Различие парламентской и президентской республик
Президентская (США, Россия и Франция) | Парламентская (Австрия, ФРГ, Швейцария, Италия и др.) | Смешанная |
Президент (глава государства) избирается населением | Президент (глава государства) избирается и контролируется парламентом | Президент (глава государства) избирается населением |
Глава правительства ― Президент | Глава правительства ― премьер-министр (ключевая роль в управлении) | Глава правительства ― премьер-министр |
Правительство назначается Президентом | Правительство формируется парламентом | Правительство назначается Президентом |
Правительство несет ответственность перед Президентом | Правительство несет ответственность перед парламентом | Правительство несет ответственность перед парламентом |
Конституция РФ характеризует Россию как демократическое государство с республиканской формой правления и содержит все ее необходимые атрибуты: народ как единственный источник власти, избираемость и сменяемость главы государства, важная роль представительных органов, политический плюрализм, правовой статус гражданина, основанный на полномасштабном каталоге прав и свобод и т.д.;
2. форма территориального государственного устройства, устанавливающая организованность территории государства, деление е на части, отношения центра с составными территориальными единицами государства. Форма государственного устройства отражает: а) отношения между центральными и местными государственными органами; б) государственную форму выражения интересов каждой нации, проживающей на территории данного государства. Различают (наравне с конфедерацией) две основные формы государственного устройства: унитарное и федеративное государство.
Унитарные государства ― государства, имеющие простое административно-территориальное деление, составные части которого не обладают суверенными правами и не имеют статуса государственных образований. В них существует единая система органов государственной власти, единая система законодательства и единое гражданство. Органы административно-территориальных единиц либо полностью подчиняются центру, либо и центру и местным представительным органам. Законодательные органы представлены одной палатой, но не исключена возможность существования двухпалатного парламента. Палаты парламента не имеют специального представительства от регионов страны.
Федеративные государства ― система государственного устройства, при которой части государства представляют собой самостоятельные государственные образования, обладающие суверенитетом. Входящие в состав федерации государственные образования называются субъектами. Верховная власть в государстве принадлежит высшим (федеративным) органам государственной власти. Субъекты федерации вправе иметь свои органы власти и управления, свою систему законодательства, собственное гражданство. Для федерации характерно существование двухпалатного парламента, в котором одна из палат представляет интересы субъектов федерации. В основе федерации лежат несколько принципов ее построения, в связи с чем различают территориальную федерацию (она характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации) и национальную федерацию (она характеризуется более сложным государственным устройством). Конфедеративные государства ― временное объединение суверенных государств, созданное для достижения определенных целей. Конфедерация ― союз двух и более государств, при котором союзные органы координируют их деятельность по вопросам, которые явились причиной их объединения. Особенности конфедерации заключаются в отсутствии единой денежной системы, сохранении государствами своей самостоятельности. После достижения целей ее создания она либо прекращает свое существование, либо объединяется в иную форму государственного устройства, чаще всего в федерацию;
3. государственный (политический) режим, уточняющий способы и средства, используемые государством для осуществления своей власти, степень участия в ней населения и положение личности в государстве. Государственные (политические) режимы делятся на демократические и антидемократические (подробнее см. тему 4.5. «Политический режим. Демократия»).
Форма государства, формы территориального устройства и государственного режима складываются под влиянием множества факторов. Большое значение на нее оказывают: а) уровень экономического развития; б) отношения между основными политическими силами в нем; в) исторические традиции, присущие народам, населяющим страну; г) господствующая идеология; д) господствующая религия; е) уровень культурного и национального сознания народа, степень его политической активности; ж) географическое положение страны, размеры территории и климат.
Основные понятия
Выборная (избирательная) монархия | Президентская республика |
Государственный (политический) режим | Республика |
Дуалистическая монархия | Унитарные государства |
Конституционная монархия | Факторы, влияющие на формирование формы государства |
Монархия | Федеративные государства |
Парламентская монархия | Форма государства |
Парламентская республика | Форма территориального государственного устройства |