Профессиональная культура экскурсовода
Синонимом профессиональной культуры выступают понятия «культура профессиональной деятельности» или «культура труда специалиста». Под профессиональной культурой следует понимать качественную характеристику (степень совершенства) деятельности людей при выполнении функциональных обязанностей в рамках определенной профессии.
Профессиональную культуру экскурсовода можно описать, оценивая все составляющие его деятельности. Это значит, что необходимо учесть, насколько он осознает социальную значимость своей работы, какие цели ставит перед собой, насколько владеет способами решения экскурсионных задач и ориентируется в своей профессии, понимает ее социальную значимость.
Как видим, профессиональная культура экскурсовода вбирает в себя характеристики не только ее результирующей и процессуальной сторон, но и утверждаемых ценностей. В частности, процессуальная сторона включает функциональные компоненты деятельности: постановку целей и задач, технологию сбора и анализа необходимой информации, прогнозирования и принятия решения, организации его выполнения, внесения корректив в план действий.
Функциональная, результирующая и аксиологическая (ценностная) стороны профессиональной деятельности экскурсовода выступают каркасом ее ролевого содержания. Они отражают его качества как специалиста, управленца, психолога, умеющего убеждать экскурсантов и завоевывать их доверие, добиваться единства мнений очень разных по своим взглядам и характерам людей.
Как специалист экскурсовод должен:
• заботиться о полноте своих знаний, быть открытым к новой информации;
• владеть технологиями применения своих знаний в решении практических задач (быть компетентным);
• целенаправленно идти к достижению поставленной цели, реализовывать свои проекты.
Любая экскурсия включает в себя совокупность норм и правил в общении людей, и экскурсовод должен уметь устанавливать порядок, поддерживать его, регулировать взаимоотношения в ходе экскурсии.
Экскурсия — это прежде всего общение и взаимодействие с людьми, умение убеждать и завоевывать доверие поступками и словом, добиваться согласованности действий очень разных по своим взглядам и характерам людей. Если экскурсовод оказывает влияние на экскурсантов и занимает центральное место в структуре взаимоотношений, он выполняет роль лидера, т.е. владеет необходимыми мотивационно-волевыми, интеллектуальными и коммуникативными качествами.
Деятельность экскурсовода протекает в условиях значительных психических нагрузок и стресса. Поэтому устойчивость к стрессу рассматривается как важное мотивационно-волевое качество, без которого трудно достичь хороших результатов.
Не способствуют устремленности на результат стрессовые реакции, психическая напряженность, перегрузки, неумение расслабляться, негативная оценка жизни, социальная некомпетентность, сдерживание эмоций, личностная закрытость.
Интеллектуальные качества экскурсовода прежде всего связаны с креативностью, гибкостью мышления, способностью быстро и точно решать разнородные задачи, особенно связанные с анализом ситуации и точной формулировкой целей, прогнозированием, принятием решений, планированием и др.
Коммуникативные качества проявляются в стиле руководства участниками экскурсии. Особо важными можно назвать следующие: способность к кооперации и групповой работе, подвижность и открытость новым идеям, готовность экспериментировать и учиться; социальная компетентность, умение разрешать конфликтные ситуации и др.
Системообразующим компонентом в профессиональной культуре выступает ценностная ориентация, включающая в себя комплекс взглядов, убеждений, идеалов, определяющих избирательно- оценочное отношение человека к объектам деятельности и самому себе как субъекту профессиональной активности. Основы профессиональной культуры закладываются в ходе вузовского образовательного процесса.
Подготовка экскурсоводов и повышение их квалификации
Как мы убедились, профессия экскурсовода весьма творческая, связанная с овладением новыми знаниями, повышением квалификации как самостоятельно, так и в рамках специальных программ.
Повышению профессионального мастерства способствуют: учебно-тренировочные (без участия группы под руководством опытного методиста), учебно-показательные (проводятся опытными методистами) экскурсии, выездные занятия у объекта, специальные упражнения на развитие памяти, наблюдательности. В советское время практиковалось взаимопосещение экскурсий. Их детально разбирали методисты. Были и учебные экскурсии, когда один вел, а остальные потом анализировали, что хорошо, а что плохо. Новые экскурсии создавались коллективно, обсуждались на секциях.
Сегодня существуют разные формы повышения квалификации экскурсоводов, как правило, на платной основе. Рассмотрим некоторые из них.
Центрами занятости, комитетами по туризму при правительствах субъектов РФ, факультетами повышения квалификации при вузах, отдельными субъектами туриндустрии организуются специальные семинары. Их тематика посвящена частным вопросам экскурсионной деятельности, этике общения с экскурсантами и туристами, мерам безопасности на экскурсиях, вопросам страхования от несчастных случаев, составления договоров на экскурсионные услуги, ответственности сторон (экскурсионных бюро, музеев, транспортных предприятий) за нарушения договора. В таких семинарах участвуют, как правило, активно работающие по специальности экскурсоводы, их продолжительность — один-два дня.
В программе курсов повышения квалификации экскурсоводов входит, как правило, освоение новых маршрутов и тем, программ индивидуальных туров. Продолжительность обучения 3 — 4 месяца (20—70 академ. часов). Также существуют курсы подготовки экскурсоводов для начинающих. Программа обучения включает в себя изучение основ экскурсоведения, регионоведения, религиоведения, краеведения, культуры речи, психологии общения и другие дисциплины (приложения 4, 5 и 6).
Одной из форм повышения квалификации экскурсоводов является аккредитация, введенная в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калининградской, Нижегородской областях и других субъектах РФ, практикуется она и Национальным агентством по туризму Белоруссии, другими странами. Цель — повышение качества работы экскурсоводов.
С 1970 г. в Москве существует Центр подготовки туристических кадров (в прошлом Зональные курсы по подготовке и повышению квалификации туристско-экскурсионных кадров при Совете по туризму и экскурсиям г. Москвы в системе ВЦСПС). Ранее этот центр ежегодно выпускал до 3 ООО специалистов — экскурсоводов, гидов- переводчиков, руководителей туристских групп на всех транспортных маршрутах для Московского городского и областного советов по туризму и экскурсиям, бюро туризма «Спутник», Интурбюро. Сегодня центр предлагает, в частности, программу «Теория и методология подготовки и проведения экскурсий» в объеме более 200 академ. часов и продолжительностью обучения 4,5 мес.
Совместный проект Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и правительства Москвы — подготовка экскурсоводов с углубленным изучением основ москвоведения, для чего создается учебно-научный центр «Экскурсионное дело и изучение исторических памятников Москвы». В планах центра на ближайшее будущее — реализация нового образовательного цикла по подготовке экскурсоводов-методистов со знанием основ москвоведения, рассчитанного на 400 учебных часов.
Высшее специальное образование в области туризма и экскурсионного дела можно получить в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств (СПбГУКиИ) на факультете музееведения и экскурсоведения. Специальность «музейное дело и охрана памятников» включает несколько специализаций: экскурсоведение со знанием иностранных языков; экскурсионное регионоведение; менеджмент и маркетинг экскурсионно- туристской деятельности. Срок обучения — 5 лет.
Аналогичная система подготовки специалистов осуществляется на кафедре музеелогии исторического факультета СПбГУ. Кафедра предлагает обучение по специализации «организация экскурсион- но-туристической деятельности» и дополнительной образовательной программе «Экскурсоведение».
Образовательные программы, связанные с туризмом, предлагают и другие вузы Санкт-Петербурга: Балтийская академия туризма и предпринимательства, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (факультет туризма и гостиничного хозяйства), Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (факультет культуры) и др., к экскурсионному делу имеют прямое отношение учебные программы по специальностям «Менеджмент организации», «Социально- культурный сервис и туризм», «Туризм». Курсы подготовки и повышения квалификации экскурсоводов существуют при многих государственных и негосударственных организациях. При кафедре музееведения и экскурсоведения СПбГУКиИ существует постоянно действующая Школа подготовки и повышения квалификации экскурсоводов.
Несмотря на достаточно широкий спектр предложений, современная система подготовки экскурсионных кадров имеет один существенный недостаток — отсутствие наглядности. Из-за дороговизны автобусов слушатели курсов не всегда имеют возможность закрепить полученные теоретические знания на практике. Когда-то все начинающие экскурсоводы в обязательном порядке проводили пробную автобусную экскурсию, сегодня этого нет.
Решением проблемы может стать создание видеозаписи маршрута экскурсии в реальном времени из окна автобуса в двух вариантах: со звуком и без него. Целесообразно использовать такую запись как во время занятий, так и для самостоятельной тренировки учащихся в компьютерном классе или дома. Такой видеоряд можно насытить вставками: изображениями объектов в разных ракурсах, общими видами ансамблей, оцифрованными материалами «портфеля экскурсовода».
В перспективе учебная видеоэкскурсия может стать полноценным мультимедийным учебно-методическим комплексом, включающим не только озвученную видеозапись маршрута, но и полный текст экскурсии, методическую разработку, фотографии объектов, подробную информацию о каждом объекте, библиографию. Это один из путей развития и совершенствования системы подготовки экскурсионных кадров.
Обратная связь на экскурсии
Обратная связь чрезвычайно важна, так как только отклики экскурсантов позволяют экскурсоводу оценить качество своей работы, понять, насколько его экскурсия интересна, познавательна, востребована. Чрезвычайно приятно, когда туристы после экскурсии благодарят экскурсовода, рекомендуют его своим знакомым, приходят вторично.
Первыми слушателями и оценщиками экскурсовода выступают его коллеги, прослушивая пробную экскурсию, оценивая ее, высказывая рекомендации по ее улучшению. Рецензия составляется также и в том случае, если молодые экскурсоводы слушают более опытного, если проводится пробная экскурсия на новую тему.
При оценке работы экскурсовода необходимо отметить актуальность темы, источниковую базу, научный уровень рассказа и освещения исторических событий и фактов, использование новейших данных по теме.
Оцениваются воспитательная и познавательная направленность экскурсии, применяемые методические приемы, композиция (всту-
3 Скобельцына 65
пление, основная часть, заключение, логические переходы, выводы), сочетание показа с рассказом. Рецензент должен обратить внимание на эмоциональную сторону экскурсии: проводилась ли она эмоционально или монотонно, как экскурсовод отвечал на вопросы туристов (был ли интерес к экскурсии), насколько его ответы были правильными, четкими, имели ли отношение к теме.
Далее следует отметить погрешности в работе экскурсовода (не полностью раскрыта тема, отсутствовало вступление, нечетко сформулированы подтемы, плохой показ объектов, отсутствие современного материала, выводов, несоблюдение логических переходов, отрыв рассказа от показа объектов, речевые ошибки и др.). Отмечаются также недостатки речи — картавость, шепелявость, слишком быстрый темп, многословие. По итогам прослушивания составляется рецензия по форме, приведенной далее.
Примерное содержание рецензии на работу экскурсовода
Ф.И.О. экскурсовода _________________________________________________
Дата прослушивания _________________________________________________
Название и тема экскурсии____________________________________________
Продолжительность __________________________________________________
Вид экскурсии (в соответствии с классификацией)________________________
Состав и количество участников_______________________________________
Анализ экскурсии. Правильность формулировки цели, темы и задач экскурсии; научность; актуальность; соответствие технологической карте, обоснованность отступлений от нее.
Структура экскурсии, оценка основных ее частей: вступления, основной части, заключения. Отмечаются фактические ошибки, недостатки, неточности, подчеркиваются положительные стороны экскурсии. Оценки подтверждаются примерами.
Методика проведения: сочетание показа с рассказом; анализ экскурсионных объектов (общий материал, внешний вид объекта, локальный материал, обобщения и выводы); соотношение общего и локального материала; качество логических переходов; выводы и обобщения по подтемам; использование методических приемов показа, рассказа, движения; «портфеля экскурсовода».
Культура речи. Общая характеристика речи, особые стилистические приемы, использование жестов, мимики.
Контакт с группой: умение заинтересовать, создать обстановку, донести знания, снять напряжение; активизация экскурсантов; владение вниманием.
Техника проведения: контроль за временем; выбор места для осмотра объекта; расстановка группы; использование микрофона; контакт с водителем автобуса и работниками музеев.
Реклама туристско-экскурсионных возможностей края, других экскурсий.
Общая оценка, в том числе профессионального потенциала экскурсовода.
Экскурсию прослушал________________________________________________
(Ф.И.О., подпись)
Как показывают опросы, сегодня у 70 % экскурсантов остаются положительные впечатления от прослушанной экскурсии. При этом отмечаются следующие недостатки: плохая слышимость (7 %), слишком быстрый темп речи (6%), рассказ экскурсовода и ответы на вопросы сложны для понимания (4 %), экскурсовод часто отвлекается от темы (3 %), монотонность речи (4 %). Иногда экскурсанты недовольны неудачной расстановкой у объекта («плохо видно»), чрезмерной или некорректной жестикуляцией («экскурсовод показывал пальцем»), неопрятным или экстравагантным внешним видом экскурсовода, излишней официальностью в общении. При этом 58 % посетивших разные экскурсии респондентов отмечали, что со стороны экскурсовода не было попыток ни установить контакт с аудиторией, ни заинтересовать слушателей.
Опросы показывают, что музейные экскурсоводы лучше устанавливают контакт с группами, особенно в тех музеях, где проводится много школьных экскурсий (например, в Санкт-Петербурге Государственный Русский и Российский этнографический музеи, Кунсткамера). В музеях, где велик поток туристов, экскурсоводы вынуждены проводить по нескольку однотипных экскурсий в день, часто к концу рабочего дня у них наблюдается усталость и равнодушие к публике.