Методика и основные этапы разработки экскурсии

Подготовка экскурсии регулируется ГОСТ Р 50681 —94 «Турист­ско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг». В нем указано, что проектирование услуги «экскурсия» предусматривает определение ее тематической направленности, объектов осмотра, продолжительности, объема информации, фор­мы перемещения по маршруту и др. Результатом проектирования являются следующие документы: технологическая карта; контроль­ный текст экскурсии; материалы «портфеля экскурсовода»; схема трассы маршрута транспортной экскурсии. Охарактеризуем основ­ные этапы разработки экскурсии.

Этап 1. Выбор темы, формулировка названия, определение цели и задач.

Тема экскурсии является стержнем, на котором строятся показ и рассказ.

Как отмечал в 1927 г. В. И.Адо, тема «организует внимание уча­щихся в определенном направлении, определяет в значительной степени выбор экскурсионных объектов, ставит твердые рамки для экскурсионной работы... »[2]. Тема определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов. По мнению В.И.Адо, выбор темы в школьных экскурсиях должен определяться программными требованиями и наличием определен­ных экскурсионных объектов и осуществляться при непосредствен­ном участии учащихся.

Тема экскурсии и ее название могут совпадать, а могут и не со­впадать. Именно от названия часто зависит популярность экскур­сии.

Задачи экскурсии — это ступени (шаги, этапы) в достижении цели. Как, например, показать роль Петербурга в жизни и творче­стве А. С. Пушкина?

Во-первых, необходимо выявить места, где жил и бывал поэт; во- вторых, рассмотреть образ северной столицы, созданный в произ­ведениях поэта, соотнести его с реально существующими улицами и площадями. В-третьих, выявить и показать предполагаемые места проживания и деятельности пушкинских литературных героев. Ре­шение этих задач (а их может быть и больше) позволит достигнуть цели экскурсии.

Задачи находят отражение в подтемах экскурсии. Количество подтем колеблется от 3 до 15 в зависимости от экскурсии.

Этап 2. Составление библиографического списка и изучение ли­тературы по теме.

В библиографический список включаются источники и лите­ратура по теме экскурсии. К источникам относят все документы, появившиеся в ту эпоху, о которой идет речь, и характеризующие ее. Это могут быть законодательные акты, договоры, указы, рас­поряжения, летописи, хроники,дневники,письма и др. Источни­ками являются материальные предметы, созданные в изучаемое время, былины, сказки, песни, пословицы, кино-, фоно- и фото­материалы.

Литература (книги, брошюры, статьи) подбирается по теме экс­курсии, в ней анализируются источники. Это вторичный материал, представляющий собой авторскую интерпретацию источников.

При составлении библиографического списка важно указывать точные выходные данные опубликованной литературы: название, фамилию автора или редактора, место и год издания, издательство, количество страниц статьи или всей книги.

Если источники находятся в архиве или музее, необходимо четко указать местонахождение документа: архив, фонд, опись, номер единицы хранения.

Этап 3. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Объекты показа являются зрительной основой экскурсии и рассказа экскур­совода. По содержанию экскурсионные объекты можно разделить на одноплановые (растение, животное, дом) и многоплановые (роща, улица, площадь); по функциональному значению — на основные и дополнительные; по степени сохранности — на полно­стью и частично сохранившиеся (перестроенные).

Часто бывает, что достойных объектов гораздо больше, чем мож­но успеть показать на экскурсии. Поэтому отбираются только те объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме, наи­более типичные и удачно расположенные по маршруту. Иногда приходится жертвовать содержательными памятниками, если они расположены слишком далеко.

При выборе объектов учитываются следующие их характери­стики:

• информативность, познавательная ценность;

• известность (есть объекты малоинтересные с исторической и художественной точки зрения, но известные большинству туристов);

• необычность (экзотичность) объекта как по своей истории, так и по внешнему виду;

• внешняя выразительность (привлекательность);

• сохранность, состояние в конкретный момент (например, если здание находится на реставрации и скрыто строитель­ными лесами, нет смысла его показывать);

• месторасположение — расстояние до объекта, удобство про­езда, состояние дороги, хороший обзор.

Важно правильно определить число объектов показа: чем их больше, тем поверхностнее будет рассказ о них; если объектов мало, то тема не будет раскрыта полностью. Для четырехчасовой обзорной экскурсии рекомендуется планировать 15 — 20 основных объектов, для тематической — 8 —10.

Перед тем, как включить объект в экскурсию, необходимо про­вести предварительный его осмотр, собрать все сведения о нем. Эти сведения заносят в специальные карточки, которые составляют глав­ный справочный материал для экскурсовода. Эти карточки называ­ют также паспортом объекта, в них заносят следующие данные:

1) наименование объекта (первоначальное и современное);

2) историческое событие, с которым связан объект, дата события (для объектов архитектурных, искусствоведческих экскурсий этот пункт не обязателен);

3) точное местонахождение объекта: район, улица, номер дома;

4) описание объекта (автор, дата сооружения, из каких материа­лов и др.);

5) источники сведений об объекте: книга, статья, архивный до­кумент, устный рассказ;

6) сохранность объекта: его состояние и состояние территории, дата окончания реставрационных работ;

7) охрана памятника: кем осуществляется, с какого времени, в соответствии с каким документом;

8) в какие экскурсионные темы целесообразно включать данный памятник в качестве объекта показа;

9) дата составления карточки, Ф.И.О. составляющего. Этот пункт необходимо заполнять в том случае, если карточки хранятся в экскурсионном бюро. Сегодня многие экскурсоводы предпочитают иметь дома собственные картотеки.

К карточке прикрепляется одна или несколько фотографий объекта.

Этап 4. Составление маршрута экскурсии, т.е. пути следова­ния экскурсионной группы. Исходный и конечный пункты марш­рута должны соответствовать характеру темы экскурсии.

Рекомендуется при составлении маршрута учитывать следу­ющие основные требования:

• показ объектов должен вестись в логической последователь­ности;

• маршрут должен обеспечить показ всех основных объектов;

• переезды или переходы от объекта к объекту не должны пре­вышать 10—15 мин;

• необходимо прокладывать маршрут по наиболее благоустро­енным магистралям города;

• нельзя допускать повторного проезда по одному и тому же участку маршрута;

• необходимо учитывать возможность остановки автобуса с выходом или без выхода группы у каждого из основных объ­ектов;

• учитывать правила дорожного движения и перевозки пасса­жиров, а также другие документы, регламентирующие пере­движение по российским или зарубежным дорогам.

Экскурсионный маршрут составляется по хронологическому, тематическому или тематико-хронологическому принципам.

При хронологическом принципе объекты показываются по оче­редности их возникновения или постройки, по времени или оче­редности влияния на жизнь конкретной личности. По этому прин­ципу могут быть построены маршруты исторических, биографиче­ских, искусствоведческих и других экскурсий.

При тематическом принципе объекты показываются в соответ­ствии с раскрытием темы или подтем экскурсии.

Комплексный тематико-хронологический принцип применяет­ся чаще всего в городских обзорных многоплановых экскурсиях, когда хронологическая последовательность изложения материала соблюдается только внутри подтемы.

Этап 5. Объезд или обход маршрута с целью уточнения трассы движения, места расположения экскурсионных объектов, подъез­дов к ним, остановок. Необходимо выбрать основные и резервные точки для показа объектов и расположения экскурсионной группы.

Резервные точки нужны на тот случай, если основная точка будет занята другой туристской группой.

Одновременно проводится хронометраж: уточняется длитель­ность всех проездов или проходов от объекта к объекту, время, не­обходимое для показа. Высчитывается общая продолжительность экскурсии, ее протяженность в километрах.

Объезд или обход маршрута необходим и в случае, если экскур­сия долго не проводилась, когда в городе активно идут ремонтные или реставрационные работы и подъезд к объекту может быть не­ожиданно перекрыт или объект взят на реставрацию, огорожен за­бором или покрыт строительными лесами, что сделает невозмож­ным его показ.

Этап 6. Подготовка контрольного и индивидуального текстов экскурсии. Этот этап наступает после утверждения маршрута. Кон­трольный текст всегда находится в экскурсионной организации, им может воспользоваться любой другой экскурсовод. Контрольный текст составляется в соответствии с целью и темой экскурсии, но без учета последовательности показа объектов на маршруте. В тек­сте должны быть цифры и факты, цитаты, подкрепленные ссылка­ми на соответствующие источники или литературу, а также мате­риалы, используемые для вступления, заключения и логических переходов в рассказе экскурсовода. Контрольный текст является технологическим документом, отражающим научное, актуализиро­ванное содержание информации, предоставляемой экскурсантам.

Объем контрольного текста для 3-часовой автобусной экскурсии составляет примерно 40 — 50 стандартных машинописных страниц, для пешеходной — 25 — 30.

На основе контрольного текста экскурсовод составляет индиви­дуальный текст, который и озвучивает, сообразуясь с составом груп­пы и интересами конкретных экскурсантов.

Индивидуальный текст составляется каждым экскурсоводом для себя в соответствии с контрольным, материал излагается стро­го в соответствии со структурой экскурсии (вступление, основная часть, заключение) и последовательностью показа объектов на маршруте.

Рассмотрим содержание отдельных структурных элементов тек­ста: вступления, основной части, заключения.

Цель вступления — заинтересовать аудиторию, установить кон­такт с группой. Вступление может длиться 5 — 7 мин и включает ор­ганизационную и информационную части. В организационной ча­сти экскурсовод должен представить себя (Ф.И.О., должность, ор­ганизация) и водителя (Ф. И.О., категория), назвать тему и маршрут экскурсии, время и место ее окончания, провести инструктаж по технике безопасности и правилам поведения. В информационной части кратко излагаются цель, задачи и содержание экскурсии, на­зываются основные подтемы и наиболее значимые объекты.

Основная часть включает содержание отдельных подтем, соеди­ненных логическими переходами в единое целое. Количество под­тем может колебаться от 4 до 10—12 в зависимости от темы. Логи­ческие переходы позволяют плавно перейти от одной подтемы к другой.

В заключении подводятся итоги. Экскурсовод приглашает тури­стов на другие экскурсии, которые смогут расширить их представ­ление о теме или о городе в целом.

Этап 7. Комплектование «портфеля экскурсовода».

Так называют комплект наглядных пособий, которые использу­ются на экскурсии для дополнения зрительного ряда, восстановле­ния первоначального вида объекта, восполнения недостающего звена в показе. В этот комплект входят информационные материа­лы (фотографии, копии документов, географические карты, схемы, репродукции с картин и др.), используемые экскурсоводом.

Наглядные пособия можно разделить на группы:

а) естественные (гербарии, семена, коллекции засушенных на­секомых, образцы минералов, почвы и др.);

б) изобразительные (репродукции живописи, графики, открыт­ки, рисунки, схемы, исторические и географические карты, табли­цы, диаграммы, различные фотокопии);

в) технические (диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, аудиоза­писи музыкальных, литературных произведений, воспоминаний).

В «портфель» можно также включить образцы продукции про­мышленных предприятий, народного творчества (в том случае, если это легко переносимо).

Весь наглядный материал следует подбирать и готовить к показу заранее. Совершенно недопустимо рвать растения во время экс­курсии или вынимать фрагменты кирпичей из кладки здания или крепостной стены с желанием показать состав этого кирпича или его форму.

Для 3 — 4-часовой экскурсии пособий может быть не более 15. Их обилие может утомить, рассеять внимание, уменьшить интерес к экскурсии. Принципом отбора пособий является степень их не­обходимости для раскрытия темы экскурсии, их информативности и наглядности.

Этап 8. Выбор методических приемов. Они подразделяются на приемы показа, рассказа и движения. На этом этапе подготовки экскурсии необходимо определить, какой конкретно прием целе­сообразно использовать при показе каждого объекта на конкрет­ных участках маршрута. Более подробно об этом рассказывается в гл. 6.

Этап 9. Определение техники ведения экскурсии. Это — орга­низационные вопросы экскурсионного процесса. Если проводится автобусная экскурсия, то четко определяется место и время выхода из автобуса, скорость движения на каждом конкретном участке, ме­сто экскурсовода и экскурсантов у каждого объекта. Кроме этого к организационным вопросам относится выделение времени для фо­тографирования, покупки сувениров, отдыха и др.

Этап 10. Составление технологической карты (методической разработки). Она является основным документом экскурсионного учреждения, который вместе с текстом дает право на проведение и оплату экскурсии. Технологическая карта включает простран- ственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии (продолжительность, протяженность, месторасположение остано­вок, точек обзора и пр.), основные творческие задачи экскурсовода на каждом этапе.

В технологическую карту вносятся все сведения по экскурсии (тема, цель и задачи, маршрут и объекты показ, общая продолжи­тельность и продолжительность всех проездов и остановок, методи­ческие приемы, техника проведения). Объем карты составляет в среднем 6—12 страниц.

Заключительный этап — прием (сдача) экскурсии на маршруте. Если экскурсия составлялась группой, то пробную экскурсию обыч­но проводит руководитель группы (иногда один из ее членов). По­сле приема (сдачи) экскурсии происходит ее утверждение и экскур­совод допускается к работе на маршруте.

Подготовка технологической карты экскурсии

Значение технологической карты (методической разработки) в том, что она устанавливает четкий порядок проведения экскурсии, определяет место и соотношение ее основных элементов — показа и рассказа, содержит необходимые рекомендации по методике ор­ганизации и проведения экскурсии.

Технологическая карта составляется на каждую экскурсионную тему и для каждой категории экскурсантов с учетом их возрастных и психологических особенностей, профессиональных интересов в со­ответствии с приложением Е к ГОСТ Р 50681—94 (приложение 6).

Образец оформления технологической
Маршрут Оста­новка Объекты показа Продол­житель­ность, мин
Проезд через Дворцо­ На 1. Заячий остров, Петропав­ 15 (10 —
вый мост на стрелку стрелке ловская крепость (ППК). рассказ,
Васильевского острова В. О. 2. Адмиралтейство. 5 — на
(В. О.) в центре Бир­жевой площади 3. Дворцовая набережная. 4. Ансамбль стрелки В. О.: биржа, пакгаузы, ростраль­ные колонны фото)
Проезд по наб. Мака­ У глав­ 1. Здание бывшей таможни. 10 мин
рова, Тифлисской ул., ного 2. Здание института физио­ (3 мин
пл. Сахарова, Менделе­ входа в логии им. И. П. Павлова. остановка)
евской линии, налево здание 3. Исторический, философ­  
на Университетскую 12 кол­ ский, медицинский факуль­  
наб., через Дворцовый легий — теты СПбГУ.  
мост направо на Адми­ главный 4. Библиотека Академии  
ралтейскую наб. до пл. корпус наук.  
Декабристов СПбГУ 5. Памятник А. Д. Сахарову. 6. Здание 12 коллегий. 7. Здание Академии наук. 8. Здание Кунсткамеры.  
И далее по маршруту...

Таблица 5.1
Наименование подтем и перечень основных вопро­сов, раскрывающих тему Организационные указания Методические указания
Подтема: Основание Петербурга, строительство крепости. 1. Причины, выбор места для Петропавловской крепости. 2. Освоение левого берега Невы, роль Невы в жизни города. Подтема: Экономическое развитие города. 1.Петербург как город-порт. 2. Первые предприятия горо­да, Адмиралтейство. Подтема: Особенности пла­нировки и застройки города. 1. Регулярная застройка на­чала XVIII в. 2. Ансамблевая застройка начала XIX в. Подтема: Петербург как центр науки и образования: 1. Современное использова­ние стрелки В. О.: научные центры, учебные заведения и музеи Рассказ с выходом из автобуса, поставить группу у набережной. При показе Троицкой площади отметить, что детальное знаком­ство с ней впереди по ходу экскурсии 1. Использовать прием панорамного показа при рассказе о выборе места для крепости. Показать копию гра­вюры с планом перво­го Адмиралтейства. Раскрыть понятие «ансамбль», показать вид стрелки В. О. на­чала XIX в. Показать связь на­учных учреждений с профильными музеями
Подтема: Особенности планировки и застройки города — планировка В. О. Подтема: Петербург как центр науки и образования: 1. СПбГУ — крупнейший вуз России. 2. Выдающиеся ученые города Рассказ при мед­ленном движении, остановка без выхода из автобуса. Поставить автобус так, чтобы были видны мемориальные доски на здании 12 коллегий Рассказ о реконструк­ции стрелки В. О. Экскурсионные справки
 
карты экскурсии по Санкт-Петербургу


На примере технологической карты, составленной для обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу, покажем методику ее заполнения (табл. 5.1).

На титульном листе технологической карты указываются следу­ющие данные.

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель турист, предприятия______________________________

(Подпись, расшифровка подписи)

(Дата, печать)

Технологическая карта экскурсии на тему « »

Вид экскурсии (в соответствии с классификацией)_________________

Продолжительность (ч) ______________________________________

Протяженность (км)_________________________________________

Цель экскурсии _____________________________________________

Задачи экскурсии ___________________________________________

Маршрут экскурсии (кратко основные пункты) ___________________

Дата составления___________________________________________

Автор-составитель__________________________________________

Контрольные вопросы

1. Как осуществляется выбор темы, формулировка названия, определение цели и задач экскурсии?

2. Как и где искать информацию по теме экскурсии?

3. Как отбираются экскурсионные объекты?

4. Как составляется маршрут экскурсии?

5. Для чего необходим объезд или обход маршрута?

6. Чем отличается контрольный текст экскурсии от индивидуального?

7. Что такое «портфель экскурсовода» и как он комплектуется?

8. Для чего нужна технологическая карта экскурсии?

Гл а в а 6 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

Наши рекомендации