи) экскурсии происходит ее утверждение и экскурсовод допускается к работе на маршруте.
Подготовка технологической карты экскурсии
Значение технологической карты (методической разработки) в том, что она устанавливает четкий порядок проведения экскурсии, определяет место и соотношение ее основных элементов — показа и рассказа, содержит необходимые рекомендации по методике организации и проведения экскурсии.
Технологическая карта составляется на каждую экскурсионную тему и для каждой категории экскурсантов с учетом их возрастных и психологических особенностей, профессиональных интересов в соответствии с приложением Е к ГОСТ Р 50681—94 (приложение 6).
Образец оформления технологической
|
Таблица 5.1
|
карты экскурсии по Санкт-Петербургу |
На примере технологической карты, составленной для обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу, покажем методику ее заполнения (табл. 5.1).
На титульном листе технологической карты указываются следующие данные.
«УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель турист, предприятия______________________________
(Подпись, расшифровка подписи)
(Дата, печать)
Технологическая карта экскурсии на тему « »
Вид экскурсии (в соответствии с классификацией)_________________
Продолжительность (ч) ______________________________________
Протяженность (км)_________________________________________
Цель экскурсии _____________________________________________
Задачи экскурсии ___________________________________________
Маршрут экскурсии (кратко основные пункты) ___________________
Дата составления___________________________________________
Автор-составитель__________________________________________
Контрольные вопросы
1. Как осуществляется выбор темы, формулировка названия, определение цели и задач экскурсии?
2. Как и где искать информацию по теме экскурсии?
3. Как отбираются экскурсионные объекты?
4. Как составляется маршрут экскурсии?
5. Для чего необходим объезд или обход маршрута?
6. Чем отличается контрольный текст экскурсии от индивидуального?
7. Что такое «портфель экскурсовода» и как он комплектуется?
8. Для чего нужна технологическая карта экскурсии?
Гл а в а 6 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ