Идеология как источник смыслов

Клиффорд Гиртц отметил еще одну функцию идеологии - она придает смысл действиям людей.

В последнее время различные правительственные органы требуют прекратить дискриминацию женщин и представителей национальных меньшинств при приеме на работу и учебу в высшие учебные заведения. Они требуют отчетов о выполнении этого требования, определяют квоты приема, часто угрожают в случае их несоблюдения ликвидировать фонды, предназначенные для исследовательских работ. Как объяснить такую политику? Она обусловлена идеологической позицией, которой придерживаются или давлению которой подвергаются правительственные органы. Эта позиция требует справедливости по отношению к группам, подвергающимся дискриминации.

Иногда администрация колледжа или университета отказывается уступить давлению, заявляя, что достаточно квалифицированных женщин и представителей национальных меньшинств не хватает, чтобы заполнить квоты. Чем объясняется их поведение? Оно также связано с их идеологической 'позицией, требующей обеспечить высокий уровень деятельности учебных заведений. Исходя из разных идеологических приоритетов, обе группы по-разному истолковывают и оценивают ситуацию. Мы не будем анализировать достоинства и недостатки обеих идеологий, нас интересует сейчас, как они действуют, придавая смысл и законность определенным требованиям. Политическая борьба зачастую состоит прежде всего в выяснении того, какая из конкурирующих идеологий может считаться более значительной и правомерной.

Раздел 1 Основные составляющие общества.

Глава 2. Культура

ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ В КУЛЬТУРЕ

Антропологи конца XIX в. были склонны сравнивать культуру с огромной коллекцией "обрезков и лоскутков", не имеющих между собой особых связей и собранных по воле случая. Бенедикт (1934) и другие антропологи XX в. утверждают, что формирование различных моделей одной культуры осуществляется на основе единых принципов. Например, общий принцип феодального общества - " порядок на основе иерархии".

Истина, наверное, где-то посередине. Культуры действительно имеют преобладающие черты, но ими не исчерпывается ни одна культура, есть еще и многообразие, и конфликты. Мы это подтвердим в дальнейшем.

Тема науки в американской культуре

Культурный конфликт

Разнообразие культурных форм

Раздел 1 Основные составляющие общества.

Глава 2. Культура

ТЕМА НАУКИ В АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Науку иногда называют главной темой американской культуры. Эта тема связана с другой важной для американцев ценностью - стремлением к активному овладению природой. По мнению Харви Брукса (1975), тема науки отражена во многих произведениях американской литературы, искусства, ей отведено важное место в американской истории и политике. Употребляя термин "наука", Брукс имеет в виду объективное исследование, применение системных методов решения ясно сформулированных задач и особое значение практической деятельности. Он сравнивает абстрактные взгляды современных физиков на Вселенную с абстрактными формами современного искусства и поэзии. Даже теория относительности, отмечает Брукс, оказала влияние на американскую культуру. "Вскоре после того, как идея относительности проникла в физику, антропологи стали придавать важное значение исключительному многообразию человеческих обычаев и этнических норм; они пришли к выводу, что нравственные принципы следует рассматривать не в абсолютном смысле, а в относительном, т.е. в связи с определенной культурой, под влиянием которой они сформировались" (с. 74).

Тема науки проникла также в массовую культуру. Об этом свидетельствует популярность научной фантастики и растущий интерес массового читателя к научно-популярным журналам, книгам и телевизионным программам.

Раздел 1 Основные составляющие общества.

Глава 2. Культура

КУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ

Брукс, по всей видимости, преувеличил степень культурного единства. Ведь в современном обществе происходят стремительные перемены.

Можно выделить по крайне мере три вида конфликтов, связанных с развитием культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние.

Термин "аномии", обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы прошлого столетия. В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии и политики и повышением роли торгово-промышленных кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы нравственных ценностей, которая в прошлом отличалась устойчивостью. С тех пор обществоведы неоднократно отмечали, что рост преступности, увеличение числа разводов и неразборчивость в сексуальных связях происходили в результате нарушения единства культуры, особенно в связи с неустойчивостью религиозных и семейных ценностей.

В начале нашего века Уильям Филдинг Огборн (1922) ввел понятие культурного запаздывания. Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления). Как считает Огборн, это приводит к постоянному несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры, и в результате возникает множество нерешенных социальных проблем. Например, прогресс в деревообрабатывающей промышленности связан с уничтожением обширных лесных массивов. Но постепенно общество осознает жизненную необходимость их сохранения. Точно так же изобретение современных машин привело к значительному росту несчастных случаев на производстве. Прошло много времени, прежде чем было введено законодательство, предусматривающее компенсацию за производственную травму. Мы рассмотрим тему культурного запаздывания более подробно в 20-й главе.

Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чуждой культуры, наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись колонизации со стороны народов Европы. Согласно исследованиям Б.К. Малиновского (1945), множество противоположных элементов культуры тормозило процесс национальной интеграции в этих обществах. Изучая общества Южной Африки, Малиновский выявил конфликт между двумя культурами, сформированными в совершенно различных условиях. Социальная жизнь туземцев до колонизации составляла единое целое. На основе племенной организации общества одновременно сформировались система родственных связей, экономический и политический уклад и даже приемы ведения войны. Культура колониальных держав, главным образом Великобритании, возникла в других условиях. Но когда европейские ценности были навязаны туземцам, произошло не объединение двух культур, а их неестественное, чреватое напряженностью смешение. По мнению Малиновского, эта смесь оказалась неустойчивой. Он правильно предсказал, что предстоит длительная борьба между этими двумя культурами, которая не прекратится и после того, как колонии обретут независимость. Она будет поддерживаться стремлением африканцев преодолеть напряженность в своей культуре. В то же время Малиновский верил, что в конечном итоге победят западные ценности.

Таким образом, модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между противоположными тенденциями - к объединению и разъединению. Мы вернемся к этой теме в конце главы в связи с анализом американской культуры и ее перспектив.


Наши рекомендации