Системный анализ понятия «государство»

Параметр анализа Смысловое поле параметра анализа
Сущность Исторически выделившаяся и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
Содержание Понятие государство, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его от негосударственных организаций общества. Основными признаками государства являются: 1) наличие публичной власти, выделенной из общества и несовпадающей с населением страны. Публичная власть состоит из аппарата и управления и включает особый слой людей, который выделился из общества в ряды представителей публичной власти ― государственных служащих. Основными составными компонентами аппарата власти и управления, то есть аппарата государственной власти, являются органы законодательной, исполнительной власти, суда, прокуратуры и др.; 2) территориальный признак, суть которого состоит в разделении населения в пределах той или иной страны по территориальным единицам. Территория государства ― своего рода материальная база, без которой оно не может существовать. Это естественное(а не какое-либо иное, в том числе общественное) условие существования и функционирования государства. Под территорией государствапонимается пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Составными частями территории государства являются: а)земля и ее недра, образующие сухопутную территорию;б)реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория государства); в)воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория государства); г)объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом единого государства и другие принадлежащие государству объекты). Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего населения, объединенного им по принципу гражданства. Гражданство― устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности; 3) государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права; 4) государственный суверенитет, означающий, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, а во-вторых, независимость на международной арене; 5) государство ― единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными органами, призванными стоять на страже закона и правопорядка; 6) государство располагает вооруженными силами и органами государственной безопасности, обеспечивающими его оборону, территориальную целостность и безопасность; 7) государство обладает монополией на эмиссию (выпуск) денег, выпуск государственных ценных бумаг (ГКО ― государственные казначейские обязательство и облигации) и сбор налогов, выступающих в своей совокупности в качестве источников пополнения государственного бюджета; 8) государство обладает формальными атрибутами власти, к которым относятся гимн, флаг, памятные даты и др., не преувеличивая их роли, следует сказать, что они выполняют определенную идентифицирующую роль государства.
Формы Форма государства― это определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способ образования и взаимодействие органов государственной власти, а также методы осуществления это власти. Из сказанного вытекает, что анализ формы конкретного государства возможен только тогда, когда определены его: 1) форма правления ― организация высших органов государства и порядок их образования. Форма правления может быть: а) монархией ― формой правления, при которой высшая власть сосредоточена в руках единоличного правителя и передается по наследству (монархии могут быть либо неограниченными, либо ограниченными, или конституционными); б) республикой (либо президентской, либо парламентской, либо смешанной) ― формой правления, при которой высшие органы власти выбираются; 2) государственное устройство ― территориально-политическая организация государства и взаимоотношение государством в целом и его частей (может быть: а) федерацией ― формой государственного устройства, при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью; б) конфедерацией ― союзом государств;в) унитарным государством ― формой государственного устройства, при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью); 3) политический режим ― приемы и методы осуществления государственной власти (может быть демократическим/демократией) или антидемократическим (авторитарным/авторитаризмом или тоталитарным/тоталитаризмом).
Функции Функции государства― основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Функции государства имеют либо классовую, либо общесоциальную направленность. Функции современных развитых государств подразделяются на виды: 1) в зависимости от политической направленности: а) внутренние (деятельность внутри страны); б) внешние ((деятельность за пределами страны); 2) по времени осуществления: а) постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства); б) временные (вызванные какими-либо специфическими условиями, с исчезновением которых данная функция отпадает); 3) по основным сферам общественной жизни: а) экономические; б) социальные; в) политические; г) в духовной сфере. Внутренние функции ― главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства: 1) экономические ― долгосрочное планирование и прогнозирование экономического развития страны, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием; установление системы налогов; создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности; 2) социальные ― социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, пенсионное обеспечение по старости, выделение средств на бесплатное образование, здравоохранение, на строительство дорог, развитие общественного транспорта, средств связи и др.; 3) политические ― охрана законности и правопорядка, прав и свобод граждан, предотвращение межнациональных и религиозных конфликтов, оказание помощи вынужденным переселенцам и мигрантам; 4) культурные ― государственная поддержка и финансирование искусства, национальной культуры, забота о нравственном здоровье общества. Внешние функции: А)взаимовыгодное экономическое, политическое, научно-техническое, военное, культурное сотрудничество с другими государствами; Б)защита от нападения, внешней агрессии, охрана государственных границ; В)предотвращение войн, разоружение, ликвидация ядерного, химического и другого оружия массового поражения, борьба с международным терроризмом. Внутренние и внешние функции государства тесно связаны, так как внешняя политика во многом определяется внутренними условиями существования данного государства.
Оценка Оценивая тот или иное государственное устройство, политический режим и формы правления, необходимо исходить из содержащихся в них ценностей политических ― совокупности идей, представлений и соответствующих им социально-психологических образований (установок, стереотипов, переживаний и т.д.), определяющих целеполагание, выбор средств и методов деятельности, степень последовательности их реализации и применения в текущей политической практике. В современной политике все большее значение приобретают общечеловеческие интересы и ценности: право на жизнь, здоровье, на достоинство, на радость и счастье, на уважение безопасности каждого гражданина и др. В целом ценности политические призваны: а) содействовать интеграции социальной группы как части более широкой социальной целостности; б)мотивировать политическую деятельность и создавать условия, при которых социально-политические цели становятся непосредственными мотивами участников политического процесса; в)способствовать формированию стандартов оценки каждого конкретного действия и его последствий; г)определять иерархию как самих целей политики, так и выбора метода их достижения, попутно производя отбор приемлемых и блокирование неприемлемых (по крайней мере, для данных условий) целей и методов; д)ориентировать каждого изучастников политическогопроцесса (класс, партию, общественную организацию, институт, личность) по отношению к остиальным его составляющим. Исходя из представленных политических ценностей и нужно определять: ценность демократического или антидемократического режима, монархии или республики, унитарного или федеративного государства (федерации), а также конфедерации (например, современного Европейского союза).

Основные понятия





Внешние функции государства Публичная власть
Внутренние функции государства Территория государства
Государственное устройство Форма государства
Государство Форма правления
Гражданство Функции государства
Политический режим Ценности политические

Разделение властей

«Законодательная власть― сердце государства,

власть исполнительная ― его мозг» Ж.Ж. Руссо

Разделение властей― принцип организации и осуществления государственной власти.

Впервые официально принцип разделения властей был закреплен в Конституции США 1787 г., но теоретически он был разработан учеными Дж. Локком и Ш. Монтескье.

Согласно принцип, власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица (Локк и Монтескье имели в виду абсолютного монарха) или одного органа, а должна быть распределена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

Принцип разделения властей требует строгого разграничения компетенциитрех ветвей власти, наличия сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти должна ограничивать другую. В то же время принцип разделения властей не исключает, а предполагает взаимодействие властей для обеспечения единства государственного механизма.

Принцип разделения властей понимается и как сбалансированное соотношение центральной власти с региональными (местными), что характерно для федеративного устройства государства.

Из сказанного вытекает, что разделение властей необходимо рассматривать как по вертикали, так и по горизонтали.

По горизонтали мы имеем независимые, самостоятельные, уравновешивающие друг друга и несущие ответственность за реализацию своих функций законодательную, исполнительную и судебную ветви власти (см. таблицу 3). К причинам разделения властей по горизонтали относят:

1) необходимость предотвращения злоупотребления властью, установления тоталитаризма;

2) необходимость четкого распределения функций, компетенции и ответственности каждого государственного органа, осуществления взаимного контроля, создания системы сдержек и противовесов для достижения единства действий через поддержание динамического равновесия в процессе преодоления политических противоречий;

3) гармоничное соединение таких противоречивых элементов жизни общества, как власть и подчинение, свобода и ответственность, закон и право, государство и гражданское общество.

По вертикали мы имеем при федеральном устройстве Центральный (общенациональный) уровень → Региональный уровень → Местный уровень; при унитарном устройстве Центральная власть → Местная власть.

Конституция РФ 1993 г. относит принцип разделения властей к основам конституционного строя. Согласно статьи 10 «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». На федеральном уровне законодательная власть представлена Федеральным собранием ― парламентом РФ, исполнительная власть ― правительством и возглавляемой им системой органов государственного управления, судебная власть ― Конституционным судом и системами общих ―и арбитражных судов во главе с Верховным судом РФ. Президент России является главой государства, он ― гарант Конституции и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Федеративное устройство РФ четко отражает разделение властей по вертикали, разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти государственной (федеральной) власти и органами государственной власти ее субъектов в рамках целостности и единства государства.

Таблица 3

Наши рекомендации