Подходы к проблеме происхождения религии

Богословско-теологический подход Материалистический подход
Религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Религия ― особое, сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом. Именно богословы ввели в научный оборот термин язычество, который употребляется ими относительно первобытных культов, верований на стадии политеизма вообще. Политеизм (в отличие от монотеизма) ― форма верований и культов, состоящая в поклонении многим богам. Религия является продуктом развития человеческого сознания. Религия возникла из-за беспомощности и невежества первобытного человека, полностью зависимого от стихийных сил природы, которые он обожествлял. Именно в контексте данного подхода анализируются ранние формы религии, к которым относят тотемизм и анимизм. Тотемизм (англ. totem ― на языке североамериканских индейцев буквально «его род») ― поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Первоначально тотемизм выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией. От магии неотделим и фетишизм (от порт. feitico ― идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) ― религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т.п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в многочисленных проявлениях и сейчас. Анимизм (от лат. anima ― душа, дух) ― выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населил духами весь окружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий.

Будучи одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками: а) вера в сверхъестественное; б) организованное поклонение высшим силам; в) стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта).

Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.

Религиозная вера включает в себя:

― нормы морали, которые объявлены происходящими от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;

― определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или появившимися непосредственно в результате Божественного откровения, или как результат вдохновенной Богом деятельности законодателей;

― веру в боговдохновенность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т.п.;

― веру в спасительную силу для души человека ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятельности церкви (крещение, молитва, пост, богослужение и т.п.);

― веру в богонаправленность деятельности церквей как объединение людей, считающих себя приверженцами той или иной религии.

В понимании роли религии в обществе важно выяснить ее внутреннюю структуру, элементами которой являются религиозный опыт, религиозная доктрина, религиозный культ, религиозная организация.

Религиозный опыт― духовное состояние верующего, в котором он ощущает присутствие непререкаемо-ценного и таинственно-высшего. Религиозный опыт ― это субъективное эмоционально-насыщенное переживание личного контакта с реальностью другого порядка. Его проявлением и выступает вера, не требующая доказательств, убежденность в своей зависимости от высших сил. Истинно верующий (даже не фанатик) отвергает любые попытки разуверить его. Для верующего собственный опыт религиозного мироощущения выше любых логических выводов.

На теоретическом уровне религиозный опыт оформляется в религиозные доктрины.Их основателями и проповедниками были родоначальники основных религиозных учений: Будда, Заратустра, Моисей, Христос, Мухаммед и др. продолжают разработку религиозных учений священнослужители и богословы.

Религия ― это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ, ритуалы и иные формы практического воплощения веры.

Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.

Культ (от лат.cultus ― возделывание, уход, почитание, поклонение) ―1)это вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира; 2)та совокупность действий, которые полагаются как священные. Молитвы и покаяния, посты и знаковые трапезы, процессии и шествия ― все это моменты культовой деятельности (см. таблицу 24).

Разновидности культа:

― магия (колдовство) ― комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов.

― умилостивительный культ ― комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.

Таблица 24

Наши рекомендации