Перспективы развития экскурсионного дела

В последние годы наметился подъем в экскурсионном деле, рост интереса к городским и загородным экскурсиям у взрослого насе­ления, но пока только в больших городах. Процесс тормозится по­стоянным ростом цен на экскурсионные услуги. Сегодня развива­ются такие перспективные направления экскурсионной деятельно­сти, как разработка авторских экскурсий, составление тематиче­ских экскурсионных туров, создание новых форм экскурсионного обслуживания.

Сегодня наблюдается появление интереса к экскурсоведению первых трех десятилетий XX в., к теоретическим работам Н. П.Ан­циферова («Как изучать свой город», «О методах и типах историко- культурных экскурсий», «Теория и практика литературных экскур­сий» и др.), И.М.Гревса («Дальние экскурсии и их воспитательно- образовательное значение», «Экскурсионное дело и нужды русской культуры» и др.), Б.Е. Райкова («Методика и техника ведения экс­курсий»), А. Ф. Родина («Конспекты подмосковных образователь­ных экскурсий») и других экскурсоводов. К сожалению, эти работы пока не переизданы и, соответственно, малодоступны.

Учебные организации пока недостаточно используют познава­тельный и воспитательный потенциал экскурсий. Экскурсии в шко­лах проводятся редко и не являются частью учебного процесса, они лишь выполняют досуговую функцию.

Будущее в развитии экскурсионного дела напрямую связано с туризмом. Задачу его интенсивного развития ставят перед собой правительства Москвы и Санкт-Петербурга. Отраслевым органом исполнительной власти в этой области в Москве является Комитет по туризму, обеспечивающий пополнение городского бюджета, создание новых рабочих мест, совершенствование инфраструкту­ры столицы.

Московские власти считают перспективным культурно- образовательный туризм, в том числе участие в нем школьников. Для его развития создаются благоприятные условия. Так, введены льготы на внутренние поездки (родители оплачивают 30 % стоимо­сти поездки), образовательный туризм будет соответствовать школьной программе.

В последнее время ежегодно Москву посещает около 4 млн тури­стов, которые оставляют в столице порядка 4 млрд руб. Средняя продолжительность пребывания иностранных туристов в Москве 3 — 4 суток, траты за один визит составляют около 900 евро.

Программа развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005—2010 гг., предусматривает удвоение числа гостей (до 5 млн человек). Для решения этой задачи реконструируются аэро­порт, морской порт, должно завершится строительство кольцевой автодороги. Планируется за 5 лет дополнительно ввести в гостинич­ный фонд 10—12 тыс. номеров и достичь соотношения 14 гости­ничных мест на 1 ООО жителей. Для развития культурно-образо­вательного туризма в Санкт-Петербурге планируется привлечь око­ло 120 млн долл. США частных инвестиций в строительство инфра­структуры конгрессного и делового туризма.

Перед Москвой, Петербургом и другими российскими городами сегодня стоят одинаковые задачи:

• развитие инфраструктуры туризма, строительство дорог, объектов размещения, питания;

• продвижение культурного наследия на туристских рынках с помощью имиджевой рекламы, участия в российских и евро­пейских туристских выставках, проведения презентаций, распространения информационных материалов;

• улучшение имиджа России за рубежом;

• повышение безопасности туристов в России;

• обеспечение городов и объектов туризма информационны­ми указателями на иностранных языках;

• открытие новых туристско-информационных центров в до­полнение к существующими в Москве, Санкт-Петербурге, Улан-Удэ, Нижнем Новгороде, Мурманской, Владимирской, Архангельской, Тюменской областях, других местах;

• поиск способов удешевления стоимости турпакета за счет строительства дешевых гостиниц, создания единого льготно­го туристского абонемента и др.;

• развитие делового и конгрессного туризма;

• преодоление сезонности туризма, разработка программ при­влечения туристов зимой;

• планомерная реставрация объектов культурного наследия и включение их в экскурсионно-туристские программы.

Указом Президента Российской Федерации от 18.11.2004 г. № 1453 создано Федеральное агентство по туризму при Прави­тельстве РФ. Оно является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию и управлению государственным имуществом в сфере туризма. В со­ставе агентства работают отделы анализа и прогнозирования ту­ристского рынка; стандартов качества услуг в гостинично-турист- ской сфере; продвижения туристского продукта и выставочно- ярмарочной деятельности; международных организаций и меро­приятий, а также управления совершенствования законодательства в сфере туризма и лицензирования туристической деятельности, международного сотрудничества, развития внутреннего туризма и государственных туристических проектов и др.

В соответствии со ст. 11 закона о «Об основах туристской деятель­ности в РФ» туроператоры и турагенты могут создавать объедине­ния и организации туриндустрии. Среди них можно выделить Рос­сийский союз туриндустрии, созданный 25.07.1993 г. как Российская ассоциация туристических агентств (РАТА). Сегодня Российский союз туриндустрии (РСТ) — крупнейшее предпринимательское объ­единение, в состав которого входит более 1 ООО организаций и пред­приятий гостиничного хозяйства, санаторно-курортных, транспорт­ных, страховых, консалтинговых, учебных заведений, региональных ассоциаций и органов управления туризмом, средств массовой ин­формации и др. Своей важнейшей задачей РСТ считает создание в стране цивилизованного туристского рынка и содействие развитию отечественной туриндустрии на федеральном и региональном уров­нях. В структуре РСТ 14 региональных отделений: Бурятское, Крас­нодарское, Красноярское, Крымское, Нижегородское, Приморское, Ростовское, Самарское, Северо-Западное, Ставропольское, Твер­ское, Удмуртское, Хабаровское и Центрально-Черноземное. Пред­ставительства РСТ есть в Великобритании, Германии, Израиле, США и Канаде. В рамках РСТ работают комитеты по внутреннему и въезд­ному, детскому и молодежному туризму, автобусная, авиатранспорт­ная, санаторно-курортная комиссии. Основные направления дея­тельности: участие в формировании нормативно-правовой базы развития туризма, участие в разрешении конфликтных ситуаций на туристском рынке: совершенствование систем подготовки кадров, статистического и бухгалтерского учета отчетности и налогообложе­ния, привлечение инвестиций для развития туристской инфраструк­туры, рекламно-информационное обеспечение продвижения рос­сийского турпродукта на внутреннем и внешнем рынках.

Еще одним важным общественным объединением субъектов туриндустрии является Национальная академия туризма (HAT). Ее действительными членами могут быть граждане РФ, обладающие необходимой квалификацией, профессионально занимающиеся научной, научно-технической, практической деятельностью в ту­ристской сфере и внесшие вклад в развитие туристской науки. Ака­демия была создана в 1994 г. в связи с необходимостью внесения организующего и направляющего начала в становление цивилизо­ванного российского туристского рынка, превращения туризма в научно-практическое направление деятельности. HAT участвует в разработке долгосрочных программ развития туризма, подготовке к изданию трудов по теории и истории туризма в России и мире.

В 2006 г. была создана некоммерческая организация Националь­ная туристская ассоциация (НТА). Она объединяет более 100 раз­личных российских и зарубежных фирм, турагентств, клубов, ре­кламных агентств, строительных и других компаний, работающих в сфере национального и международного туризма. Ассоциация осу­ществляет постоянный мониторинг рынка туристских услуг с це­лью выработки рекомендаций Правительству РФ и органам мест­ного самоуправления при принятии решений в области туризма, а также оказывает адвокатские услуги консалтинговым, юридиче­ским фирмам. Члены НТА имеют возможность рекламировать на льготных условиях свои компании и услуги на сайте НТА в Интер­нете, ее выставочных стендах на крупнейших российских и между­народных выставках, в специализированном издании «Наша Rus­sia», направлять своих сотрудников на обучение.

Важную роль в развитии экскурсионного дела играют профес­сиональные организации и объединения и прежде всего Ассоциа­ция гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров. На 1 янва­ря 2007 г. она насчитывала около 2 000 членов. Цель Ассоциации — объединение профессиональных аккредитованных гидов-перевод- чиков, экскурсоводов и турменеджеров, защита их профессиональ­ных и юридических прав, содействие развитию и укреплению их делового сотрудничества, в том числе с зарубежными коллегами. Ассоциация оказывает методическую помощь своим членам, имеет библиотеку специальной профессиональной литературы.

В 2006 г. создано «Объединение активных экскурсоводов Мо­сквы», имеющее профессиональный сайт в Интернете и функцио­нирующее на средства членов объединения. Ассоциации экскурсо­водов и гидов-переводчиков существуют и активно функциониру­ют и в других городах. Общая их цель — повышение качества экс­курсий, обмен опытом, обсуждение и решение общих проблем, за­щита интересов экскурсоводов.

Отделения в разных городах имеет секция экскурсоводов при Российском творческом союзе работников культуры. В этом союзе объединены работники домов культуры, клубов, библиотек, парков, музеев, кинотеатров, учебных заведений культуры и искусства, промыслов и ремесел, народного художественного творчества и со­циокультурной деятельности независимо от их ведомственной и от­раслевой принадлежности. Союз оказывает творческую и социаль­ную поддержку своим членам.

Существенную помощь в развитии туристско-экскурсионного дела в России оказывают профессиональные периодические изда­ния. Охарактеризуем их.

При поддержке Российского союза предприятий туриндустрии с 2001 г. издается журнал «Туризм: право и экономика». Он выходит один раз в квартал, освещает вопросы законодательства, юридиче­ских и экономических отношений в сфере туризма, обеспечения безопасности туристов и экскурсантов, охраны труда. Два раза в ме­сяц выходит в свет журнал «Турбизнес», в котором освещаются теку­щие события в этой области, даются справки, рассматриваются акту­альные проблемы развития туризма в России и за рубежом. Пример­но такой же круг вопросов освещается в журнале «Туризм: практика, проблемы, перспективы», выходящий ежемесячно с 1997 г.

Завоевал популярность у специалистов журнал Ассоциации ра­ботников туристско-экскурсионных предприятий, отелей и ресто­ранов Санкт-Петербурга «Туристские фирмы». Это научно-методи­ческий журнал, издающийся с 1991 г. Сначала это был справочник по туристским фирмам, но со временем стал публиковать актуаль­ную нормативно-правовую и методическую информацию, адрес­ные базы отечественных предприятий сферы туризма. В журнале публикуются научные статьи ведущих практиков и ученых, дей­ствительных членов Академии туризма. На страницах издания представлен словарь туристской терминологии, статьи по истории российского и зарубежного туризма, страноведению, методиче­ские материалы в помощь экскурсоводам, сотрудникам турфирм, информация рекламного характера.

В 2007 г. вышел в свет первый номер журнала «Мир экскурсий». В нем публикуются статьи по истории и теории экскурсионного дела. Журнал адресован экскурсоводам и гидам-переводчикам, а также учителям истории и краеведения, всем интересующимся туристско-экскурсионной деятельностью.

Контрольные вопросы

1. Какие изменения произошли в экскурсионном деле после распада СССР?

2. Какими нормативно-правовыми актами регулируется туристско- экскурсионная деятельность?

3. Назовите организации, контролирующие и координирующие турист- ско-экскурсионную деятельность.

4. Назовите специализированные туристско-экскурсионные периоди­ческие издания.

5. Какие профессиональные организации экскурсоводов имеются в России? Какова их роль и значение?

2 Скобельцына

Гл а в а 3 ТЕОРИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА

Наши рекомендации