Как жизненного цикла проекта

Структурные компоненты Содержание
Фазы Стадии Этапы
1. проектирование 1.1. концептуальная 1.1.1 . выявление противоречия Противоречия в практике. Определение главного звена проблемы
    1.1.2. формулирование проблемы Проблема как крупная практическая задача
    1.1.3. определение проблематики Проблематика как определение последствий разрешения проблемы для среды, надсистем, подсистем
    1.1.4. определение целей Определение целей проектируемой педагогической (образовательной) деятельности как антипода проблемы: без проблемы нет системы. Цель многовариантна, в известной мере устанавливается интуитивно
    1.1.5. выбор критериев эффективности проекта Критерии эффективности проекта чаще всего выступают как «количественные модели качественных целей». Критерии устанавливаются самими участниками проекта, возможно, с использованием экспертных оценок, но зачастую на интуитивной основе
  1.2. моделирования 1.2.1. построение моделей Прагматические модели как рабочие представления будущей педагогической (образовательной) системы Условия дальнейшей реализации моделей: • интегративность (согласованность со средой); • простота модели; • адекватность (адекватность цели и критериям) Методы построения моделей: метод сценариев; графические методы; метод «дерева целей»; морфологический метод; деловые игры; метод мозгового штурма и др.
    1.2.2. оптимизация моделей Нахождение среди множества альтернативных моделей наилучших в заданных условиях. Сокращение альтернатив, проверка отобранных моделей на устойчивость
    1.2.3. выбор модели (принятие решения) Выбор единственной модели для реализации проектируемой системы деятельности. Методы: экспертизы, в том числе методы комиссий и суда; методы сложных экспертиз; методы оценки качества экспертиз
  1.3. конструирование 1.3.1. декомпозиция Процесс разделения общей цели проектируемой системы на отдельные подцели-задачи, охватывающие с необходимостью весь комплекс возникающих задач. В иерархических системах дальнейшее дробление задач на подзадачи и т.д. ― построение «дерева целей»
    1.3.2. агрегирование Агрегирование (объединение в целое) как процесс согласования отдельных задач реализации проекта между собой. Основные методы агрегирования: • определение конфигуратора; • использование классификаций
    1.3.3. исследование условий (ресурсных возможностей) реализации проекта Исследование мотивационных, кадровых, научно-методических, нормативно-правовых, материально-технических, экономических, финансовых, экспертных и др. условий реализации проекта в целом и по каждой задаче в отдельности
    1.3.4. построение программы Создание программы реализации проектируемой системы как конкретного плана действий в определенных условиях и в установленные (определенные) сроки. Методы: определение основных вех; календарное планирование; сетевое планирование; диаграмма Г. Ганнта
  1.4. технологической подготовки 1.4.1. технологической подготовки Подготовка рабочих материалов, необходимых для реализации проекта: учебно-программной документации, методических разработок, программного обеспечения, должностных инструкций и т.п. и т.д.
2. Технологическая фаза 2.1. реализация модели системы   Опытная работа по реализации системы. Методы:: • методы обучения и воспитания, педагогические (образовательные) технологии; • методы оперативного управления; • контроль выполнения планов, внесение корректив; • дополнительное ресурсное обеспечение
3. Рефлексивная фаза: ― Итоговая оценка (самооценка) результатов ― Рефлексия   Самооценка результатов реализации проекта: экспертиза с привлечением независимых экспертов Рефлексия как способ осознания целостности своей собственной деятельности, ее целей, содержания, форм, способов, средств; как последовательное движение в рефлексивном плане: «остановка», «фиксация», «отстранение», «объективизация», «оборачивание»


Основные понятия

Воспитание Отношения в сфере образования
Время Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования в РФ
Гимназия Принципы образования
Картина мира Социальное время
Квалификация Структурная безработица
Лицей Участники образовательных отношений
Образование Участники отношений в сфере образования
Обучающийся Факторы ускорения социального времени
Обучение Функции образования
Общее образование Цель образования
Общие тенденции в развитии образования Человеческий капитал


Наши рекомендации