Тема 6. Часть 2. Модерн и постмодерн в России.
Вопросы для рассмотрения:
1. Характерные симптомы переломной эпохи модерна в истории русского искусства. Плеханов об идейном содержании модернизма. Философские основы ведущих направлений в литературе, искусстве модернизма. Основные направления художественной культуры России. Экспериментаторский характер искусства.
2. Русское авангардийское направление в художественной литературе. Понятие «серебряного века». Писатели символисты (Вяч. Иванов, А. Белый, В. Хлебников, ранний А. Блок), акмеисты, футуристы. Культ новаторски-открытого технического приема поэтов Г. Аполлинера, В. Маяковского, П. Элюара, Л. Арагона, И. Бехера, Ф. Гарсиа Лорка.
3. Авангардная живопись и её жанры. Самые знаменитые художники авангардисты в России: Казимир Малевич, Василий Кандинский, П.Н. Филонов и др. представители и их творчество. Русский балет в картинах художников-модернистов:В.Тропинина, К. Сомова, В. Серова, С. Сорина, Александр Яковлева, и др.
4. Советский кинематограф. Шедевры раннего немого кино- «Броненосец Потемкин» С. Эйзенштейна, «Большой парад» К Видора с Ч. Чаплином, «Алчность» Э. Штрогейма.
5. Эпоха постмодерна в истории русского реалистического искусства. Дискретность культуры постмодерна. Философские основы основных направлений в архитектуре. Соц-арт эпохи перестройки. Хэппенинг, поп- и оп-арт, минимализм, концептуальное и кинетическое искусство.
6. Советский кинематограф. Кинорежиссёр, сценарист, актёрЛеони́д И́ович Гайда́й,Эльдар Александрович Рязанов, Сергей Федорович Бондарчук, Александр Петрович Довженко, Иван Александрович Пырьев, Андрей Арсеньевич Тарковский, Параджанов.
7. Концептуализм в России от художника-концептуалиста, «гуру» отечественного концептуализма - Ильи Кабакова до работ художников-концептуалистов Эрика Булатова, Виктора Пивоварова, Виталия Комара и Александра Меламида в стиле к соц-арт.
8. Современный театральный хэппенинг в творчестве Р. и В.Герловиных, И.Чуйкова, акции групп Коллективные действия (КД) Андрея Монастырского. Юморист Ян Арлазоров и др.
2. Основные понятия темы:
1. вопрос: русский авангард, модерн, декоративность, орнамент, символичность, импрессия, пастораль, темпера, майолика, графика, этюд, лирический портрет
2. вопрос: заумь, метафора, имажинизм, футуризм, символизм, экспрессионизм
3. вопрос: символисты, акмеисты, футуристы, серебрянный век, кубофутуризм, картинная галерея, кубизм, абстракционизм, супрематизм
4. вопрос: пролеткульт, драматург, коллективизация, короткометражный фильм, полномктражный фильм
5. вопрос: постмодернизм, герменевтика, симулякр, постструктурализм, субъективность, рациональность, парадигма постмодернизма, симуляция, концепты культуры, фрагментация, де-канонизация, концепция "ризома", дифференциации Жака Дерриды, симулякры и симуляции Ж. Бодрияра.
6. вопрос: общество спектакля, культура текста, культура письменности,
7. вопрос: жанр тотальных инсталляций, арт-объекты, штампы советской наглядной агитации, плакаты, стенгазеты
8. вопрос: театральный хэппенинг, московская андеграудная культура, московский концептуализм, идеоделика, колобковость, перформанс
Задания для самостоятельной работы:
1.Романтическая декоративность живописи и графики модерна в творчестве. В. Серова, А. Головина, К. Сомова, В. Врубеля. Русский балет в картинах художников-модернистов:В.Тропинина, К. Сомова, В. Серова, С. Сорина, Александр Яковлева, и др.
2. Творчество режиссеров Д. Вертова, Я. Протазанова, Л. Трауберга, В. Пудовкина, Г. Козинцева складывается именно в это время Третье десятилетие XX века.
3. Философские и культурологические труды отечественных и зарубежных авторов Р. Барта, Л Фидлера, Ж Делеза, Ф Гваттари, М Фуко, Ж Дерриды, Ж - Ф Лиотара, И Хасана, Р. Барта, Ч Дженкса, У Бека, М. Бубера, И. Ильина, Ю Кристевой, В М Диановой, В Бычкова, М Берга, В А Пестерева, Н Б Маньковской, М Н Липовецкого, О К Румянцева, А Ю Шиманова, М. Н Эпштейна, В С Библера, О Н Астафьевой.
4. Медицинская герменевтика (МГ) Павла Пепперштейна, группы ТОТарт – художников Н.Абалакова, А.Жигалова, А.П. Тарта – Н.Алексеева,
Список литературы:
1. Барт, Р. Избранные работы Семиотика. Поэтика.-М Прогресс, 1989 Барт Р S / Z Бальзаковский текст опыт прочтения / Перевод Г Косикова и В. П Мурат Общая редакция, вступит статья Г К Косикова -М УРСС, 2001
2. Малахов Н.С. Модернизм. Критический очерк. М., 1986.
3. Модерн в России: — Москва, Арт-Родник, 2010 г.- 416 с.
4. На рубеже веков... Искусство эпохи модерна: — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, 2006 г.- 160 с.
5. Пестерев В. А. Постмодернизм и поэтика романа Историю - литературные и теоретические аспекты - Волгоград, 2001
6. Плеханов Г. В. Письма без адреса. Искусство и общественная жизнь. М., 1956. с. 168-169; Турции В. Г. Социальные и эстетические противоречия модерна. - «Вестник Московского университета», серия «История», 1977, №6.
7. Румянцев О. К, Шиманов А Ю Между классической философией культуры и постмодернистской культурологией // Теоретическая культурология - М Деловая книга, 2005.
8. Энциклопедия живописи. painting.artyx.ru
9. Энциклопедия театра. Балет. http://enc.vkarp.com
10. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М., Издательство Р.Элинина, 2000
Семинарское занятие № 14