Тема 8. Театр и кино XIX – XXI веков
1. Специфика театрального искусства.
Развитие отечественного театра в XX – XXI вв.
Театр – одна из древнейших символических форм. Истоки этого вида художественного творчества обнаруживаются на самых ранних этапах истории человеческого общества – в ритуальных магических обрядах, в языческих праздниках. Само слово театр (theatron) – греческого происхождения и буквально означает «места для зрелища, зрелище». Появившись в рамках религиозных культов, зрелища постепенно проникали в светские сферы жизни. У разных народов в разные исторические периоды возникали все новые формы театрализованный показов: древнегреческие трагедии и комедии, кукольные, оперные и балетные представления, театр теней и театр масок, бродячие группы артистов и музыкантов, агитбригады, варьете и многое другое. Театр представляет собой синтетическую форму художественного творчества, в которой движение, слово, свет, цвет, звук, игра исполнителей одновременно воздействуют на зрителя.
В средневековой Европе (в том числе и на Руси) социальный статус актеров был очень низким. Длительное время лицедейство (актерская игра) считалось не совсем пристойным и богоугодным делом, находилось под бдительным контролем властей и церкви, участвовать в нем разрешалось только мужчинам.
С XIX в. театральные постановки стали неотъемлемой частью досуга жителей стран Европы. Театр с того времени играет в общественной жизни разные роли. Он может развлекать зрителя, отвлекать его от проблем, выражать общественное мнение, быть политической трибуной, пропагандистской машиной или экспериментальной творческой площадкой.
Первые попытки организовать светские театры в России относятся к XVII в. Настоящее знакомство привилегированной публики с этим видом художественной культуры происходит в следующем веке, когда в Российской империи вслед за другими заимствованиями из Западной Европы появляются балетные, оперные и драматические театры, самобытные драматурги. Вплоть до середины XIX в. в России были широко распространены крепостные театры в дворянских усадьбах. Из несвободного сословия вышло немало выдающихся русских актеров, в частности М. Щепкин. Специфика России заключается в том, что здесь общедоступные театры всегда находились под прямым контролем государства и царской семьи. Все управление театральным делом находилось в руках Дирекции императорских театров, и только в 1882 г. были разрешены антрепризы – частные театры с вольным репертуаром.
Большой театр в Москве и Мариинский в Санкт-Петербурге стали центрами развития российского музыкального театра, Малый театр в Москве – драматического искусства.
Первые оперные и балетные спектакли в России осуществлялись итальянскими и французскими постановщиками. В первой половине XIX в. наибольшей популярностью пользовались оперы-водевили, в которых музыкальное действие на легкий сюжет прерывалось разговорными сценами. Рождение классической национальной оперы связано с именем М.И. Глинки. Во второй половине столетия этапными для истории русского театра стали постановки балетов и опер П.И. Чайковского, опер Н.В. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского. Школа русского академического балета формировалась многими хореографами, наиболее значительный вклад в её развитие внесли М. Петипа, М. Фокин и А. Горский.
Во многих городах российской провинции театры создавались по инициативе местных жителей и на средства местных предпринимателей. Особенно активно география театрального искусства расширялась после реформ 1860-х гг.
В начале ХХ в. российский оперный и балетный театр за несколько лет завоевывает популярность в Европе. Благодаря «Русским сезонам», в организации которых огромную роль сыграл меценат С.П. Дягилев, Париж, Лондон, Стокгольм и другие западные столицы познакомились с творчеством выдающихся деятелей русского театра, композиторов И.Ф. Стравинского и С.В. Рахманинова.
В драматическом театре предреволюционной России наиболее яркие достижения связаны с именами реформаторов сценического искусства Е.Б. Вахтангова, К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, видевших в театральном действе содружество драматургии, актерского ансамбля, сценического оформления.
Основу новой школы актерской игры составляло мастерство психологического перевоплощения. Актеры этой школы В.И. Качалов, М.Н. Ермолова, И.М. Москвин, О.Л. Книппер-Чехова и др. были не просто кумирами публики, но и властителями дум.
Поиски нового авангардного искусства, свойственные культуре начала ХХ в., затронули и театр. В эти годы начинает свою творческую жизнь В.Э. Мейерхольд, великий экспериментатор театральной формы и актерской техники.
В советскую эпоху политика властей в отношении театров поменялась очень резко. Сразу после революции в театрах наступила эпоха экспериментов.
Первоначально в революционной горячке советская власть даже ставила вопрос о ликвидации Большого театра как символа императорской России. Вместо «буржуазных» опер и балетов в дни революционных торжеств на улицах крупных городов с участием жителей и самодеятельных артистов разыгрывались многотысячные агитационные «мистерии», посвященные свержению самодержавия, «победе труда над капиталом» и другим политическим сюжетам. Усилиями Н.И. Сац впервые возникает специальный театр для детей и юношества. Появляются ТРАМы (театры рабочей молодежи) и другие формы вовлечения «простого» человека в искусство.
Однако и новому руководства, и публике авангардный театральный язык В.Э. Мейерхольда был непонятен, сатира на абсурдные стороны советской жизни в пьесах «Клоп» и «Баня» В.В. Маяковского или «Мандат» и «Самоубийца» Н.Р. Эрдмана вызывала подозрения властей. Только в Москве в 1936 – 1937 гг. по идеологическим мотивам закрыто 9 театров, многие актеры, драматурги, режиссеры были репрессированы.
Трагически закончилась жизнь В.Э. Мейерхольда, чей театр был закрыт, а сам он арестован и расстрелян по ложному обвинению. Много лет провели в ссылках драматург Н. Эрдман, будущие знаменитые актеры Г. Жженов, П. Вельяминов, театральные деятели национальных республик.
С 1930-х гг. творческая вольница заканчивается, в годы сталинизма реализуется новый лозунг: «Назад, к классике!». Колоссальной поддержкой властей пользовалась литературная, оперная и балетная классика.
Олицетворением нового «большого стиля» стали Большой и Кировский (бывший Мариинский) театры. Там работали высокоодаренные дирижеры и постановщики (С.А. Самосуд, Б.А. Покровский), хореографы (К.Я. Голейзовский, Ф.В. Лопухов, Л. Лавровский) певцы (М.Д. Михайлов, М.П. Максакова, Н.В. Обухова), артисты балета (Г.С. Уланова, М.Т. Семенова, О.М. Лепешинская, К.М. Сергеев). В музыкальном театре работали выдающиеся композиторы ХХ в. С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян. Уникальную методику подготовки артиста классического балета создала А.Я. Ваганова.
Власть проводила политику демократизации театральной публики, требовала простой, реалистичной формы, т.к. считалось, что искусство должно быть понятно народу. В СССР появляется «народная классика» – популярные арии из опер, мелодии инструментальной музыки. Так, феноменальная слава сопровождала творчество самых успешных солистов Большого театра С.Я. Лемешева и И.С. Козловского.
В драматическом искусстве театром номер один стал МХАТ. Все театральные постановки (от кукольных детских театров до мюзик-холлов) жестко контролируются цензурой, обязательной частью репертуара становятся спектакли на революционную и советскую тематику, восхваление политических вождей.
В годы «оттепели» театр превращается в общественную трибуну. Наибольший интерес и споры вызывали постановки театров «Современник» (реж. О.Н. Ефремов, Г.Б. Волчек), драмы и комедии на Таганке (реж. Ю.Н. Любимов), Большого драматического театра в Ленинграде (реж. Г.А. Товстоногов), спектакли режиссера А.В. Эфроса.
1960–1970-е гг. – время расцвета советского балета. Всего в стране насчитывалось около 60 балетных коллективов, не считая студий и самодеятельных театров. Появляются новые центры балетной классики, в частности Пермская хореографическая школа и балетная труппа Пермского театра оперы и балета. В столичных театрах на этот период приходится пик творчества хореографа Ю.Н. Григоровича, танцовщиков М.М. Плисецкой, Е.С. Максимовой, Н.И. Бессмертновой, В.В. Васильева, М.Э. Лиепы. На оперных спектаклях заблистали Г.П. Вишневская, И.К. Архипова, Е.В. Образцова, Е.Г. Нестеренко и другие звезды сцены.
В 1970–1980-е гг. активно развивается жанр сценической публицистики, когда участники спектакля непосредственно обращаются к залу, и каждый спектакль превращается в дискуссию о наболевших проблемах современности. Театральные залы становятся местом, где можно было высказать протестные настроения, намекнуть на несправедливость и фальшь советской жизни. Особой популярностью пользовались постановки и актеры столичных Театра Сатиры (гл. реж. В.А. Плучек), Театра им. Ленинского комсомола (гл. реж. М.А. Захаров), театра им. В.В. Маяковского (гл. реж. А.А. Гончаров).
После распада СССР театры, с одной стороны, лишились гарантированного государственного финансирования, пережили очень трудные времена перехода от заказной плановой экономической системы к рыночной. С другой стороны, исчезли все контролирующие и цензурные организации, в театр пришел частный бизнес, расширились возможности международных обменов. В этих обстоятельствах обострилась как проблема сохранения театральных традиций, так и задача модернизации нового российского театра, приведение его в соответствие с требованиями сегодняшнего дня.