Роль мировоззрения в жизни человека
№ | Функция мировоззрения и её сущность | Пример проявления |
Формирование необходимых для существования человека жизненных ориентиров. Мировоззрение выступает своего рода маяком, задавая направление жизни человека | Американский технический специалист, бывший сотрудник ЦРУ и АНБ (Агентство национальной безопасности) США Эдвард Сноуден из-за своих убеждений, несмотря на то, что давал присягу, раскрыл факты всеобъемлющего слежения в 60 странах за более чем миллиардом человек. | |
Мировоззрение даёт ответ на вопрос о смысле жизни (для каждого ответ на этот вопрос индивидуален) | 1. Иеромонах Саровского монастыря Серафим Саровский всю свою жизнь посвятил служению Богу и постоянным молитвам, видя в этом смысл своего существования; 2. Известный биолог и популяризатор науки Ричард Докинз, наоборот, позиционирует себя атеистом и видит смысл существования людей в передаче своих доминантных генов потомству. | |
Мировоззрение формирует идеалы человека | Сингапурский пловец Джозеф Скуллинг всю жизнь мечтал победить на Олимпийских играх. Кумиром Джозефа был самый известный пловец в мире, 23-кратный (!) олимпийский чемпион Майкл Фелпс. Всю жизнь Джозеф упорно тренировался и на Олимпиаде в Бразилии смог победить своего кумира, став олимпийским чемпионом. |
Темы для эссе:
1. «Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим её наделить». (И. Бергман)
2. «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня». (Ж.П. Сартр)
3. «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения». (Р. Милликен)
1.3 Виды знаний
Мы с вами уже знаем, что потребность в получении новых знаний о мире, человеке и обществе является важной потребностью в структуре потребностей человека. С этой точки зрения, вся история человечества представляется ускоряющимся процессом получения, обработки и систематизации знаний. Чем быстрее развивается общество, тем больше появляется способов получения новых знаний, тем выше эти знания ценятся. В таких условиях проблемы познания приобретают большую значимость.
Познание1 – процесс деятельности человека, направленный на получение достоверных знаний о мире, человеке и обществе.
Познание2 – процесс творческой деятельности человека, направленный на отражение объективного мира в субъективных понятиях, суждениях и умозаключениях, целью которого является получение знаний о мире, человеке и обществе.
1В данном случае можно использовать оба определения в качестве равнозначных, но рекомендуется знать оба, так как второй вариант будет использоваться для объяснения сущности понятия «знание».
Знание – это форма полученной в результате познания информации. Знание есть результат познания.
Прежде, чем говорить о результатах познания, следует разобраться непосредственно в процессах.
Уровни познания
Уровень познания и его особенности | Формы познания | Пример проявления |
Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). 1) | 1) Ощущение 2) Восприятие 3) Представление | |
Рациональное познание – познание посредством мышления и разума. | 1) Понятие 2) Суждение 3) Умозаключение |
Мнения на возможные познания мира
1. Агностицизм – отрицает полное или частичное познание мира, то есть познание не дает верных сведений о мире. Мир непознаваем.
2. Скептицизм – не отрицает возможности познания мира, но ставит под сомнение достоверность всех познавательных процессов.
3. Рационализм – мир принципиально познаваем и это возможно.
4. Сенсуализм – мир познаваем через чувственно
Виды познания
1. Житейское (обыденное) познание;
2. религиозное (мифологическое);
3. научное;
4. художественное (человек познает через художественный образ);
5. общественное;
6. философское.
Ни одно из этих познаний не является сформированным, и могут реализоваться и через друга.
Чувственная и рациональная формы познания
Чувственное познание | Рациональное познание |
Чувственное познание – познание посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). | Рациональное познание – познание с помощью разума, мышления. |
НЕЛЬЗЯ ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРЕЗ СТУПЕНЬ! | НЕЛЬЗЯ ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРЕЗ СТУПЕНЬ! |
Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, процесса или явления. Восприятие – чувственный образ предмета, процесса или явления. Представление – чувственно наглядный образ предмета, процесса или явления, оставшийся в памяти. Весь процесс происходит за секунды. | Понятие – отражение существенных свойств предмета, процесса или явления. Суждение – сочетание понятий, одно из которых – субъект – определяется и раскрывается через другое – предикат. Умозаключение – мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылами, выводится новое суждение, называемое заключением, или следствием.Типы умозаключения: · индуктивное (от частного к общему); · дедуктивное (от общего к частному); · по аналогии. |
Особенности чувственного познания: 1. Непосредственность и наглядность (нужно чувствовать или видеть чтобы познать). 2. Предметность и целенаправленность (холодное – это холодно). 3. Воспроизводит внешние свойства. | Особенности рационального познания: 1. Опора на результаты чувственного познания. 2. Абстрактность и объективность. 3. Воспроизведение внутренних законов и связей. |
Знание является единством чувственного и рационального познания, то есть без чувственного познания мир практически непознаваем (если ты слеп и глух, то тебе тяжело будет познавать мир, ну и если чел тупой, то ему будет крайне сложно познавать мир).
Интуиция–получение какого-либо знания в результате озарения , т.е. непонятным способом. Интуиция бывает:
1. Мистическая (религиозное откровение; дежавю).
2. Интеллектуальная (открытие Менделеевым таблицы Менделеева)
Знание–результат познавательной деятельности (знание как результат познания).
Смысл термина «знание»
1. Знание, как способность или умение (я знаю карате)
2. Знание ,как познавательное значение информации (я знаю как достать марихуану)
3. Знание ,как особая познавательная единица = знание, как смекалка
Виды знания
1. Житейское – строится на здравом смысле и личном опыте. (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании)
2. Научное – строится на понятиях. (Понимание действительности в ее прошлом, на-стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов).
3. Религиозное (мифологическое) – базируются на восприятии верой.
4. Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.
5. Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
6. Философское постижение мира – высшая форма теоретического познания.
Понятие истины, её критерии
Истина – знание, которое соответствует своему предмету и совпадает с ним.
ИСТИНА
ОБЪЕКТИВНАЯ СУБЪЕКТИВНАЯ
(Не зависит от человека (Зависит от человека
и человечества в целом) и человечества)
Основные свойства истинны
1) Истина есть некий процесс, но не одноразовый акт познания формулировки конкретного вопроса (истина познаётся долго).
2) Истина всегда конкретна (Т.е связана с конкретным местом и конкретным временем)
3) Истина всегда едина, то есть включает в себя 3 аспекта:
а) объективный;
б) абсолютный;
в) относительный.
Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина | Относительная истина |
Исчерпывающие, достоверные знания, которые никак не могут быть опровергнуты. Абсолютная истина – раз и навсегда. Например: любые аксиомы и законы физики (земля шарообразна). tкипения воды = 100°C. | Неполные, неточные знания. Например: Солнце вращается вокруг Земли – относительная истина, так как недостаточно информации, чтобы опровергнуть или доказать это. Относительная истина ограничена: - уровнем развития конкретного человека; - средствами и методами познания; - уровнем развития общества. Со временем относительная истина или опровергается (Земля плоская) или становиться абсолютной. |
Таким образом, разница между абсолютной и относительной истиной в степени точности и полноты отражения действительности.
Понятие «ложь»
1. Ложь, как заблуждение (несознательное искажение действительности). Заблуждение играет большую роль в истории науки, так как заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены, либо становятся истиной. Соответственно заблуждения способствуют новым критериям.
2. Ложь, как преднамеренный акт (преднамеренная ложь – сознательное искажение действительности).
Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения.
Критерии истины
1.Соответствие законам логики. Например, Петров создал вечный двигатель.
2. Соответствие ранее открытым законам науки
3. Соответствие фундаментальным законам. Например, закон сохранения энергии
4. Практика – система деятельности людей , направленная на преобразования окружающей действительности.
Формы практики:
А) труд (материальное производство);
Б) в качестве социальных действий (реформа, революция);
В) как научный эквивалент
Функции практики:
1. Как источник познания;
2. как основа познания;
3. как цель познания;
4. как критерий истины.
Другие определения истины:
· Истина как то, что подтверждено практическим опытом.
· Истина как соответствие знаний действительности.
· Истина как некое соглашение между людьми (конвенция), например, стул называть СТУЛОМ, а не диваном.
· Истина как свойство самосогласованности знаний, когда несколько наук или разные положения в одной науке приходят к одному выводу.