Формирование готовности школьников

к социальным отношениям

В политической области молодой человек должен не только определить свои политические позиции, но и попробовать свои силы в роли лидера, оценить свою роль избирателя и проявить ответственное отношение к ней, понять смысл участия представительных органов власти, роль законов и сформировать у себя готовность к их неуклонному исполнению.

Воспитание культуры демократических отношений выступает в качестве важной педагогической задачи. Ее суть - в способности ребенка вступать в разнообразные связи на основе норм и ценностей, отражающих уровень развития общественных отношений. Основными направлениями педагогической работы, обеспечивающей решение этой задачи, являются:

- формирование политической грамотности, выражающейся в наличии у учащихся знания истории, различных политических учений, политологии и умения ориентироваться в системе политических взглядов и отношений;

- стимулирование политических действий учащихся в структуре ученического самоуправления и детских организаций;

- создание условий для подготовки к участию в политической деятельности.

В духовной области - это формирование нравственной позиции во взаимодействии с людьми, определение своего отношения к религии, проба сил в гуманистических поступках, определение своих возможностей в эстетической деятельности. Основным регулятором этих отношений является нравственность ребенка, те моральные нормы, которые интериоризированы и определяют его поведение в различных ситуациях.

К задачам нравственного воспитания необходимо отнести следующие:

1. обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование чувств;

2. вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие ее сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм; формирование культуры общения, внешности и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения;

3. систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности, взаимоотношений в коллективе, отношений с учителями и родителями;

4. организацию нравственного самовоспитания детей.

Нравственное воспитание подразумевает включение следующих компонентов:

- целенаправленную работу по нравственному просвещению (уроки этики, беседы на нравственные темы, индивидуальные консультации и т.п.);

- актуализацию всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отношения «учитель – ученик», «учитель - родители учеников», повседневный стиль и «тон» работы школы);

- включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников;

- оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом пола учащихся.

Учитывая значимость отношения к окружающей среде, состояние которой сегодня является угрожающим для существования человечества, необходимо в качестве одной из приоритетных задач в духовной области выделить экологическое воспитание учащихся. Его целью является формирование нравственного отношения к природе, основанного на глубоком понимании места человека в окружающем мире, восприятии среды обитания как важнейшей для его жизнедеятельности.

Задачи экологического воспитания:

1. формирование экологического мировоззрения, базирующегося на принципиально иной системе жизненных ценностей;

2. освоение экологической этики, опирающейся на соответствующую мотивацию в нравственном «поле» личности;

3. формирование высокого уровня экологической культуры.

Одной из задач воспитания является формирование здорового образа жизни, который предполагает рациональное питание, рациональную организацию учебного процесса, труда и отдыха, сформированность устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам. Важным компонентом здорового образа жизни в школьные годы, в период развития и формирования организма являются регулярные занятия физической культурой и спортом.

В экономической области учащиеся апробируют свои профессиональные возможности (делают профессиональные пробы), а также осваивают различные роли в системе рыночных отношений (предприниматель, акционер, организатор, рядовой участник производства и т.п.).

Приоритетной задачей в экономическом воспитании является формирование конкурентоспособной личности. В этом случае предполагается овладение молодым человеком определенным способом поведения в реализации своих притязаний за право занять более значимое для него место в обществе.

К компонентам конкурентоспособной личности относятся экономическая грамотность, профессиональная мобильность, творческая активность, психологическая подготовленность. Движущей силой конкурентоспособной личности мы считаем мотив преодоления, который определяет активность человека в сложных социальных ситуациях.

Основными направлениями педагогической работы по формированию конкурентоспособной личности являются формирование специальных социальных знаний (экономических, юридических, психологических); включение учащихся в решение социальных проблем; стимулирование социального самотестирования и самоанализа своих потенциалов. Профессиональное самоопределение является частью экономического воспитания и предполагает вхождение человека в определенную сферу трудовой деятельности на основе собственного волеизъявления. Важнейшим средством профессионального самоопределения школьников является профессиональная ориентация, то есть целенаправленная работа, предполагающая оказание помощи учащимся в сознательном выборе профессии в соответствии с их способностями и интересами.

Основу в определении содержания воспитания могут составлять социальные роли, которые должен освоить человек, чтобы реализовать себя в системе общественных отношений. В концепции воспитания Н.М.Таланчука система ролей представлена через сферы жизнедеятельности личности[55].

Содержательную сторону процесса воспитания по отдельным сферам социализации и самореализации личности предлагают рассматривать авторы Петербургской концепции воспитания (И.А. Колесников, Л.С. Нагавкина, Е.Н. Барышников), подчеркивая, что для каждого воспитанника складывается индивидуальный маршрут освоения социальных сфер и ролей. Авторы определяют следующие сферы самореализации.

- семьянин, носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода;

Таблица 4

Наши рекомендации