Принципы социального воспитания

Прин­ципы воспитания — основные положения, на базе которых разрабатываются и реализуются формы и методы воспитания.

Принципы социального воспитания выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству определенного типа личности; определяют стратегию, цели, содержание и методы вос­питания, стиль взаимодействия его субъектов.

Понимание социального воспитания как составной части со­циализации человека позволяют выделить ряд общечеловеческих прин­ципов, которые могут рассматриваться основанием и образова­ния, и организации социального опыта, и индивидуальной по­мощи человеку.

Принцип гуманистической на­правленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственногоразвития. Реализация этого принципа оказывает положительное влияние на становление де­тей, подростков, юношей, девушек, на все аспекты их социали­зации:

- воспитание в определенной мере определяет то, что как объект социализации человек более или менее успешно осва­ивает позитивные нормы и ценности, а не асоциальные или ан­тисоциальные нормативно-ценностные и поведенческие сцена­рии;

- воспитание помогает создать ус­ловия для эффективной реализации себя человеком как субъекта социализации;

- воспитание может создать такие условия развития челове­ка, которые помогут ему достичь баланса между приспособлен­ностью к обществу и обособлением в нем;

- воспитание получает возможность в определенной мере не допустить столкновения человека с теми или иными опасностями на различных возрастных этапах, а также минимизировать и отча­сти корректировать последствия этих столкновений;

В более широком аспекте реализация принципа гуманистиче­ской направленности воспитания способствует налаживанию кон­тактов между людьми, сотрудничества и объединению ресурсов челове­чества в борьбе за социальный прогресс.

В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в це­лом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Необходимо, чтобы человек:

- осознавал себя гражданином Вселенной;

- понимал происходящие планетарные процессы и существу­ющие глобальные проблемы;

- осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности чело­веческих сообществ;

- имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части;

- формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;

- осознавал самого себя как субъекта, творящего ноосферу, разумно «потребляющего», сберегающего и воспроизводящего ее.

Принцип культуросообразности пред­полагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться всоответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов.

В соответствии с принципом культуросообразности воспита­ния стоит задача приобщения детей, подростков, юно­шей, девушек к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом.

Имеются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физи­ческая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная.

Принцип вариативности социального воспитания предполагает, что усло­вия для развития и духовно-ценностной ориентации человека пла­номерно создаются на федеральном, региональном, муниципаль­ном и локальном уровнях. Если рассматривать принцип коллективности социального воспитания, то социализация детей, подростков, юношей, девушек происхо­дит в большой мере в их взаимодействии с группами сверстников и взрослых людей (будь то семья, соседство или микросоциум, различные организации). Принцип коллективности предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими а также создаёт условия для самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Принцип незавершимости социального воспитания предпо­лагает признание того, что в каждом ребенке, подростке, юно­ше, девушке, даже во взрослом всегда есть нечто незавершенное и в принципе незавершимое, ибо, находясь в диалогических от­ношениях с миром и с самими собой, они всегда сохраняют потенциальную возможность изменения и самоизменения (Л.Тол­стой считал, что за его жизнь в нем сменилось пять разных лю­дей).

В соответствии с принципом незавершимости социального вос­питания его необходимо строить таким образом, чтобы на всех возрастных этапах каждый имел возможность «состояться зано­во»: заново познать себя и других, заново развить и реализовать свои возможности, заново найти свое место в мире, заново само­утвердиться.

Литература

1. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. Москва 2006

2. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций Москва 2006

3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику Москва 1997

4. Конспект лекций по предмету.

Наши рекомендации