Трансформация западного мира
Вопросы для обсуждения
1. Эпоха Ренессанса — переворот в культуре Средневековья.
2. Основные исторические этапы Возрождения в Западной Европе.
3. Реформация как религиозно-идеологическое и социально-политическое движение.
4. Эпоха Просвещения и утверждение идейных основ Нового времени.
5. Возрождение и Просвещение: борьба противоречивых тенденций развития и определение дальнейшей судьбы человечества.
Основная литература
1. Всемирная история / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
2. Панова И.А. Цивилизации: Исторические судьбы : учеб. пособие для всех спец. / И.А. Панова, А.А. Столяров. — М. : Изд-во МГУП, 2001.
Дополнительная литература
1. Культурология: История мировой культуры : учебник / под ред. А.Н. Марковой. — М. : Юнити-Дана, 2015. — С. 151–248.
2. Самыгин П.С. История для бакалавров. — Ростов на Дону : Феникс, 2014.
Программное обеспечение и интернет-ресурсы
1. Цивилизации: становление и развитие: электронный учебно-методический комплекс для студентов высших учебных заведений. — М. : МГУП имени Ивана Федорова, 2011. — Электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. HISTORIE: История цивилизаций: сайт. — URL: http://www.historie.ru/
Литература для факультативного изучения
1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв. : в 3 т. / Фернан Бродель. — М. : Весь мир, 2006.
2. Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма / Макс Вебер. — М. : РОССПЭН, 2006.
3. Вейс Г. История культуры народов мира: Торжествующая монархия. Европа. XVII–XVIII вв. / Герман Вейс. — М. : Эксмо, 2005.
4. Дмитриева Н. Краткая история искусств. — М. : АСТ-Пресс; Галарт, 2008.
5. История Нового времени: 1600–1799 годы : учеб. пособие для вузов / под ред. А.В. Чудинова, П.Ю. Уварова, Д.Ю. Бовыкина. — 2-е изд., испр. — М. : ИЦ «Академия», 2009.
6. История Средних веков / под ред. С.П. Карпова. В 2 т. — Т. 2. — М. : Изд-во МГУ; Наука, 2005.
7. Культура Возрождения: энциклопедия / под ред. О.Ф. Кудрявцева, Н.В. Ревякиной. В 2 т. ― М. : РОССПЭН, 2007–2011.
8. Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи: сборник статей. — М. : Наука, 1997.
9. Культурология: энциклопедия. Т. 1 / гл. ред. С.Я. Левит. — М. : РОССПЭН, 2007.
10. Осокин Ю.В. Новоевропейский тип культуры // Его же. Современная культурология в энциклопедических статьях. — М. : КомКнига, 2007. ― С. 184–217.
Методические указания
Постарайтесь представить Возрождение и Реформацию в контексте ментальных и духовных истоков Нового времени. Опишите Возрождение как эпоху, осветив его сущность, признаки, периодизацию. В чем заключалась роль городской жизни и капитализма в процессе становление и развития Возрождения? Опишите гуманизм как мировоззренческую основу Ренессанса. Каким было место христианства и античного наследия в эпоху Возрождения? Как соотносились между собой светская ученость и схоластика? Центральный вопрос — это вопрос о человеке эпохи Возрождения с характерными особенностями его менталитета и духовной жизни. Остановитесь на этических и художественных идеалах эпохи. Перечислите и охарактеризуйте национально-региональные особенности Ренессанса. Расскажите об искусстве в эпоху Возрождения. Кто такие «титаны Возрождения» и каков их вклад в развитие западноевропейской цивилизации?
Рассмотрите понятие о Реформации. Уделите внимание кризисным явлениям в католицизме, расскажите о роли гуманизма в нарастании противоречий в Католической церкви (проблема противостояния и противоборства различных сил и тенденций). Опишите истоки Реформации: идейные, социальные, экономические, политические. Что вам известно о вождях Реформации: Мартине Лютере, Ульрихе Цвингли, Жане Кальвине, Томасе Мюнцере? В чем заключается феномен протестантизма? Рассмотрите его на примере лютеранства, цвинглианства, кальвинизма, анабаптизма. Уделите внимание и проблеме насильственной реформация, описав основные сценарии в развитии событий. Были ли возможны мирные варианты реформационных преобразований? В чем вы видите роль протестантизма в процессе складывания европейского капитализма?
Переходя к рассмотрению Нового времени в истории Запада, очертите основные тенденции и перспективы развития: складывание капитализма, буржуазия и феодальные сословия, упрочение капиталистических тенденций в экономике, буржуазия и наемные рабочие. В чем, на ваш взгляд, заключались кардинальные изменения в структуре западноевропейской цивилизации? Что такое «научная революция» XVI–XVII вв., и в чем вы видите ее роль в процессе социализации знаний? Несколько слов уделите философии Нового времени: основным ее парадигмам и их социальному звучанию. Обратите внимание на первые буржуазные революции и их роль в установлении нового общественно-политического порядка. Что такое либерализм, и кто были его идеологи? Опишите процесс секуляризации общественного сознания. Как проходило крушение старых культурных ценностей и рождение новых идеалов? Остановитесь на проблеме взаимоотношений человека и мира в западноевропейской культуре.
Дайте определение эпохе Просвещения, приведите ее основные характеристики. Назовите главных идеологов Просвещения в Англии, Франции, Германии, Италии. В чем состояла тогда проблема социального идеала и универсального средства для его достижения? Как понимали роль воспитания? Что такое «культ разума»? Опишите специфику духовной жизни в эпоху Просвещения. Расскажите о Великой Французской революции и сломе «старого порядка». Расскажите о идеологических последствиях революции. Как вы понимаете лозунг «Свобода, Равенство, Братство»? Какими оказались новые идеалы общественной жизни? Как началась эпоха «промышленного переворота»? Очертите дальнейшие перспективы в формировании буржуазного общества в Европе.