Политический режим. Демократия
Политический режим― совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, средств и методов реализации власти, существующих отношений между властью и обществом, доминирующих форм идеологии, а также состояние политической культуры.
Политическая система― это механизм, через который осуществляется политическая власть в обществе, регулируются политические процессы и отношения. Уровни существования политических систем: а) глобальный, или мировой; б) региональный; в) национально-государственный.
Элементами политической системы являются:
а) политические отношения ― это отношения в процессе осуществления политической власти между властвующими/ведущими и подвластными/ведомыми;
б) политические организации (институты)― это государство, политические партии, общественно-политические организации и движения, связанные с функционированием политической власти. Это организации, как признанные формально-юридически (в том числе оппозиционные), так и находящиеся вне закона;
в) политические нормы ―это нормы, регулирующие отношения между классами, нациями и другими социальными группами, между личностью и государством по вопросу завоевания, удержания и использования государственной власти;
г) политическое сознание и культура― это знания, оценки, чувства, взгляды, идеи, теории, ценности, установки, убеждения, представления субъектов политики.
Функции политической системы:
а) определение целей, задач, путей развития общества;
б)разработка законов и правил поведения людей и групп людей;
в)организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;
г)распределение материальных и духовных ценностей;
д)согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;
е)обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;
ж)формирование политического сознания, приобщение к политической деятельности;
з)контроль за выполнением законов и правил, пресечение нарушений политических норм.
Виды политических систем: стабильные (устойчивые) ― выражают волю и интересы большинства населения, распределение политической власти соответствует расстановке социальных сил в стране или нестабильные (неустойчивые).
NB!Каждая конкретная политическая система(то есть ее состав и взаимоотношения ее элементов) показывает, в чьих руках находится политическая власть и каков механизм ее осуществления. Количество и качество элементов конкретной политической системы зависит от политического режима. |
Политическая культура― уровень и характер политических взглядов, знаний и убеждений граждан, умение применять их в процессе общественно-политической деятельности, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения.
Социальная ценность― значимость явлений и предметов с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности; существует как в виде коллективных представлений, так и субъективных вкусов, привязанностей, являющихся ориентирами деятельности человека.
Идеология(от греч. idea и logos ― слово, учение; буквально: учение об идеях) ― некая совокупность идеалов, ценностей, целей и взглядов, посредством которых определенная общность людей выражает свое отношение к существующей социальной реальности, отдельным ее проблемам и конфликтам.
Идеал(от греч. idea ― идея, первообраз) ― идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природных предметов сообразно идеалу представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное создание образца цели деятельности до ее фактического осуществления.
Ценности― 1)специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, зло, прекрасное, безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы); 2)сложившиеся в условиях цивилизации и непосредственно передаваемые людьмиформы их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое.
NB!Политический режим определяет отношения между Личностью, Обществом и Государством: он показывает, с одной стороны, степень свободы личности в обществе и государстве (объем прав и обязанностей), а с другой стороны, ― форму и степень реального участия личности в жизни общества и государства. |
Политические режимы принято различать на демократические (демократия) и антидемократические (авторитарные (авторитаризм) и тоталитаризм, или тоталитаризм) режимы.
Демократический политический режим (демократия)(греч. demos ― + kratos ― власть) ― форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти.
Формально-юридические принципы демократии:
1)верховенство права (а не справедливости(!), что свойственно российской ментальности);
2)равенство всех перед законом: юридическое равноправие, наделение одинаковыми, законодательно закрепленными социально-политическими правами и свободами, в том числе равным правом на участие в управлении обществом и государством;
3)разделение властей на три ветви власти;
4)выборность главы государства и представительных органов;
5)право на многообразие политических объединений и политического мировоззрения (Мировоззрение― система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Убеждение― ценностно окрашенное нравственное и эмоциональное отношение и к знаниям, и к самой реальности);
6)признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства.
Гарантии функционирования демократии:
― создание системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата;
― ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью;
― наличие возможностей для своевременного полного политического информирования граждан;
― упрощение процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;
― гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.
Формы демократии: 1) прямая (непосредственная), при которой принятие всех решений в государстве происходит непосредственно всеми гражданами на выборах, референдумах, сходках и др.; 2) представительная, при которой принятие решений является прерогативой выборных учреждений (парламентом, городским собранием и др.) или выборных представителей (депутатов, делегатов, членов собраний и др.). |
Демократия эволюционирует и утверждается в постоянной борьбе за и против нее практически в большинстве обществ мира, особенно в той его части, которая лишь в середине ХХ в. прошла ряд необходимых и неизбежных этапов исторического развития, не миновав которые прийти к демократии невозможно: процесс национального освобождения, создания национальной государственности, образование базисных производственных структур, социальных и экономических инфраструктур (систем связи, СМИ и др.), культурных, образовательных основ гражданских и политических отношений и других преобразований, которые условно охватываются общим понятием модернизации. Интернационализации демократического процесса способствовали многие международные процессы: ликвидация или распад империй, особенно колониальных, окончание холодной войны и мер по прекращению гонки вооружений и расширение экономического, культурного, информационного обмена в интернациональном масштабе.
***
Авторитаризм(франц. autoritarisme ― власть, влияние) ― 1)антидемократическая система власти, основанная на личной диктатуре (военно-политические режимы, «казарменный коммунизм»); 2)политический режим, при котором власть осуществляется одной силой (личность, семья, партия, класс) при минимальном участии народа.
Характерные черты авторитаризма:
― высокая централизация власти;
― ограниченный и контролируемый плюрализм;
― доминирование управляемых над управляющими;
― невмешательство в частную жизнь;
― не требуется преданность режиму;
― главный аргумент политической власти ― авторитет, а не сила.
NB!Отечественный и мировой опыт показывают, что авторитаризм имеет тенденцию перерастать в тоталитаризм! |
Тоталитаризм― 1)политический режим, при котором государство стремится к полному, всеохватывающему контролю за всеми сферами общественной жизни, ликвидирует конституционные права и свободы, насаждает репрессии; 2)политический режим, стремящийся установить полный (тотальный) контроль над каждым человеком и обществом в целом.
Признаки тоталитаризма (по З. Бжезинскому и К. Фридриху, американским политологам):
а) наличие официально господствующей в обществе идеологии;
б) наличие единственной массовой партии во главе с лидером-диктатором;
в) средство управления ― террор и тайная полиция;
г) монополия государства на СМИ;
д) партийно-государственная монополия на вооруженные силы и средства вооруженной борьбы;
е) централизованная система контроля и управления экономикой.
Элементы тоталитаризма:
― идеализация государства;
― мессианство (в иудаизме, христианстве, исламе и некоторых других религиях) ― вера в пришествие некоего божественного «спасителя» (мессии), который победит мировое зло и установит царство добра, процветания и справедливости;
― трактователь истины ― вождь;
― одна единственная и исключительная истина и один-единственный ее обладатель (класс ― партия ― государство ― народ ― нация);
― давлеющий коллективизм: индивид растворен в массе (народе, классе, нации);
― стандартизация образа и уклада жизни;
― массовость.
Виды тоталитаризма и их характеристики представлены в таблице5.
Таблица 5
Виды тоталитаризма
Левый | Правый | |
СССР: сталинизм (интернациональный социализм) Китай: маоизм | Страна и название | Италия: фашизм Германия: национал-социализм (национальный социализм) |
Рабочего класса | Приоритет | Нации, расы, этноса |
Марксизм-ленинизм, материализм, экономический детерминизм ― абсолютизация роли базиса по отношению надстройке, то есть к сфере производства услуг | Идеологическая основа | Расизм, национализм, идеологические теории, в которых человек не является главной ценностью |
Равенство всех людей | Основополагающая идея | Естественное неравенство людей, народов, наций |
Классовые ценности | Доминирующие ценности | Националистические ценности |
По характеристике XIII Пленума Исполкома Коминтерна, с точки зрения социальной природы “фашизм есть открытая террористская диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических и наиболее империалистических элементов финансового капитала (то есть результата сращивания промышленного и банковского капиталов ― В.Л.)».
NB!Идеалом тоталитаризмаможет служить строй, описанный Дж. Оруэллом в антиутопии «1984».Сталинский и гитлеровский режимы ― прототипы этого идеала. |
Основные понятия
Авторитаризм | Политические отношения |
Виды политических систем | Политический режим |
Виды тоталитаризма | Признаки тоталитаризма (по З. Бжезинскому и К. Фридриху) |
Гарантии функционирования демократии | Социальная ценность |
Демократический политический режим (демократия) | Тоталитаризм |
Идеал | Убеждение |
Идеология | Фашизм |
Мессианство | Формально-юридические принципы демократии |
Мировоззрение | Формы демократии |
Политическая культура | Функции политической системы |
Политическая система | Характерные черты авторитаризма |
Политические нормы | Ценности |
Политические организации (институты) | Элементы тоталитаризма |
Местное самоуправление
Местное самоуправление― признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
NB!Подобное определение местного самоуправления содержится в европейской Хартии о местном самоуправлении, принятой в 1990 г. (ст. 3 ) и в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 2, ст. 1). |
Местное самоуправление ― это система, в которой есть:
1) субъекты.
Субъект местного самоуправления ― это население, которое самостоятельно решает вопросы местного значения. Под ним понимаются все вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности местного сообщества. Конституция РФ содержит ряд норм (ст. 40, 41, 43, 131, 132), предопределяющих перечень предметов ведения местного самоуправления, содержащийся в ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»;
2) объекты местного самоуправления ― объекты муниципального жилого фонда, теплоснабжения, строительства местных дорог, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; бюджет, органы местного самоуправления,Устав, свои собственные, отличающие его от других муниципальных образований формальные атрибуты в виде гербовых эмблем, флагов, иногда гимнов и др.;
3) отношения между субъектами по поводу объектов управления.
Полномочия, которыми наделены граждане и органы местного самоуправления, по своей общей природе и характеру подразделяются на две группы.
К первой группе относятся полномочия местного уровня и значения. Это собственные полномочия муниципальных органов и граждан ― субъектов муниципального права, установленные соответствующими законами и Уставами. Они касаются практически всех сфер жизни местного сообщества, включая проблемы содержания и рационального использования муниципального жилого фонда, теплоснабжения, строительства местных дорог, пользования и распоряжения муниципальной собственностью и др.
Ко второй группе полномочий относятся те из них, которые переданы муниципальным образованиям от государственных органов. Это могут быть самые разнообразные полномочия, касающиеся, в частности, некоторых вопросов организации на местах образования, социального обеспечения, здравоохранения и др.;
4) объективная и субъективная сторона этих отношений.
Объективная сторона этих отношений декларируется в Конституции РФ, в которой прописано, что в Российской Федерации «признается и гарантируется местное самоуправление», что оно самостоятельно в пределах своих полномочий и что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти»(выделено нами ― В.Л.)
Субъективная сторона связана с ситуациями, которые нарушают один из фундаментальных принципов организации местного самоуправления в РФ, провозглашающего невмешательство и недопустимость подмены деятельности органов местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами;
5) нормативные акты и акты индивидуального характера.
NB! Муниципальные образования могут быть самых различных видов, что подтверждает ст. 2. части 1. «Основные термины и понятия» ФЗ №131: «Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия: сельское поселение ― один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления; городское поселение ― город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; поселение ― городское или сельское поселение; муниципальный район ― несколько поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления Федеральными законами и законами Субъектов Федерации; городской округ ― городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленным настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления Федеральными законами и законами Субъектов Федерации; внутригородская территория города федерального значения ― часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; муниципальное образование ― городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; межселенная территория ― территория, находящаяся вне границ поселений». Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, городских округах, муниципальных районах, в границах внутригородских территорий. Территории муниципальных образований ― городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований ― устанавливаются в сооотвествии с законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. |
Местное самоуправление осуществляется:
― через прямое народное волеизъявление;
― через выборные органы;
― через другие (невыборные) органы, упомянутые в федеральных законах и законах субъектов Федерации, но не упомянутые в Конституции РФ.
Структуру органов местного самоуправления составляют:
1) представительный орган муниципального образования;
2) глава муниципального образования;
3) местная организация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
4) контрольный орган муниципального образования;
5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению. Вопросов местного значения.
NB!Согласно сложившейся терминологии территории (места), на которых осуществляется местное самоуправление, называются муниципальными образованиями, а юридическая дисциплина, которая занимается изучением системы правовых норм, действующих на территории муниципальных образований, называется муниципальным правом. |
Местное самоуправление в России создается и реализуется на основе ряда фундаментальных принципов:
1) автономность, относительно самостоятельный характер решения населением вопросов местного значения, а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (п.1 ст. 130 Конституции России);
2)принцип использования многообразия форм в процессе осуществления местного самоуправления. Согласно Конституции РФ местное самоуправление осуществляется как непосредственно, путем участия населением в референдумах, выборах, собраниях, так и через выборные и другие органы местного самоуправления. В их числе:
А)выборный представительный орган (дума), занимающийся нормотворческой деятельностью в объеме полномочий муниципального образования, а также вопросами, касающихся местного бюджета, охраны общественного порядка, налогов и сборов и др.;
Б)исполнительный орган власти (администрация), занимающаяся исполнительно-распорядительной деятельностью в пределах муниципального образования;
В)выборные должностные лица ― главы муниципальных образований, председатели представительных органов и др.;
3)принцип строго учета мнения населения в процессе реализации местного самоуправления, а также «исторических и иных местных традиций» (п.1 ст. 131 Конституции РФ);
4)принцип невмешательства и недопустимости подмены деятельности органов местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами;
5)принцип материальной, правовой и иной гарантированности местного самоуправления. Это принцип декларируется и закрепляется не только в обычных нормативно-правовых актах, но и в Конституции РФ. В частности, в ст. 133, которая гласит, что местное самоуправление в РФ «гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления», которые были установлены Конституцией РФ и федеральными законами.
Функции, основные направления муниципальной деятельности, полномочия:
― обеспечение участия населения в решении местных дел, что предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив и социальной самодеятельности граждан;
― управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;
―обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы ее развития и т.д.);
― охрана общественного порядка;
― защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ;
― обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.
Основные понятия
Местное самоуправление | Функции муниципальной деятельности (полномочия) |
Структура органов местного самоуправления в РФ | Элементы местного самоуправления как системы |
Фундаментальные принципы создания и реализации местного самоуправления в РФ |